Institutional Memory of the Council for Mutual Economic Assistance for the Eurasian Economic Union

 
PIIS111111110011433-9-1
DOI10.18254/S271332140011433-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: State Scientific Institution "Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Belarus"
Address: Minsk, Kopievicha 3-142
Journal nameEurasia. Expert
EditionIssue 1-2
Abstract

2020 marks thirty years since the last historic session of the Council for Mutual Economic Assistance, an economic integration association of the countries of the socialist bloc. Despite its liquidation, the integration experience accumulated by the CMEA was subsequently used by such an association as the European Union. This article examines how such experience is applicable to Eurasian integration.

KeywordsCMEA, EAEU, economic integration, foreign trade
Received11.09.2020
Publication date07.10.2020
Number of characters12302
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1

23 декабря 1948 г. было принято решение Политбюро ЦК ВКП(б) об экономических отношениях между СССР и странами народной демократии. Для того чтобы «противостоять экономическому панамериканизму», страны социалистической ориентации провозгласили создание Совета Экономической Взаимопомощи. И уже в 1949 г. между СССР и странами Центрально-восточной Европы был сформирован и функционировал Совет Экономической Взаимопомощи был сформирован. Совет не являлся интеграционным объединением в современном понимании этого слова. Предпосылками формирования Совета было тяжелое экономическое положение стран в послевоенный период. Следовательно, целью деятельности СЭВ было оказание помощи с целью повышения темпов развития стран Европы, совершенствование системы управления социально-экономической сферы, восстановление производственных мощностей и т.д. в 1949 году СЭВ был образов между странами СССР, Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия. В 1950 году присоединилась Германская Демократическая Республика, в 1962 – Монгольская Народная Республика, в 1972 – Республика Куба, в 1978 – Социалистическая Республика Вьетнам.

2 Основной целью деятельности СЭВ являлось содействии развитию стран – участниц через интеграцию усилий, направленных на углубление и совершенствование экономического и производственного сотрудничества, планомерному экономическому развитию, развитию научно-технического прогресса, выравниванию уровней экономического развития.
3 Основные расходы по содержанию СЭВ нес СССР. Согласно договору об утверждении сметы расходов на 1949 г., на содержание аппарата СЭВ в том году выделили около 6,5 млн руб. Расходы распределялись между странами-участницами в следующих долях: СССР – 34%, Польша и Чехословакия – по 15%, Румыния и Венгрия – по 12%, Болгария – 9% и Албания – 3%. При этом, СССР единолично брал на себя расходы по ремонту и оборудованию здания, где располагался аппарат СЭВ. В 1947-1957 гг. общая сумма кредитов в рамках СЭВ составила 30 млрд руб., из них 28 млрд были кредиты, предоставленные СССР.
4 В 1950-1960е годы СЭВ ставил перед собой задачу помощи странам народной демократии в импортозамещающей индустриализации. Задачами деятельности СЭВ в тот период являлось содействие развитию взаимной торговли, оказанию материальной помощи, стимулирование развития научно-технического обмена на безвозмездной или льготной основе, стимулирование инвестиций в страны СЭВ, наиболее пострадавшие после Второй мировой войны. Тем не менее, основанная доля во взаимной торговли на протяжении функционирования СЭВ принадлежала СССР (рисунок 1). На Советский Союз приходилось более четверти объемов взаимной торговли, а в 80е годы – почти половина. Как результата этого, в первой половине 1950-х годов произошла экономическая переориентация стран СЭВ преимущественно на Советский Союза. Уже в 1955 г., например, во внешней торговле Болгарии на долю социалистических стран приходилось 87,6% товарооборота, Венгрии – 61%, ГДР – 72%, Польши – 63,9%, Чехословакии – 65,7%.

views: 625

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up