“Железные символы железной поры”: о практике “нагелунга” в Германии и Австро-Венгрии в годы Первой мировой войны

 
Код статьиS086954150001479-6-1
DOI10.31857/S086954150001479-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: МГУ им. М. В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва, Ленинские горы 1
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№ 5
Страницы108-127
Аннотация

В годы Первой мировой войны практика “нагелунга” (“гвозжения”) различных национальных и военных символов в Германии и Австро-Венгрии являлась формой благотворительности и социальной поддержки, воздействовавшей на население интегрирующим и мобилизирующим образом. Связанная с этой практикой символика, а также действия и ритуалы служили подтверждением коллективной идентичности. Будучи по происхождению гражданскими инициативами, “нагелунги” активно поощрялись властями как в пропагандистских целях, так и по практическим соображениям. Каждый артефакт служил не только текущим интересам, но и представлял собой попытку сознательного воздействия на культуру памяти. Затянувшаяся война исчерпала материальные и моральные ресурсы общества и привела к фактическому прекращению практики “нагелунга”.

Ключевые словаПервая мировая война, Германия, Австро-Венгрия, пропаганда, благотворительность, “нагелунг”, национальные символы, национальная идентичность, открытки
Получено26.12.2018
Дата публикации26.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1748

Оценка читателей: голосов 0

1. Вульф К. Антропология. История, культура, философия. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008.

2. Медяков А. С. “На память о великом человеке”. Бисмарк на немецкой почтовой открытке рубежа XIX–XX вв. // Новая и новейшая история. 2017. № 1. С. 218–228.

3. Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. 2000. № 1. С. 47–62.

4. Шенк Ф. Б. “Августовское переживание”: начало Первой мировой войны как поворотный пункт немецкой истории // Новое литературное обозрение. 2012. № 4 (116). C. 441–453. http://www.nlobooks.ru/node/2556

5. Brandt S. Nagelfiguren. Nailing Patriotism in Germany 1914–18 // Matters of Conflict: Vaterial Culture, Vemory and the First World War / Ed. N. J. Saunders. Abingdon: Routledge, 2004. P. 62–71.

6. Densford K. E. The Wehrmann in Eisen: Nailed Statues as Barometers of Habsburg Social Order during the First World War // European Review of History: Revue européenne d’histoire. 2017. Vol. 24 (2). P. 305–324. http://dx.doi.org/10.1080/13507486.2016.1257571

7. Diers M. Nagelmänner. Propaganda mit ephemeren Denkmälern im Ersten Weltkrieg // Mo(nu)mente. Formen und Funktionen ephemerer Denkmäler / Hg. M. Diers. Berlin: Akademie Verlag, 1993. S. 113–135.

8. Dörner A. Politischer Mythos und symbolische Politik. Der Hermannmythos: zur Enstehung des Nationalbewußtseins der Deutschen. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt-Taschenbuch-Verl, 1996.

9. Fliege Th. “Mein Deutschland sei mein Engel Michael”. Sankt Michael als national-religiöser Mythos // Alliierte im Himmel. Populare Religiosität und Kriegserfahrung / Hg. G. Korff. Tübingen: Tübinger Vereinigung für Volkskunde, 2006. S. 159–199.

10. François E., Siegrist H., Vogel J. Die Nation. Vorstellungen, Inszenierungen, Emotionen // Nation und Emotion. Deutschland und Frankreich im Vergleich 19. Und 20. Jahrhundert / Hg. E. François, H. Siegrist, J. Vogel. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1995. S. 13–38.

11. Galle M. Der Erzengel Michael in der deutschen Kunst des 19. Jahrhunderts. München: Herbert Utz Verlag, 2002.

12. Grote B. Der deutsche Michel. Ein Beitrag zur publizistischen Bedeutung der Nationalfiguren. Dortmund: Ruhfus, 1967.

13. Goebel S. The Great War and Medieval Memory. War, Remembrance and Medievalism in Britain and Germany, 1914–1940. Cambrige: Cambrige University Press, 2007.

14. Goebel S. Chivalrous Knights Versus Iron Warriors: Representations of the Battle of Matériel and Slaughter in Britain and Germany, 1914–1940 // Picture This: World War I Posters and Visual Culture. Studies in War, Society, and the Military / Ed. P. James P. Lincoln: University of Nebraska Press, 2009. P. 79–110.

15. Hoegen J. v. Der Held von Tannenberg. Genese und Funktion des Hindenburg-Mythos. Köln: Böhlau Verlag, 2007.

16. Höpp G. Muslime in der Mark. Als Kriegsgefangene und Internierte in Wünsdorf und Zossen. Berlin: Das Arabische Buch, 1997.

17. Kronenberg M. Kampf der Schule an der “Heimatfront” im Ersten Weltkrieg: Nagelungen, Hilfsdienste, Sammlungen und Feiern im Deutschen Reich. Hamburg: Disserta Verlag, 2014.

18. Munzel-Everling D. Kriegsnagelungen. Wehrmann in Eisen. Nagel-Roland. Eisernes Kreuz. Wiesbaden, August 2008.

19. Rausch H. Kultfigur und Nation: öffentliche Denkmäler in Paris, Berlin und London 1848–1914. München: R. Oldenburg Verlag, 2006.

20. Schneider G. Zur Mobilisierung der Heimatfront. Das Nageln sogenannter Kriegswahrzeichen im Ersten Weltkrieg // Zeitschrift für Volkskunde. 1999. № 95. S. 32–62.

21. Szarota T. Der deutsche Michel. Die Geschichte eines nationalen Symbols und Autostereotyps. Osnabrück: Edition Fibre, 1998.

22. Schwanitz W. G. Djihad “Made in Germany”. Der Streit um den Heiligen Krieg 1914–1915 // Sozial. Geschichte. Zeitschrift für historische Analyse des 20. und 21. Jahrhunderts. 2003. № 2. S. 7–34.

23. Vechtel Ch. “Nagelungen” – die fast vergessenen Kriegswahrzeichen // Bildpropaganda im Ersten Weltkrieg/ Hg. R. Zühlke. Hamburg: Verlag Ingrid Kämpfer, 2000. S. 305–326.

24. Wülfing W., Bruns K., Parr R. Historische Mythologie der Deutschen 1789–1918. München: Fink, 1991.

25. Zechlin E. “Der Inbegriff des germanischen Menschen”. Bismarck-Bild 1915: eine Mischung von Sage und Mythos // Die Zeit. 2.04.1965. https://www.zeit.de/1965/14/der-inbegriff-des-germanischen-menschen/komplettansicht

Система Orphus

Загрузка...
Вверх