Cultural specificity of traditional Kazakh law and its characteristic features

 
PIIS013207690006731-6-1
DOI10.31857/S013207690006731-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameGosudarstvo i pravo
EditionIssue 9
Pages65-74
Abstract

The article analyzes the scope of the concept of traditional law, reveals the cultural peculiarities of traditional Kazakh law, taking into account the cult of shame "ұят болады".

Keywordstraditional law, traditional Kazakh law; cult of shame ("ұят болады"); sources of customary law
Received18.09.2019
Publication date23.09.2019
Number of characters37014
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Введение к проблеме традиционного казахского права

2 Понятие «традиционное право» в гуманитарных науках объясняется доиндустриальным состоянием общества. Действительно, исходя от соотнесенности права к аграрному или индустриальному типу обществ, было бы логично различать «традиционное» и «современное» право. Но, как показывает практика, данный критерий не может быть применён к современным религиозным традиционным правовым системам, которые успевают перешагнуть эпоху индустриализации и устремлены к постиндустриальному миру. Например, часто возникают сложности, когда пытаются применить этот критерий к мусульманской традиционной правовой системе. Сфера действия традиционного права не ограничивается аграрным периодом общества, и её следы обнаруживаются в современном мире не меньше, чем право позитивное. Г.В. Мальцев отмечает, что «индустриальная эпоха явилась преодолением основных традиционных ценностей, хотя многие традиционные порядки и институты продолжают существовать, особенно вне западной культуры»1. Но применительно к обычному праву казахов определение «традиционное право» вполне подходящее и соответствует его доиндустриальному положению, если рассмотреть вопрос в историческом контексте. Ведь «в традиционном обществе право также является традиционным»2.   1. Мальцев Г.В. Очерки истории раннего права и государства. М., 2010. С. 316.

2. Муромцев Г.И. О некоторых особенностях традиционного права в развивающихся странах Азии и Африки // Сов. государство и право. 1989. № 6. С. 95.
3 В определении статуса обычного права не только тип общества имеет важную роль, но и сила традиции является существенным фактором. «Обычай – это вид традиции, но вид специфический, нормативный»3, ̶ пишет Г.В. Мальцев. Другой исследователь, Г.Г. Небратенко, специалист по обычному праву традиционного общества, нормативную сущность обычаев раскрывает в их непосредственном регулировании общественных отношений: «…традиция представляет собою общее правило, находящееся в сфере общественного сознания. В отличие от традиции, обычай непосредственно регламентирует определённую разновидность общественных отношений»4. Нормы, вплетённые в тот или иной обычай, ̶ явление единичное по отношению к обычному праву, а последнее в свою очередь выступает как особенное. Традиция есть общее в этой системе отношений и отличается выраженной статичностью, в отличие от единичного – обычая, где динамизм является скорее закономерностью, чем исключением. Поэтому в правовых семьях, в частности традиционного типа, любое изменение норм права преломляется через укоренённые в обществе традиции и этические соображения, гармонизируя должное (традиции) с сущим (право). Связь традиции и права необходима. Не случайно, что в Индии, согласно утверждению французского учёного по антропологии права Р. Нурбера, «правило “дхармы” становится юридическим правилом лишь тогда, когда оно становится обычаем»5. В конечном счёте в этом и состоит суть диалектики традиции и обычного права на сегодняшний день – в нахождении точек соприкосновения между глобализирующим миром и традиционными ценностями. Обычное право и религиозное (индусское, мусульманское и проч.) в исследовании Г.И. Муромцева ещё в 1980-е годы рассматриваются как разновидности традиционного права, статус которого обусловлен, с одной стороны, типом общества, и с другой - традицией6. В действительности наличие традиции в обществе обусловливает существование соответствующего её статусу права. Но недостаток такой трактовки заключается в том, что она автоматически маркирует все существующие правовые системы как традиционные, если следовать логике такого суждения. В этой связи думается, почему римской правовой традицией представленные правовые системы мира, несмотря на огромную роль христианской религии в её развитии, не называются традиционными, хотя вина («первородный грех», а также «личные» грехи7) и идея спасения души (искупление, исповедальная практика) как фундаментальные категории христианства лежат в основе западной правовой культуры, в частности правового мышления. «Искупление подразумевало уплату определённой цены, - пишет Г. Берман, - а вовсе не постепенное исправление: душа оставалась виновной (то есть в долгу) вплоть до полной оплаты назначенной цены»8. Как кажется, в этом и кроется наблюдаемая Н. Руланом причина существования «патологического» видения западной юриспруденции в вопросах понимания природы правонарушения9. Все это показывает, что эволюция светской черты западного права не меняет сути традиции, так как религиозная идея в процессе секуляризации превращается в рациональный концепт «культ вины» и продолжает занимать ведущее место в современных юридических конструкциях обществ западного типа. 3. Мальцев Г.В. Очерк теории обычая и обычного права // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики. Ростов н/Д., 1999. С. 13.

4. Небратенко Г.Г. Обычно-правовая система традиционного общества: дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д., 2011. С. 195.

5. Рулан Н. Историческое введение в право / пер. с фр. А.Б. Воронова и др. М., 2005. С. 42.

6. См.: Муромцев Г.И. Указ. соч. С. 95.

7. Два вида греха хорошо показывается в работе Г. Бермана. Он отмечает: «В отличие от первородного греха человечества (Адамова греха), реальные грехи отдельных христиан, крещенных и кающихся, не требуют уничтожения в качестве единственной меры, соизмеримой с тяжестью деяния; их можно искупить временными наказаниями в этой жизни и в чистилище» (см.: Берман Г.Д. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 181).

8. Берман Г.Д. Указ. соч. С. 169.

9. См.: Рулан Н. Юридическая антропология. М., 1999. С. 44.

Number of purchasers: 2, views: 657

Readers community rating: votes 0

1. Avtonomov A.S. Structural analysis of legal culture // Journal of foreign legislation and comparative law. 2016. No. 2. P. 6 (in Russ.).

2. Andrichenko L. Traditional nature management of indigenous peoples of Russia and problems of legal regulation [Electronic resource] - Access mode: URL: http://sfd-canada.nonolet.ru/text/Andrichenko.htm (accessed: 16.12.2005) (in Russ.).

3. Bekmakhanova N E. Features of the judicial system for nomads in Kazakhstan in the second half of the 19th century // Personality, society and power in the history of Russia: a systematic comparative analysis: international materials of the International conf. M., 1998. P. 276 (in Russ.).

4. Berman G.D. Western tradition of law: the era of formation. M., 1998. P. 169, 181 (in Russ.).

5. Dyuvernua A.L. Materials for the dictionary of the old Russian language. 2th ed., repr. M., 2016. P. 166 (Ser. "Linguistic heritage of the XIX century) (in Russ.).

6. Zhukova E.V. The right to traditional nature management of indigenous peoples of Russia in the system of their environmental rights: autoref. dis. ... PhD in Law. M., 2010. P. 13 (in Russ.).

7. Zimanov S. Kazakh Court of biys unique judicial system. Almaty, 2008 (in Russ.).

8. Maltsev G.V. Essay of the theory of customary and customary law // Customary law in Russia: problems of theory, history and practice. Rostov n/D., 1999. P.13 (in Russ.).

9. Maltsev G.V. Essays on the history of early law and the state. M., 2010. P. 316 (in Russ.).

10. Muromtsev G.I. On some features of traditional law in developing countries of Asia and Africa // Soviet State and Law. 1989. No. 6. P. 95 (in Russ.).

11. Naumkin V.V. Customary law of the nomadic peoples of Eastern Siberia in the legal system of the Russian state in the XIX - beginning of XX centuries: dis. ... Doctor of Law. M., 2010. P. 59 (in Russ.).

12. Abramenko G.G. A customary system of traditional society: dis. ... Doctor of Law. Rostov n/D., 2011. P. 195 (in Russ.).

13. Plotskaya O.A. Customary law of the Permian peoples in the Russian Empire of XVIII - XIX centuries: historical and legal aspect: dis. ... Doctor of Law. P. 252 (in Russ.).

14. Rulan N. Historical introduction to the law / translated from French A.B. Voronov and others. M., 2005. P. 42 (in Russ.).

15. Rulan N. Legal anthropology. M., 1999. P. 44 (in Russ.).

16. Sinitsyna I.E. Custom and customary law in modern Africa. History of study. Codes of customary law. M., 1978. P. 174 - 226 (in Russ.).

17. Srtlyan S.V. Law and traditional way of life: dis. ... PhD in Law. Vladimir, 2008. P. 87 (in Russ.).

18. Supataev M.A. Islamic law and its role in the legal systems of the countries of Tropical Africa // Islamic law (Structure and main institutions): collection of articles / editorial Board: L.R. Syukiyainen (resp. ed.) and others. M., 1984. P. 50 (in Russ.).

19. Supataev M.A. Problems of correlation of culture of "guilt "and culture of "shame" in traditional law // Customary law of Russia: problems of theory, history and practice / resp. ed: G.V. Maltsev, D. Yu. Shapsugov. Rostov n/D., 1999. P. 230 (in Russ.).

20. Tikhomirov Yu. A. Course in comparative law. M., 1996. P. 139, 140 (in Russ.).

21. Zimanov S.Z., Oserov N. The influence of Shari'a on the laws of the Kazakh customs. Almaty, 1998 (in Kazakh).

22. Toktabay A. The history of the Kazakh horse. Almaty, 2010 (in Kazakh).

Система Orphus

Loading...
Up