Change in legislation in consumer society

 
PIIS102694520006885-4-1
DOI10.31857/S102694520006885-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of private and public law of the Penza state University
Affiliation: Penza state University
Address: Russian Federation, Penza
Journal nameGosudarstvo i pravo
EditionIssue 7
Pages125-134
Abstract

The article is devoted to the transformation of law-making and law-enforcement practice in the conditions of consumer society. The perception of a thing as an indicator of status, unjustified overestimation of the value of intellectual rights, property stratification, changes in the trade and financial spheres pose a threat to social, consumer and environmental security. The purpose of the article is to study the actual problems of legal regulation of such new manifestations of the era of consumerism as affluence, astroturfing, planned obsolescence, brand cult, etc. The analysis of the current situation makes it possible to state the need for wider application of public law methods of human rights protection. The author offers a study of the holistic concept of legal regulation in order to achieve an balance of private, public and public interests.

Keywordsconsumer society, transformation of legislation, astroturfing, affluence, planned obsolescence, holistic concept of legal understanding
Received25.09.2020
Publication date12.08.2021
Number of characters39299
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Постановка проблемы

2 В конце прошлого века произошла третья промышленная революция, плодами которой для т.н. золотого миллиарда планета Земля, помимо прочего, стали сдвиги в социальной значимости акта потребления. Приобретение товаров – не просто способ удовлетворения необходимых потребностей, но самодостаточный процесс и даже цель жизни. Роль индивидов как потребителей понемногу вытесняет другие роли, а обладание вещами стало определяющим фактором идентичности и средством социального взаимодействия. Произошедшие изменения принято называть терминами «общество потребления», «консюмеризм» или «потребительский капитализм».
3 Развитие общественных отношений, а также достижения технического прогресса привели к увеличению пространства между актом производства и актом потребления продукции. Это пространство заняли маркетологи, менеджеры по продажам, мерчандайзеры, специалисты в области интеллектуальной собственности и т.д. Их деятельность затрагивает ряд юридических и этических вопросов о влиянии промышленного производства на экосистемы, допустимом содержании рекламы, границах личного пространства покупателя, методологии исследований корпорациями рынка в целях увеличения прибыли.
4 К существенным социально-экономическим особенностям эпохи потребления следует отнести крайнюю индивидуализацию потребления, трансформацию торговой и финансово-кредитной сфер, изменение концепции вещи как показателя статуса, социальное расслоение, культ бренда. Эти особенности вызвали существенное преобразование права в России и за рубежом. Например, очевидные изменения правового регулирования происходят в сфере, связанной с культом тела, ухоженности, молодости. Ж. Бодрияр писал об изменении представления о теле как капитале и фетише в качестве особенности постиндустриального общества1. Современная медицина и фармакология – это не только отрасль промышленности по изготовлению товаров для лечения заболеваний, но рынок, который увеличивается из-за гипертрофированного внимания человека к своему телу. С точки зрения юриспруденции это неизбежно влечет формирование обширной категории гражданско-правовых отношений, в которых предметом сделок выступают услуги в области косметологии, пластической хирургии, фитнесс-тренингов и т.п. Возникает масса этико-правовых вопросов о научных исследованиях в области генной инженерии, евгеники, массовой медицины. 1. См.: Бодрийяр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры. М., 2006.
5 Помимо этого в условиях глобализации экономики и атомизации социума возникают новые явления, которые напрямую связаны с правами человека (нейромаркетинг, астротурфинг и т.п.). Широкую огласку получают судебные решения о смягчении юридической ответственности из-за подверженности обвиняемого такому проявлению общества потребления, как аффлюэнция (англ. affluenza). Данный термин не имеет точного перевода на русский язык, поскольку получен путем морфологического телескопизма английских слов affluence (богатство, изобилие) и influenza (инфлюэнция, грипп). Американские учёные Дж. Грааф и Т. Нейлор дают следующее определение рассматриваемому явлению: «болезненное, заразное, передающееся внутри общества состояние пресыщения, обременённости долгами, тревоги и опустошенности, которое является результатом упрямой погони за новыми приобретениями»2. В 2013 г. гражданин США Э. Коч, находясь за рулем автомобиля, сбил несколько человек (четверо погибли). Адвокаты подсудимого построили защиту на том факте, что их подзащитный подвержен аффлюэнции: с детства находился в привилегированном положении из-за финансового благополучия родителей, а значит, не мог полностью контролировать свои действия, садясь за руль в нетрезвом состоянии. Суд штата Техас согласился с доводами защиты и освободил автомобилиста от наказания в виде лишения свободы, основываясь на заключении эксперта о подверженности подсудимого аффлюэнции и неспособности в связи с этим осознавать в полном объеме последствия всех своих действий3. 2. Graaf J., Naylor T., Wann D. Affluenza: The All-Consuming Epidemic. San Francisco, Berrett-Koehler, 2002.

3. См.: Neil M. Affluenza' teen on probation for fatal crash is sent to pricey rehab [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: >>>> (дата обращения: 29.06.2019).

Number of purchasers: 1, views: 22

Readers community rating: votes 0

1. Baudrillard J. Consumer society: its myths and structures. M., 2006 (in Russ.).

2. Borzunova O.A. The Tax Code of the Russian Federation: genesis, history of adoption and trends of improvement. M., 2010. P. 46 (in Russ.).

3. Osipova E.S. Progressive taxation of income as a condition of social justice // Taxes. 2016. No. 1. P. 10 - 16 (in Russ.).

4. Smith G. Evaluation of trademarks. M., 2010. P. 17 (in Russ.).

5. Drozdiak N. Alphabet’s Google Responds to EU Antitrust Fine // Wall Street Journal. 30.10.2018. URL: https://www.wsj.com/articles/alphabets-google-responds-to-eu-antitrust-fine-1509388512 (accessed: 25.09.2019).

6. Ferdman R.A. We don’t need to drink less soda, according to research funded by Coca-Cola [Electronic resource]. – Access mode: URL: https://www.washingtonpost.com/news/wonk/wp/2015/08/11/the-worlds-largest-seller-of-sugary-drinks-is-telling-people-how-to-lose-weight/ (accessed: 01.09.2019).

7. Givel M. Consent and Counter-Mobilization: The Case of The National Smokers Alliance // Journal of Health Communication. 2007. No. 12 (4). P. 339–357.

8. Graaf J., Naylor T., Wann D. Affluenza: The All-Consuming Epidemic. San Francisco, Berrett-Koehler, 2002.

9. Gross G. FTC settles complaint about fake video game testimonials. Reuters. 26.08.2010 [Electronic resource]. – Access mode: URL: https://www.reuters.com/article/urnidgns852573c4006938/ (accessed: 01.09.2019).

10. Malbon J. Taking Fake Online Consumer Reviews Seriously // Journal of Consumer Policy. 2013. No. 36 (2). P. 139–157.

11. Neil M. Affluenza' teen on probation for fatal crash is sent to pricey rehab [Electronic resource]. – Access mode: URL: http://www.abajournal.com/news/article/affluenza (accessed: 29.06.2019).

12. Staff Report on the Development and Structure of the U. S. Electric Lamp Industry. Federal Trade Commision (1980) [Electronic resource]. – Access mode: URL: https://www.ftc.gov/sites/default/files/documents/reports/ (accessed: 25.09.2019).

13. Steele S., Gary Ruskin G., McKee M., Stuckler D. “Always read the small print”: a case study of commercial research funding, disclosure and agreements with Coca-Cola // Journal of Public Health Policy. 2019. Vol. 39. P. 1 - 13.

14. Streitfeld D. The Best Book Reviews Money Can Buy // The New York Times. 25.08.2012. P. 14 - 16.

Система Orphus

Loading...
Up