О роли личности в этноистории: Алексей Маметьев и народостроительство нагайбаков

 
Код статьиS086954150001478-5-1
DOI10.31857/S086954150001478-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: директор
Аффилиация: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, Университетская наб. 3
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Адрес: Университетская наб. 3
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№ 5
Страницы78-94
Аннотация

Южноуральский народ нагайбаки имеет относительно короткую (около трех столетий) этноисторию и впечатляющие успехи народостроительства в наши дни. В какой мере нагайбаки, в разное время числившиеся новокрещенами, казаками, татарами, опираются на давние традиции, реагируют на политические импульсы, следуют идеям своего лидера – серия вопросов, исследуемых авторами в ходе полевых изысканий. Неопубликованные мемуары Маметьева, свидетельства его родных и близких, сподвижников и соперников позволяют проследить мотивы и обстоятельства, превратившие офицера и партработника в этнического лидера нагайбаков. Эти наблюдения открывают ключевую персональную роль лидера в судьбе его народа, особенно заметную в решающий эпизод этноистории, когда нагайбаки приобрели статус коренного малочисленного народа России.

Ключевые словаэтноистория, нагайбаки, Урал, этничность, идентичность, лидерство, динамика
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 18-78-10077]
Получено26.12.2018
Дата публикации26.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1591

Оценка читателей: голосов 0

1. Атнагулов И. Р. Идентичности нагайбаков: генезис, структура, динамика. Челябинск: Челябинский гос. краеведческий музей, 2015.

2. Атнагулов И. Р. Кряшенский и нагайбакский вопросы в России начала XXI в. (политический, академический и общественный дискурсы) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2015. № 4 (50). С. 237–242.

3. Атнагулов И. Р. Нагайбаки: от сословия к этносу (к вопросу о генезисе идентичности) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2016. Т. 44. № 1. С. 137–146. https://doi.org/10.17746/1563–0102.2016.44.1

4. Атнагулов И. Р. Структура нагайбакских идентичностей: история и факторы формирования // Уральский исторический вестник. 2015. № 2 (47). С. 133–143.

5. Атнагулов И. Р. Этническая история нагайбаков в XVIII – начале XXI веков: становление и трансформация идентичностей. Дис. … докт. ист. наук. Институт археологии и этнографии СО РАН, Новосибирск, 2017.

6. Белоруссова С. Ю. Разные судьбы: три группы нагайбаков Южного Урала // Этнопанорама. 2015. № 1–2. С. 109–114.

7. Белоруссова С. Ю. Динамика этничности нагайбаков в XVIII–XXI вв. Дис. … канд. ист. наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербург, 2017.

8. Головнёв А. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Веб-этнография и кибер-этничность // Уральский исторический вестник. 2018. № 1. С. 100–108.

9. Головнёв А. В. Крупный план в антропологии // Уральский исторический вестник. 2010. № 4 (29). С. 14–20.

10. Головнёв А. В., Перевалова Е. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Этнопроект, или персонализация этничности (по материалам Уральской ЭтноЭкспедиции) // Уральский исторический вестник. 2016. № 4 (53). С. 142–148.

11. Головнев А. В. Дрейф этничности // Уральский исторический вестник. 2009. № 4 (25). С. 46–55.

12. Соколовский С. В. Кряшены во Всероссийской переписи населения 2002 года. 2-е изд. Набережные Челны: КряшИздат, 2009.

13. Тойнби А. Д. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.

14. Geertz C. The Interpretation of Cultures. N.Y.: Basic Books, 1973.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх