“Установка современности” Игната Абдираловича: белорусское пограничье как экземплярная почва философского универсализма

 
Код статьиS086954150001474-1-1
DOI10.31857/S086954150001474-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Европейский гуманитарный университет
Адрес: Литва, Вильнюс, Савичяус 17
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№ 5
Страницы13-27
Аннотация

В статье анализируется эссе белорусского мыслителя Игната Абдираловича Адвечным шляхам. Дасьледзіны беларускага сьветагляду (Извечным путем. Исследования белорусского мировоззрения) (1921). В первой части проясняется место размышлений Абдираловича в исторической динамике модерна; во второй – выявляется оригинальный характер предложенного им толкования социально-исторического опыта белорусов. В центре внимания находятся концептуальные и методологические новации Абдираловича, связанные с анализом пограничного положения белорусов между восточноевропейской и западноевропейской цивилизациями. Автор показывает, что развитая Абдираловичем эвристика белорусского пограничья основывается на идее текучей субъектности и как таковая позволяет выйти за рамки как традиционного концепта “опоздавшей нации”, так и оппозиции “примордиализм–конструктивизм”.             

Ключевые словаБеларусь, эвристика пограничья, льющаяся форма, междуцарствие, субъектность, модерн, феноменология
Получено26.12.2018
Дата публикации26.12.2018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

всего просмотров: 1982

Оценка читателей: голосов 0

1. Абдзіраловіч І. Адвечным шляхам. Дасьледзіны беларускага сьветагляду. Менск: Навука i тэхніка, 1993 [1921].

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2001.

3. Балибар Э. Расизм и национализм // Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.: ЛОГО2, 2004. С. 49–80.

4. Бауман З. Текучая модерность: взгляд из 2011 года // ПОЛИТ.RU. Лекции. 06.05.2011. http://polit.ru/article/2011/05/06/bauman/

5. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001.

6. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон, 1994.

7. Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Кант И. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 6. М.: Мысль, 1966. С. 27–35.

8. Фуко М. Что такое Просвещение? // Интеллектуалы и власть. М.: Праксис, 2002. С. 335–359.

9. Pershai A. Localness and Mobility in Belarusian Nationalism: The Tactic of Tuteishaść // Nationalities Papers. 2008. Vol. 36. No. 1. P. 85–103.

10. Rudling Per A. The Beginnings of Modern Belarus: Identity, Nation, and Politics in a European Boderland // The Journal of Belarusian Studies. 2015. Vol. 7 (3). P. 115–127.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх