Providing the balance of the private prosecutor and public interests in the sphere of protection of economic rights

 
PIIS013207690004864-2-1
DOI10.31857/S013207690004864-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Research Institute of the Federal state educational institution of higher education “University of Prosecutor's office of the Russian Federation”
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameGosudarstvo i pravo
EditionIssue 5
Pages90-97
Abstract

In the Rule of Law, in the implementation of any guaranteed right, it is important to ensure the balance of public and private interests, which is highly relevant in the implementation of economic rights, to the content of which scientists generally include only two basic rights - ownership and the right to engage in entrepreneurial activities.

The reality of economic rights is defined in the normative legal acts that fix them, the supervision of the exact execution of which is carried out by the prosecutor's office. Ensuring that the public prosecutor's balance of public and private interests when supervising the implementation of laws on the protection of economic rights is particularly important because the prosecutor's office is able not only to protect the rights of one or several citizens, but also to effectively respond to violations that affect the rights of many people simultaneously.At the same time, ensuring the balance of public and private interests, along with transparency, independence, can be called as the basic principles of the activities of the prosecution authorities. This principle permeates the use of all means of prosecutorial response to the violation of human and civil rights and freedoms, including economic rights.

Keywordsprivate, public, interest, balance, economic, rights, prosecutor, supervision, principle, means, response
Received22.04.2019
Publication date21.05.2019
Number of characters28452
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Со становлением и развитием рыночных отношений проблема соблюдения баланса публичного и частного интересов, степени возможного вмешательства государства в частную жизнь приобретает особую актуальность. В правовом государстве при реализации любого гарантированного права или свободы на передний план выходит проблема соблюдения баланса публичных и частных интересов, решение которой имеет высокую значимость именно в сфере реализации экономических прав, в регулировании которых важную роль играют нормы частного права.
2 Необходимо отметить, что категория экономических прав граждан является одним из юридических институтов, получивших закрепление уже в наиболее ранних документах, касающихся прав и свобод человека и гражданина. Так, в Декларации прав человека и гражданина (Франция, 1789 г.) в ст. 17 провозглашалось право частной собственности1. В новейшей истории экономические права граждан получили отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), которой провозглашено право владения имуществом (ст. 17)2. 1. См.: Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. 8-е изд., испр. и доп. М., 2012. С. 117–119.

2. См.: Росс. газ. 1998. 10 дек.
3 В Конституции РФ закреплены следующие экономические права граждан:
4 право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34);
5 право частной собственности (ч. 1 и 2 ст. 35), разновидностью которой является право частной собственности на землю (ст. 36).
6 Указанные статьи составляют так называемый «экономический» блок прав. Применительно к реализации названных прав Конституция РФ оперирует понятием «каждый», что позволяет отнести к субъектам этих прав не только гражданина, но и человека (вне его зависимости от принадлежности к гражданству Российской Федерации или иного государства либо отсутствия устойчивой правовой связи с каким-либо из государств или государственных образований).
7 Не случайно в содержание экономических прав многие ученые включают лишь два основных права – право собственности и право на занятие предпринимательской деятельностью (основой которого является право частной собственности)3. Имеются научные подходы, предполагающие включение в число прав и свобод в сфере экономической деятельности помимо права частной собственности и права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность право на землю и право на жилище4. Полагаем, однако, что эти права применительно к сфере экономики предполагают в первую очередь именно право собственности на указанные объекты. 3. См., напр.: Конституционное (государственное право) зарубежных стран: учеб.: в 4 т. Т. 1 - 2. Часть общая / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 2000. С. 84, 105 - 108.

4. См.: Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учеб. М., 2017. С. 50.
8 Более того, можно согласиться с мнением о том, что по своей социальной сути собственность - это все то, что человек может считать своим, прежде всего его жизнь и свободу5. Собственностью могут являться земля, товары, деньги, взгляды и убеждения, безопасность, свобода личности, способности, дарования6. В широком смысле собственностью человека являются свобода использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законодательством экономической деятельности, свобода его экономической деятельности. Таким образом, право собственности является ключевой составляющей экономических прав, а также предопределяет существование иных основных прав человека и гражданина и определяет пределы вмешательства государства в сферу индивидуальных прав и свобод. 5. См.: Яковлев А.М. Социальная структура общества и право: учеб. пособие. М., 2009. С. 69.

6. См.: Пайпс Р. Собственность и свобода. М., 2000. С. 10.

Number of purchasers: 2, views: 612

Readers community rating: votes 0

1. Vinokurov A. Yu. K voprosu o pravovoj reglamentacii prokurorskoj proverki // Adminis-trativnoe i municipal'noe pravo. 2017. ¹ 8. S. 1 - 13 [Elektronnyj resurs] - Dostup iz SPS “Kon-sul'tantPlyus”.

2. Grazhdanskoe pravo: ucheb.: v 4 t. / pod red. E.A. Suhanova. T. 1. M., 2005. S. 52, 53.

3. Kazarina A.H. Teoreticheskie i prikladnye problemy prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov ekonomicheskoj napravlennosti: dis. … d-ra yurid. nauk. M., 2009. S. 233, 234.

4. Kapinus O.S. Prokurorskij nadzor za ispolneniem zakonov: sostoyanie i perspektivy razvitiya // Zakonnost'. 2013. ¹ 7. S. 3.

5. Konstitucii zarubezhnyh gosudarstv: Velikobritaniya, Franciya, Germaniya, Italiya, Evropejskij Soyuz, Soedinennye Shtaty Ameriki, Yaponiya: ucheb. posobie. 8-e izd., ispr. i dop. M., 2012. S. 117–119.

6. Konstitucionnoe (gosudarstvennoe pravo) zarubezhnyh stran: ucheb.: v 4 t. T. 1 - 2. Chast' obshchaya / otv. red. B.A. Strashun. M., 2000. S. 84, 105 - 108.

7. Nauchnye koncepcii razvitiya rossijskogo zakonodatel'stva / pod red. T.Ya. Habrievoj, Yu.A. Tihomirova. M., 2015. S. 158.

8. Obespechenie prokurorom balansa chastnogo i publichnogo interesov v sfere zashchity prava chastnoj sobstvennosti / L.I. Aleksandrova i dr. M., 2015. S. 15, 16.

9. Pajps R. Sobstvennost' i svoboda. M., 2000. S. 10.

10. Povetkina N.A. Platezhnyj balans Rossijskoj Federacii: pravovoj aspekt // Aktual'nye problemy ross. prava. 2014. ¹ 12.

11. Sedova Zh. I., Zajceva N.V. Princip estoppel' i otkaz ot prava v kommercheskom oborote Rossijskoj Federacii. M., 2014.

12. Shahraj S.M. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii: ucheb. M., 2017. S. 50.

13. Yakovlev A.M. Social'naya struktura obshchestva i pravo: ucheb. posobie. M., 2009. S.°69.

Система Orphus

Loading...
Up