Перспективы реформирования подходов к наделению физических лиц правовым статусом резидента Российской Федерации

 
Код статьиS102694520015038-2-1
DOI10.31857/S102694520015038-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующая кафедрой гражданского права и процесса и международного частного права Российского университета дружбы народов
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Научный сотрудник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса
Аффилиация: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Адрес: Российская Федерация, Владивосток
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 6
Страницы158-172
Аннотация

В настоящее время для признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации учитывается только срок его нахождения на территории страны в течение предшествующих 12 месяцев. Но в 2019 г. Минфин России заявил о необходимости изменения данного подхода как об одном из направлений налоговой политики на 2020 - 2022 гг. В качестве основных путей совершенствования правового регулирования названы сокращение фактического срока нахождения на территории Российской Федерации с 183 до 90 дней в течение года и введение дополнительных более гибких критериев, характеризующих связь того или иного лица с государством. Целью исследования является комплексная оценка подхода к определению резидентства физических лиц в российском финансовом законодательстве, позволяющая сделать вывод об обоснованности и перспективах его реформирования. В статье рассмотрены различные аспекты действующего правового регулирования в данной сфере, а также исследованы особенности наделения физических лиц правовым статусом налогового резидента в соответствии с международными соглашениями об избежании двойного налогообложения. К достоинствам существующего подхода можно отнести его простоту и определенность, которая связана с применением только одного объективного критерия – периода пребывания на территории государства. В таких условиях у налоговых агентов и налоговых органов не вызывает сложностей отнесение налогоплательщиков к категории налоговых резидентов, что в значительной степени упрощает администрирование и позволяет самим гражданам лучше понимать свой статус и связанные с ним права и обязанности. Парадоксально, но эта же черта может одновременно рассматриваться и как недостаток регулирования, поскольку фактически полностью отдает налоговое резидентство во власть самих гражданин, в первую очередь состоятельных. Простота в его установлении позволяет практически беспрепятственно изменять российскую налоговую юрисдикцию на другую в зависимости от личной выгоды. В результате государство не имеет возможности взимать налоги с доходов лиц, которые de facto имеют тесные личные и экономические связи с российской юрисдикцией, но de jure не отвечают формальным признакам налогового резидента, заранее планируя срок своего пребывания в Российской Федерации. В статье проанализированы основные подходы к определению резидентства физических лиц, применяемые в мировой практике, а также меры, которые предпринимают различные государства во избежание злоупотребления правом со стороны обязанных субъектов. Особое внимание уделено исследованию налогового резидентства в качестве ключевого условия реализации международного соглашения об обмене информацией о финансовых счетах (CRS MCAA), поскольку недобросовестное манипулирование налоговым статусом может препятствовать осуществлению государственного финансового контроля. Интерес представляет и изучение вопроса наделения физических лиц статусом резидента в условиях пандемии вируса COVID-19, поскольку отмена транспортного сообщения между странами на длительный период может вынужденно изменить налоговый статус многих граждан. В результате исследования авторы пришли к выводу, что подход к определению налогового резидентства физических лиц в Российской Федерации отличается от применяемого в большинстве развитых государств и нуждается в некотором сближении с общемировой практикой. В частности, внедрение в российское законодательство концепции центра жизненных интересов позволит рассматривать связь того или иного лица с российской юрисдикцией в индивидуальном порядке, исключая возможность для злоупотребления.

Ключевые слованалоговый резидент, физическое лицо, налог на доходы физических лиц, налоговая прозрачность, CRS
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-111-50121
Получено24.02.2021
Дата публикации28.06.2021
Кол-во символов49415
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 545

Оценка читателей: голосов 0

1. Коваль А.А., Левашенко А.Д., Синельников-Мурылев С.Г., Трунин П.В. Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России // Центр стратегических разработок. Москва. Март 2018 [Электронный ресурс]: https://www.csr.ru/issledovaniya/valyutnyj-uchet-no-ne-kontrol/

2. Фролова Е.Е., Цепова Е.А. 30 лет валютной либерализации в России: перспективы отмены ограничений на на движение капитала физических лиц // Государство и право. 2020. № 4. С. 108 - 124.

3. Altshuler, R., & Goodspeed, T.J. (2015). Follow the leader? Evidence on European and US tax competition // Public Finance Review, 43 (4). P. 485–504.

4. Appleton, S.F. (2013). Leaving Home-Domicile, Family, and Gender. UCDL Rev. 47. P. 1453–1519.

5. Aster, S. (2013). If Her Name Were Theo, There Would Be No Tax: Windsor v. United States, DOMA, and the Federal Tax Code. The Modern American, 9, P. 8 - 19.

6. Avi-Yonah, R.S. (2005) All of a Piece Throughout – The Four Ages of U.S. International Taxation. Virginia Tax Review. No. 2. P. 313–338.

7. Avi-Yonah Reuven S. (2004) International Tax as International Law. Tax L. Rev. 57 No. 4. P. 483 - 501.

8. Bauder, H. (2014). Domicile citizenship, human mobility and territoriality // Progress in Human Geography, 38 (1), P. 91 - 106.

9. Beale, J.H. (1919). Jurisdiction to Tax. Harvard Law Review, 32 (6). P. 587–633.

10. Cavelti, L.U. (2013). Automatic information exchange versus the withholding tax regime globalization and increasing sovereignty conflicts in international taxation // World Tax Journal (IBFD), 5 (2). P. 172–214.

11. Chirinko, R.S., & Wilson, D.J. (2017). Tax competition among US states: Racing to the bottom or riding on a seesaw? // Journal of Public Economics, 155. P. 147 - 163.

12. Christians, A. (2017). Buying in: Residence and Citizenship by Investment // Louis ULJ, 62. P. 51–72.

13. Colón, J.M. (1997). Changing US Tax Jurisdiction: Expatriates, Immigrants, and the Need for a Coherent Tax Policy. San Diego L. Rev. 34, 1. P. 1–91.

14. Contractor, F.J. (2016). Tax avoidance by multinational companies: Methods, policies, and ethics // Rutgers Business Review, 1 (1), P. 27–43.

15. Daurer, V., & Krever, R. (2014). Choosing between the UN and OECD tax policy models: An African case study // African Journal of International and Comparative Law, 22 (1). P. 1 - 21.

16. Dharmapala, D. (2016). Cross-border tax evasion under a unilateral FATCA regime // Journal of Public Economics, 141, P. 29–37.

17. Djankov, S. (2017). United States is Outlier in Tax Trends in Advanced and Large Emerging Economies. Peterson Institute for International Economics. Policy Brief. No. PB17-29. Available at: https://ideas.repec.org/p/iie/pbrief/pb17-29.html (accessed: 03.08.2020).

18. Eberle, E.J. (2011). The methodology of Comparative Law. Roger Williams UL Rev. 16. P. 51–72.

19. Fatale, M.T. (2000). State Tax Jurisdiction and the Mythical "Physical Presence" Constitutional Standard // The Tax Lawyer. 54 (1). P. 105–142.

20. Gerber, C., Klemm, A., Liu, L., Mylonas, V. (2018). Personal income tax progressivity: trends and implications. International Monetary Fund Working paper WP/18/246. Available at: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2018/11/20/Personal-Income-Tax-Progressivity-Trends-and-Implications-46332 (accessed: 14.08.2020).

21. Ghodsi, Z., Webster, A. (2018). UK Taxes and Tax Revenues: Composition and Trends. Intech Open. Vol. 74380. P. 83 - 96.

22. Himci, B., & Bungo, G.T. (2015). Domicile And Residence Of Individuals Under Ec Law And Albanian Legislation. Revue Européenne du Droit Social, Volume XXVIII, issue 3. P. 30–43.

23. Kemme, D.M., Parikh, B., & Steigner, T. (2017). Tax havens, tax evasion and tax information exchange agreements in the OECD // European Financial Management. No. 23 (3). P. 519 - 542.

24. Kirsch, M.S. (2014). Revisiting the Tax treatment of citizens abroad: reconciling principle and practice. Fla. Tax Rev. 16 (3). P. 117–222.

25. Maisto, G. (ed.). (2010). Residence of individuals under tax treaties and EC law (Vol. 6). IBFD. P. 17.

26. Momirov, A., & Fourie, A.N. (2009). Vertical comparative law methods: tools for conceptualising the International Rule of Law. Erasmus L. Rev. 2. P. 291 - 309.

27. Moreno, A.B. (2020). COVID-19 and Fiscal Policies: Unnecessary and Yet Harmful: Some Critical Remarks to the OECD Note on the Impact of the COVID-19 Crisis on Tax Treaties. Intertax, 48 (8/9). P. 814–830.

28. Morris, M. (2017). The 26 OECD Common Reporting Standard Loopholes. Available at: http://www.the-best-of-both-worlds.com/support-files/oecd-crs-loopholes-report.pdf (accessed: 30.07.2020).

29. Morten, B. and Zeume, S. (2018). The Review of Financial Studies, Volume 31, Issue 4, April 2018. P. 1221–1264.

30. Naseif, A.H., Hasan, S.I., Malik, Y.S., et. al. (2019). A Theoretical Review on Global Trends of Company Income Taxes and Alternatives of Tax Reforms // Account and Financial Management Journal. Vol. 4. P. 1883–1895.

31. Noked, N. (2018) Tax Evasion and Incomplete Tax Transparency. Laws, 7 (3), 31; Available at: https://doi.org/10.3390/laws7030031 (accessed: 20.08.2020).

32. Norr, M. (1961). Jurisdiction on Tax and International Income. Tax L. Rev. 17. P. 431.

33. Owens, J. (2015). Tax Transparency and BEPS // Journal of Tax Administration, 1 (2). P. 1–10.

34. Parchet, R. (2019). Are local tax rates strategic complements or strategic substitutes? // American Economic Journal: Economic Policy, 11 (2). P. 189 - 224.

35. Pross, A. (2015). How Tax Transparency Went Global - the new automatic exchange standard: from concept to reality. International Tax Review. 25 March 2015. Available at: https://www.internationaltaxreview.com/Article/3439573/How-tax-transparency-went-global-the-new-automatic-exchange-standard-from-concept-to-reality.html?ArticleId=3439573 (accessed: 30.07.2020).

36. Rohlin, S., Rosenthal, S.S., & Ross, A. (2014). Tax avoidance and business location in a state border model // Journal of Urban Economics, 83, P. 34–49.

37. Saint-Amans, P. (2016). Global tax and transparency: We have the tools, now we must make them work. OECD Observer. Available at: https://doi.org/10.1787/15615529 (accessed: 03.08.2020).

38. Shenkman, M.M., Rothenberg, L.E., & Matak, J. (2019). Changing Domicile for Tax Benefits and Asset Protection: The TCJA and Recent Court Decision Change the Calculus // The CPA Journal, 89(10), P. 62 - 67.

39. Shukla, V., & Shukla, S.K. (2019). Globalization and Tax Jurisdiction // ZENITH International Journal of Multidisciplinary Research, 9 (2). P. 58 - 64.

40. Swain, J.A. (2003). State Income Tax Jurisdiction: A Jurisprudential and Policy Perspective. Wm. & Mary L. Rev. 45. P. 319.

41. Thomas, S.R. (2018). Domicile in Multistate Personal Income Tax Residency Matters: Enter the Swamp at Your Own Peril. Pace L. Rev. 2018. Vol. 39. P. 875.

42. Valente, P. (2001). The ‘Center of Vital Interests’: A Review of Italy’s Rules on Tax Residence. Tax Notes International, P. 55 - 59.

43. Worster, W.T. (2017). Human Rights Law and the Taxation Consequences for Renouncing Citizenship // Louis ULJ. 62. P. 85 - 102.

44. Zelinsky, E.A. (2017). Defining Residence for Income Tax Purposes: Domicile as Gap-Filler, Citizenship as Proxy and Gap-Filler, 38 Mich. J. Int'l L. 271 Available at: http://repository.law.umich.edu/mjil/vol38/iss2/5 (accessed: 16.08.2020).



Дополнительные библиографические источники и материалы

Система Orphus

Загрузка...
Вверх