ОБЩЕСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ КАК ФАКТОР ЛЕГИТИМАЦИИ ВЫБОРОВ

 
Код статьиS102694520016873-1-1
DOI10.31857/S102694520016873-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Одобрена к публикации
Авторы
Должность: Научный руководитель Института государства и права Тюменского госуниверситета
Аффилиация: Тюменский государственный университет
Адрес: Российская Федерация,
Аннотация

Общественное наблюдение на выборах автор статьи рассматривает как форму общественного контроля институтов гражданского общества за законностью выборов, способствующую укреплению доверия избирателей к итогам голосования, легитимности сформированной законодательной власти.

В статье анализируется практика видеотрансляции голосования, организации общественного наблюдения общественными палатами на выборах в Государственную Думу в 2021 году.

Делается вывод о необходимости совершенствования правового регулирования общественного контроля на выборах. Предлагается  предоставить право назначения наблюдателей на голосовании в местах принудительного содержания граждан общественным наблюдательным комиссиям. Поскольку демократические выборы являются формой народовластия, важно расширить федеральным законодательством возможность общественного контроля не только за голосованием, но и на предыдущих стадиях избирательного процесса.

Ключевые словаобщественный контроль; общественное наблюдение; видеонаблюдение; легитимация выборов; общественные палаты; правовое регулирование
Получено21.09.2021
Кол-во символов46592
Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 ОБЩЕСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ КАК ФАКТОР ЛЕГИТИМАЦИИ ВЫБОРОВ
2 © 2021 г. Г.Н. Чеботарев Тюменский государственный университет E-mail: chebotarev@utmn.ru
3 Общественное наблюдение на выборах автор статьи рассматривает как форму общественного контроля институтов гражданского общества за законностью выборов, способствующую укреплению доверия избирателей к итогам голосования, легитимности сформированной законодательной власти. В статье анализируется практика видеотрансляции голосования, организации общественного наблюдения общественными палатами на выборах в Государственную Думу в 2021 году. Делается вывод о необходимости совершенствования правового регулирования общественного контроля на выборах. Предлагается предоставить право назначения наблюдателей на голосовании в местах принудительного содержания граждан общественным наблюдательным комиссиям. Поскольку демократические выборы являются формой народовластия, важно расширить федеральным законодательством возможность общественного контроля не только за голосованием, но и на предыдущих стадиях избирательного процесса. Ключевые слова: общественный контроль; общественное наблюдение; видеонаблюдение; легитимация выборов; общественные палаты; правовое регулирование.
4 Цитирование: Чеботарев Г.Н. Общественное наблюдение как фактор легитимации выборов // Государство и право. 2021. №___. С. ____.
5 PUBLIC OBSERVATION AS A TOOL OF ELECTION LEGITIMACY
6 © 2021 Chebotarev G.N. Tyumen State University E-mail: chebotarev@utmn.ru
7 The author of the article considers election observation as a form of public control provided by civil society to contribute to election legitimacy and to strengthen voters’ confidence in the election results as well as in the legality of the legislative branch. The article analyzes the practice of video broadcasting of voting process, the cases of public observation done by public chambers at the elections to the State Duma in 2021. The conclusion is made about the need to improve the legal regulation of public control at elections. The author proposes to appoint election observers in places of detention with this right to be realized by civic monitoring commissions. Since elections are a form of democracy, it is important to expand the possibility of public control in the federal legislation not only over the vote, but also at the previous stages of the electoral process federal legislation. Key words: public control; public monitoring; video broadcasting of voting; election legitimacy; public chambers; legal regulation.
8 Демократические выборы органов публичной власти в строго определенном законом порядке создают предпосылки для легитимности публичной власти. Уже во время подготовки и проведения выборов формируется отношение избирателей к будущим органам публичной власти. Если избирательная кампания проходит гласно, законно и демократично под контролем институтов гражданского общества, то это вселяет надежду у избирателей, что их волеизъявление станет основой деятельности органов публичной власти по реализации интересов большинства граждан. Легитимации выборов способствует наблюдение. В избирательном законодательстве, равно как и в законодательстве об общественном контроле, не содержится легального определения понятия наблюдение. Однако его цель и порядок осуществления позволяют сделать вывод, что наблюдение представляет собой своеобразную форму общественного контроля за деятельностью избирательных комиссий. Как отмечает В.В. Гриб, общественный контроль за избирательным процессом «служит гарантией свободной реализации избирательных прав граждан, их соблюдение, гарантией свободного волеизъявления граждан в ходе выборов и референдума, а также созданию условий для признания результатов выборов и референдума действительными».1 1. Гриб В.В. Общественный контроль: учебник. М.: Издательская группа «Юрист», 2017. С. 529.

1. 1. Авдеев Д.А. Конституционализация легитимности в России: правовая потребность или цивилизационная необходимость // Государство и право. 2019. №8. 2. Большой Юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА-М, 2001. 3. Босова Е.Н. Контроль на выборах: политико-правовой аспект / Изд. Саратовского университета. Серия Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып.1. 4. Вайсберг А. Общественный мониторинг выборов в России – контроль или его имитация: обзор литературы // Generation PP – 2020. Приложение к журналу «Публичная политика». 2020. 5. Вайсберг А.С. Влияние общественного контроля на электоральные результаты инкумбента: случай губернаторских выборов в Санкт-Петербурге // Вестник Пермского университета. Политология. Т. 15. 2021. №1. 6. Галкин Д.В. Институт наблюдателей на выборах как форма общественного контроля // Вестник ТвГУ. Серия «Право». 2017. №1. 7. Гриб В.В. Общественный контроль: учебник. М.: Издательская группа «Юрист», 2017. 8. Емельянов М.В. Тектоника власти – Москва: изд-во «Весь мир», 2019. 9. Карастелев В.Е. Институционализация общественного контроля в системе правосудия и правоохранительной деятельности в современной России. Дисс. канд. полит. Наук. М. 2015. 10. Коновальчиков Я.А. О контроле, осуществляемом политическими партиями в избирательном процессе // Российский юридический журнал, 2017, №4. 11. Маркина Е.В., Позднышев А.Н. Расширение прав граждан Российской Федерации в сфере осуществления общественного контроля как способ предупреждения конституционных конфликтов // Конституционное и муниципальное право, 2020, №5. 12. Международные избирательные стандарты: сборник документов. Выпуск второй / Отв. ред. д.ю.н. В.И. Лысенко. – Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, 2009. 13. Михеева Т.Н., Шабалин Г.Ю. Совершенствование законодательства об электоральном общественном контроле // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16, №3 (124). 14. Общественный контроль на выборах. Учебное пособие. / Под общей редакцией В.В. Полянского и И.Б. Борисова. М.: Издательский дом «Бахрах-М», 2017. 15. Основной закон России: величие страны и достоинство граждан / Под ред. Ф.З. Алиева, Б.В. Межуева, А.Б. Рудакова – Рыбинск: Медиарост, 2021. 16. Плотников А.А. Общественное наблюдение на выборах как институт демократической избирательной системы // Право и государство: теория и практика. 2020. №4. 17. Постановление ЦИК РФ от 12.08.2021 №41/334-8 «О Разъяснениях порядка назначения наблюдателей Общественной палатой РФ, общественными палатами субъектов РФ при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, иных выборов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года» 18. Свод рекомендуемых норм при проведении выборов. Руководящие принципы и пояснительный доклад. // Европейская Комиссия за демократию через право. Серия «Наука и техника демократии». №34. Издание Совета Европы. 2003. (на русском языке). 19. Сунгуров А.Ю., Козлова Н.Н., Мамагуашвили Д.И. Общественные палаты как институты реализации патерналистской модели взаимодействия власти и общества: опыт Тверской области и Санкт-Петербурга // Полис. Политические исследования. 2020. №3. 20. Федотова Ю.Г. Государственный и общественный контроль в механизме обеспечения безопасности Российской Федерации. Монография. М.: Инфа-ру, 2021. 21. Чеботарев Г.Н. Общественный контроль на выборах: опыт и проблемы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 7. 22. Чиркин В.Е. Основы государственной власти: моногр. М., 1996.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх