Task Expansion of the CIS in Humanitarian Sphere: Potential of Eurasian Integration in Human Rights

 
PIIS271332140014651-3-1
DOI10.18254/S271332140014651-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Researcher
Affiliation: State Academic University for Humanities, Bielefeld University
Address: Russian Federation, Moscow Maronovskiy pereulok 26, 119049
Journal nameEurasia. Expert
EditionIssue 1
Abstract

"Disruption of democracy" and "violation of human rights" are traditional arguments of Western countries, which they use to explain their interference in the internal affairs of other states. To combat the politicization of human rights issues, members of the CIS have proposed the creation of their own human rights commission. As it was noted at the March meeting of the relevant expert group, it should contribute to strengthening the humanitarian dimension of integration. The purpose of this article is to understand what goals would be set for such a body and how it would work. 

KeywordsCommonwealth of Independent States, human rights, Eurasian Integration
Received16.04.2021
Publication date16.04.2021
Number of characters13703
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Четвертого марта 2021 года в стенах Исполнительного комитета СНГ состоялось1 заседание экспертной группы по созданию Комиссии по правам человека. Несмотря на то, что эксперты министерств иностранных дел стран СНГ декларировали намерение задействовать правочеловеческий потенциал Содружества, участники заседания отметили, что организационные и финансовые вопросы деятельности Комиссии по правам человека «нуждаются в проработке». Означает ли подобная формулировка то, что создание Комиссии по правам человека будет в очередной раз отложено «под сукно»? Нужна ли вообще такая комиссия, какими могут быть ее цели, функция и структура? 1. Страны СНГ считают актуальным запуск деятельности Комиссии по правам человека Содружества, 04.03.2021, Исполнительный комитет СНГ. URL: >>>> (дата обращения 15.04.2021)
2 Предыстория вопроса
3

История Комиссии по правам человека весьма противоречива. Впервые о ее создании на пространстве Содружества Независимых Государств заговорили в период его формирования. Устав СНГ был принят 22 января 1993 г. и его cтатья 33 регламентировала создание Комиссии по правам человека как консультативного органа Содружества2. Предполагаемый мандат Комиссии включал наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя членами Содружества. Проработка организационных вопросов создания Комиссии прошла быстро, и уже 24 сентября 1993 г. главы государств утвердили Положение о Комиссии по правам человека СНГ.

2. Устав СНГ, 22.01.1993, ратифицирован постановлением Верховного Совета РФ от 15 апреля 1993 года N 4799-1. URL: >>>> (дата обращения 15.04.2021)
4

Учитывая политическую обстановку, в 1993 г. создание такой Комиссии вряд ли содействовало развитию евразийских интеграционных связей. По-видимому, Комиссия создавалась участниками Беловежского процесса по политическим причинам с целью продемонстрировать странам западноевропейской группы политический курс на окончательный слом советской гуманитарной системы. Об этом свидетельствует то, что несмотря на решение о создании Комиссии в 1993 г., у нее даже не было договора, за применением норм которого она могла бы наблюдать: Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека была принята двумя годами позднее — в 1995 г.

5 Вместо этого предполагалось, что Комиссия будет наблюдать за международными обязательствами, принятыми на себя государствами Содружества. Об этом свидетельствует Приложение к Положению о Комиссии, которое создавали в ходе консультаций в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе3. Перечень обязательств СССР намеренно назван Перечнем договоров, в которых участвовал СССР — это позволило разработчикам документа включить туда Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, приоритет западных стран, учреждающий Комитет по правам человека — конвенционный орган Международного пакта по гражданским и политическим правам. 3. См. Преамбулу Декларации глав государств – участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод, «Бюллетень международных договоров» N 9, 1994 г., Москва. URL: >>>> (дата обращения 15.04.2021)
6 Встает вопрос: если создается Комиссия, которая наблюдает за международными обязательствами, зачем Положение о такой Комиссии фактически продвигает другую мониторинговую структуру — Комитет по правам человека? Неудивительно, что инициатива с Комиссией по правам человека СНГ была заторможена, а позднее и перехвачена в рамках Союзного государства – Договор о создании Союзного государства, принятый 8 декабря 1999 г., также регламентировал создание Комиссии по правам человека. Но подписантов договора по «новой» Комиссии уже отличали две характеристики: одна количественная — подписантами были всего две стороны, другая качественная — если от Российской Федерации подписывал Борис Ельцин, то от Беларуси — уже Александр Лукашенко (вместо Станислава Шушкевича).

views: 566

Readers community rating: votes 0

1. Бояшов А. С. Потенциал Союзного государства в системе ООН. Современная Европа, № 1, 2019, с. 138-147.

2. Быстренко В. И. Права человека в СНГ. Наука и мир, № 4(20), 2015, с. 49-54.

3. Касьянов Р.А., Торкунова Е.А. Обеспечение прав человека на постсоветском пространстве. Вестник МГИМО-Университета, № 5(44), 2015, с. 56-62.

4. Кутейников А. Е. Демократизация в приоритетах международных организаций. Международные процессы, № 1(28), 2012, с. 66-80.

5. Мещерякова О. М. Эволюционное развитие Европейского Союза: юридическая природа, наднациональность, суверенитет. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки, № 2, 2009, с. 102-109.

6. Павельева Э. А. Соотношение суверенитета и наднациональности: история и перспективы. Сибирский юридический вестник, № 4(83), 2018, с. 124-129.

7. Спирина М. Ю. Гуманитарное измерение евразийской интеграции. Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения, № 10, 2020, с. 24-30.

8. Стоякин С. Г. Сотрудничество в сфере обеспечения прав и свобод человека в СНГ и ЕС как фактор интеграции: опыт сравнительного анализа. Вестник Тюменского государственного университета, № 3, 2014, с. 173-181.

9. Сутырин В. В. Гуманитарное влияние во внешней политике: ресурсы, каналы, инфраструктуры. Общественные науки и современность, № 5, 2020, с. 5-20.

Система Orphus

Loading...
Up