Problems of digitalization in the field of justice

 
PIIS102694520012242-7-1
DOI10.31857/S102694520012242-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: Saratov state law Academy
Address: Saratov, Russian Federation
Affiliation: Saratov state Law Academy
Address: Russian Federation
Occupation: associate Professor of Department of civil procedure
Affiliation: Saratov state Law Academy
Address: Russian Federation
Occupation: Leading research fellow, sector of Constitutional Law and Constitutional justice, Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Vice-Editor-in-Chief of journal “State and Law” of the Russian Academy of Sciences
Affiliation: The Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameGosudarstvo i pravo
EditionIssue 10
Pages151-159
Abstract

The relevance of the publication of the materials of the All-Russian “Round Table” is due to the need to study the process of digitalization of justice in the conditions of increasing social significance of remote technologies. The purpose of the “Round Table” is to analyze parallel functioning automated information systems of courts of different generations, shortcomings of legal regulation of electronic justice, law enforcement problems of operation of electronic platforms of courts, and develop proposals for improving legislation in the field of electronic justice

Keywordsdigitalization of justice, legal policy, automated information system of courts, electronic civil case
Received07.04.2020
Publication date16.11.2020
Number of characters39189
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 24 марта 2020 г. в Саратовской государственной юридической академии (СГЮА) в заочной форме прошел Всероссийский научно-практический «круглый стол» «Проблемы цифровизации в сфере осуществления правосудия». В рамках мероприятия обсуждались вопросы использования автоматических информационных систем, действующих в судебной системе (ГАС «Правосудие», «Мой Арбитр» и др.), опыт применения электронных интерактивных систем правосудия за рубежом, реалии и перспективы правового регулирования цифровых технологий в деятельности судов, направления правовой политики государства в сфере электронного правосудия.
2 Организаторами «круглого стола» выступил научный коллектив преподавателей СГЮА -участников гранта РФФИ № 18-29-16111 «Трансформация правового регулирования отношений, связанных с применением цифровых технологий в судебной системе и в системе исполнения судебных актов».
3 Открыл пленарное заседание А.В. Малько, д-р юрид. наук, проф., заслуженный деятель науки РФ, академик РАЮН.
4 Ниже приводятся выступления участников «круглого стола».
5 С.Ф. Афанасьев, зав. кафедрой арбитражного процесса СГЮА, д-р юрид. наук, проф., судья в отставке, в своем докладе осветил новую цифровую стратегию Европейского Союза в контексте правоприменительной деятельности. В феврале 2020 г. Еврокомиссия приняла новую цифровую стратегию Европейского Союза, которая охватывает многие вопросы, связанные с внедрением и использованием искусственного интеллекта (далее – ИИ) в различных областях человеческой деятельности, а также принципы разработки и применения юридических директив относительно ИИ. Комментаторы стратегии подчеркивают, что «директива выделяет семь основных факторов этической разработки ИИ. Искусственный интеллект должен создаваться в поддержку субъектности человека, а не наоборот; он должен быть надежным, устойчивым к ошибкам и лишенным уязвимостей перед атаками; граждане, в свою очередь, должны иметь контроль над своими данными, и эти данные не должны использоваться для причинения им вреда».
6 Среди прочего стратегия ЕС много внимания уделяет тематике соотношения ИИ и правосудия по гражданским, уголовным или административным делам, поскольку правосудие в последнее время претерпевает значительные технологические новшества, позволяющие ему перевести организационные, судопроизводственные, делопроизводственные и иные отношения на совершенно новый уровень во взаимодействии с участниками процесса.
7 В первую очередь разработчики директивы отмечают, что при осуществлении правосудия ИИ представляет собой некий «черный ящик», парадигмы действия которого достаточно сложны и неясны для суда и лиц, участвующих в деле, его частичное автономное от человека функционирование является трудно осознаваемым и рационализируемым с правовой точки зрения. Как правило, представители правоохранительных органов не обладают необходимыми знаниями и компетенциями, которые позволяли бы им проверить, каким образом ИИ принимает решения в рамках конкретного правоприменения. При этом, несмотря на всю эффективность действия ИИ, его работа показывает, что заложенные в него алгоритмы «могут отображать гендерные и расовые предрассудки, демонстрируя различную вероятность прогнозирования рецидивизма для женщин против мужчин или для граждан против иностранцев»1. 1. Белая книга. Брюссель, 2020. С. 11.

Number of purchasers: 1, views: 463

Readers community rating: votes 0

1. White paper. Brussels, 2020. P. 11, 21 (in Russ.).

2. Bryantseva O.V., Soldatkina O.L. Comparative analysis of foreign systems of electronic justice // Bulletin of the Volga region Institute of management. Vol. 19. 2019. No. 6. P. 36–47 (in Russ.).

3. Lotte D.S. Questions of borrowing and ordering foreign language terms and term elements. M., 1982. P. 234 (in Russ.).

4. Superanskaya A.V. General terminology: questions of theory. M, 1989 (in Russ.).

5. European e-Justice Portal. Automatic processing. URL: https://e-justice.europa.eu/content_automatic_processing-280-en.do

6. Salter, Shannon. Online Dispute Resolution and Justice System Integration: British Columbia’s Civil Resolution Tribunal. URL: https://doi.org/10.22329/wyaj.v34i1.5008 (дата обращения: 24.03.2020).

Система Orphus

Loading...
Up