Антропология в философии права: постановка проблемы

 
Код статьиS013207690004426-0-1
DOI10.31857/S013207690004426-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 3
Страницы61-73
Аннотация

В статье рассматривается связь между свойствами человека и свойствами государства и права. Предлагается концепция неизменной природы человека, государства и права. Дается характеристика человека как гражданина и патриота. Раскрывается существо политического отчуждения, объясняется невозможность его преодоления. Показываются особенности связи между бытием личности и бытием права.

Ключевые словафилософия права, общая теория права, социология права, антропология права, онтология права, политическое отчуждение, права человека
Получено25.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов59720
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

Понятие человека

2 Происхождение человека. Человек – это биологическое существо, наделенное разумом и представлением о нравственности, живущее в коллективе и осуществляющее целеполагающую предметно-практическую деятельность. Человек принадлежит одновременно двум мирам – природе и культуре. В качестве биологического организма он – часть природы, как разумное нравственное существо – элемент культуры. Человек являет собой противоречивое единство природы и культуры. Тема природы человека, его сущностных свойств – вечная в истории человеческой мысли. Философы и ученые древности и нашего времени предлагали и продолжают предлагать свои трактовки человека, но нельзя сказать, чтобы мы приблизились к истине. Вопрос о сущности человека окончательно решен быть не может, поскольку упирается в метанаучные и мировоззренческие проблемы. Есть, как минимум, два вопроса, решение которых не представляется возможным современными научными средствами: происхождение биологической жизни и природа человеческого сознания. Тема происхождения человека и человечества – область гипотез, построенных на крайне обрывочных, фрагментарных, противоречивых данных истории. Проблема сознания в конечном счете сводится к мировоззренческому выбору между идеализмом (религией) и материализмом, надо принимать на веру либо одну, либо другую позицию.
3 В европейской традиции тема происхождения человека приобрела вид дилеммы: человек есть либо продукт эволюции, либо результат акта творения. С эволюционной точки зрения человек на определенном этапе своего развития выделяется из животного мира и приобретает надбиологические свойства, становится разумным нравственным существом. В социальных науках эволюционная теория является почти общепризнанной, она широко распространена, служит базой для подавляющего большинства научных исследований в области человеческой деятельности и культуры. Считается, что человек выделяется из особой ветви гоминидов (к ним относятся как люди, так и человекообразные обезьяны) и проходит в своем развитии ряд стадий: сначала появляется австралопитек (ок. 3 млн лет назад; юг и восток Африки), затем питекантроп (ок. 500 тыс. лет назад; Азия, Европа, Африка), неандерталец (200 - 35 тыс. лет назад; Европа, Азия, Африка) и, наконец, около 50 тыс. лет назад возникает человек современного типа – Homo Sapiens, «человек разумный». Многие учение полагают, что непосредственным предшественником «человека разумного» был кроманьонец (40 - 30 тыс. лет назад; Европа, Азия). В процессе антропогенеза были два качественных скачка. Первый связан с появлением отличительных морфологических особенностей человека (большой мозг, прямохождение, подвижная и развитая кисть руки), мышления и языка, формированием зачатков социальной организации; второй – с появлением Homo Sapiens. Основными движущими силами процесса антропогенеза были: половой отбор (женщины выбирали наиболее сильных мужчин, что обеспечивало лучшее потомство), развитие кисти руки, увеличение и развитие мозга, изготовление орудий труда и сам процесс труда. В период «каменного века» (от 2 млн – до 8 тыс. до н.э.) человек переходит от первобытного стада к праобщине. В «новокаменный век» (неолит; 8–4 тыс. до н.э.) появляется первобытное общество, совершается так называемая неолитическая революция, люди переходят к оседлому образу жизни и производящему хозяйству. В «бронзовом веке» (4 – начало 1-го тыс. до н.э.) возникают первые государства, «железный век» (начало 1-го тыс. до н.э. – IV - VI вв. н.э.) знаменуется образованием классовых обществ и государств.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1422

Оценка читателей: голосов 0

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 2. М., 2001. С. 400, 401.

2. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С. 160–162.

3. Философская энциклопедия: в 5 т. Т. 3. М., 1964. С. 196; Т. 4. М., 1967. С. 189.

4. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 2009. С. 483.

5. Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 456.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх