Регион Южного Кавказа в контексте новых геополитических реалий: «Закавказье» или «Большой Ближний Восток»

 
Код статьиS271332140016998-4-1
DOI10.18254/S271332140016998-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший преподаватель Кафедры политологии
Аффилиация: Российско-Армянский (Славянский) Университет
Адрес: Армения, Ереван, ул. Неркин Шенгавит 2, д. 7
Название журналаЕвразия. Эксперт
ВыпускВыпуск 3
Аннотация

Происходящие на периферии Хартленда события показывают четкую связь между процессами на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Дело в том, что независимые республики (признанные и непризнанные) должны еще занять свое место в новом миропорядке, чему доказательством является бурный 2020 год в Закавказье и стремительные изменения в Центральной Азии (Таджикистан, Кыргызстан, Афганистан). Все эти сюжеты имеют свою логику и содержание. В этой статье мы обратим внимание больше на Южный Кавказ, страны которого, несмотря на их многолетнее соседство, существуют в различных региональных, культурных и политических пространствах со всеми вытекающими из этого последствиями.  

Ключевые словаВторая Карабахская война, Арцах, армяно-азербайджанские отношения, Россия, Турция, Иран, разблокировка коммуникаций
Получено29.09.2021
Дата публикации15.11.2021
Кол-во символов13525
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Новая расстановка сил
2 После 44-дневной войны в Нагорном Карабахе региональные процессы трансформировались в нечто иное, создав сразу несколько сюжетов международных отношений, объединение которых выгодно не всем игрокам [5]. Для России и Турции важно разделить сюжеты по мере их влияния на собственные интересы, но по разным причинам: России важно сохранить статус посредника в отношениях между Арменией и Азербайджаном, а также укрепить позиции миротворческого контингента в НКР; Турции в новых для себя условиях приходится импровизировать, повсеместно разыгрывая «сирийский сценарий» [2]. Именно поэтому представители МИД РФ разделяют сюжеты о делимитации армяно-азербайджанской границы1, вопросе статуса Нагорного Карабаха и разблокировки транспортного сообщения на Южном Кавказе2, в то время как Турция проталкивает новые форматы сотрудничества, якобы не обращая внимания на карабахский фактор3. В свою очередь, правящая сила в Армении во главе с Н. Пашиняном, в общем, двигается в фарватере российской внешней политики по поводу разделения «сюжетов», но придерживаясь иной логики, связанной с «положительными» экономическими эффектами от открытия границ с Азербайджаном и Турцией4 и сопрягая все эти вопросы с формулой «отделение во имя спасения» народа Арцаха5. Азербайджан же стремится завершить глобальную «сделку» по Карабаху на основе некоторого всеобъемлющего соглашения, закрепляющего «завоевания» И. Алиева6, хотя вряд ли региональные игроки (в том числе, Турция) будут способствовать полной реализации этого сценария. 1. Захарова заявила о необходимости скорейшего запуска делимитации и демаркации границы между Арменией и Азербайджаном. Новости-Армения, 09 июля 2021. – URL: >>>>

2. Лавров заявил, что статус Нагорного Карабаха еще предстоит согласовать. ТАСС. 09 июня 2021. – URL: >>>>

3. Логинова К. Заклятые друзья: возможен ли шестисторонний формат сотрудничества на Южном Кавказе. – Известия. 12 декабря 2020. – URL: >>>>

4. Пашинян назвал приоритет Армении в Карабахе. РИА-Новости. 08 января 2021. – URL: >>>>

5. Tatikyan S. Remedial Secession in the Programs and Statements of the Political Forces Competing in Armenian Elections. EVN-report. 15 June 2021. – URL: >>>>

6. Алиев счел исчерпанным нагорно-карабахский конфликт. Интерфакс. 25 июня 2021. – URL: >>>>
3 В сухом остатке мы получаем продолжающийся кризис внутренней и внешней политики Армении, возможное недовольство Азербайджаном неокончательным решением всех вопросов и активное включение в игру России и Турции, которые будут взаимодействовать в одновременном формате «вытеснение/сближение» [2]. Очевидно, что у российского руководства был определенный план действий в случае того или иного исхода военных действий в Нагорном Карабахе с дальнейшими перспективами (например, окончательное освоение региона Южного Кавказе посредством интеграционных проектов7), но фактор Турции помешал ее реализации, хотя и не изменил весь формат взаимодействия в регионе. Россия остается заинтересованным посредником в отношениях между Арменией и Азербайджаном, но роль Турции разбавляет атмосферу в Закавказье и восточнее, включая нотку перемен на всем евразийском пространстве. 7. Страны ЕАЭС обсудили подключение Азербайджана к работе союза. РБК. 14 апреля 2021. – URL: >>>>
4 Общие позиции США и России?
5 Долгие годы эксперты выделяли два геополитических пояса, где интересы России и США (или коллективного Запада), если не полностью, то, частично, совпадают. Это были зоны конфликтов в Нагорном Карабахе и Афганистане8. В первом случае общая позиция проявлялась вокруг консенсуса в рамках применения «базовых» принципов к урегулированию конфликта, а второй кейс был основан на поддержке Россией действий коалиции в Афганистане. 8. Посол РФ: позиции России и США по Нагорному Карабаху в принципиальном плане совпадают. ТАСС. 17 октября 2020. – URL: >>>> ; Интересы России и США по Афганистану совпадают, заявили в МИД. РИА-Новости. 14 июля 2021. – URL: >>>>

всего просмотров: 532

Оценка читателей: голосов 0

1. Буря на Кавказе. / Под ред.: Р. Н. Пухова. — М.: Центр анализа стратегий и технологий, 2021. — 128 с.

2. Маркедонов С., Каледжи В., Хас К. Слом статус-кво и международное измерение кризиса в Нагорном Карабахе. Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай». Декабрь 2020. URL: https://ru.valdaiclub.com/files/36258/

3. Медушевский А.Н. 2018. Популизм на Западе и в России: сходства и различия в сравнительной перспективе. – Популизм как общий вызов. Отв. ред. К. Кроуфорд, Б.И. Макаренко, Н.В. Петров. М.: Политическая энциклопедия. С. 47-57.

4. Минасян С. Сдерживание в карабахском конфликте. / Ред.: А. Искандарян, Институт Кавказа. – Ереван, 2016. 276 стр.

5. Послевоенные перспективы Нагорного Карабаха. Доклад по Европе №264 | 9 июня 2021 года. «Международная кризисная группа».

6. Союзники России: Формальные обязательства и фактическое сотрудничество / И.В.Фомин, Н.Ю.Силаев, А.В.Макарычева, С.А.Столярова, Э.П.Шавлай // Международные процессы. – 2019. – Т. 17. №2 (57). – С. 101-130.

7. McLennan, B. N. (1974). Implications of the Nixon doctrine for American international negotiation. Il Politico, 39(4), 553–566. URL: http://www.jstor.org/stable/43207822

8. Prospects for peace in Nagorno-Karabakh: international and domestic perspectives. – Ed. Alexander Iskandaryan. – Yerevan: Caucasus Institute. 2018. – 156 p.

9. Van Veen E., Yüksel E., Too big for its boots. Turkish foreign policy towards the Middle East from 2002 to 2018. CRU Report. July 2018 URL: https://www.clingendael.org/sites/default/files/2018-07/too-big-for-its-boots.pdf

Система Orphus

Загрузка...
Вверх