Христианизация татар, проживавших на территории Вятской и Великопермской епархии в XVIII в.

 
Код статьиS086954150017419-0-1
DOI10.31857/S086954150017420-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: аспирант кафедры истории и политических наук
Аффилиация: Вятский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Киров
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№5
Страницы147-160
Аннотация

В статье рассматривается процесс распространения православной веры среди татар Вятско-Камского региона. В XVIII в. духовные и гражданские власти России начали проявлять особый интерес к татарскому населению Поволжья и Приуралья. Основное внимание было приковано к казанским татарам. Татары Вятской провинции оказались на периферии активной политики российских властей. В середине XVIII в. в отношении вятских татар православное духовенство не вело сколь-либо масштабной миссионерской деятельности. Принятие православной веры татарами Вятско-Камского региона обусловливалось льготами, которые предоставлялись царскими указами. После упразднения Новокрещенской конторы процесс христианизации вятских татар не остановился. К концу XVIII в. численность крещеных татар Вятки была невелика, что можно связать с тесным проживанием крещеных татар и татар-мусульман, отсутствием специальной подготовки духовенства и достаточно твердыми мировоззренческими установками татар.

Ключевые словаВятская и Великопермская епархия, татары, христианизация, миссионерская деятельность
Дата публикации14.12.2021
Кол-во символов40124
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В XVIII в. правительство России снова, как и во времена Ивана IV Грозного, пыталось привлечь татар, проживавших на территории Поволжья и Приуралья, к православной вере. Издавались законы, направленные на поощрение татар за принятие христианства: предоставлялись льготы при уплате податей, новокрещеные освобождались от рекрутской повинности, а подсудимые, изъявлявшие желание креститься, – от ответственности. Несмотря на благоприятные условия, созданные государством, лишь небольшая часть татар приняла крещение. Ряд исследователей отмечают, что крестились нередко далеко не самые передовые элементы татарского общества. Это были либо преступники, либо социальные низы (Крайсман 2006: 80; Можаровский 1880: 96; Ташкин 1922: 118). Немало было сказано о неуспехе православной миссии в отношении татар Поволжья и Приуралья (Исхаков 2011: 38); некоторые исследователи пытались описать только анатагонизм православных миссионеров и татар-мусульман (Ислаев 1999: 24; Исхаков 2011: 40; Крайсман 2006: 100; Ногманов 2005: 66).
2 Татары, жившие на территории Вятской и Великопермской епархии, оказались на периферии активной миссионерской деятельности, развернувшейся в середине XVIII в., главным образом в соседней Казанской епархии. Если казанские епископы своей главной целью ставили крестить мусульман, то вятские архиереи обратили внимание преимущественно на языческое население. На Вятке первые крещеные татары стали появляться после учреждения Новокрещенской конторы, хотя миссия в пределах Вятской и Великопермской епархии началась в 1720-е годы, при епископе Алексие (Титове).
3 В XVIII в. духовные власти Вятки крестили татар, не углубляясь в тонкости их этнического своеобразия. Важно заметить, что наиболее близкие по этнической принадлежности к татарам бесермяне воспринимались не как особый народ, а как часть татарского (Исхаков 1980: 25–39). И татары, и бесермяне для вятских миссионеров были прежде всего мусульманами. Это хорошо видно из дела о крещении бесермянина Туктамыша Абашева. В этом деле указывается, что за принятие святого крещения вина Абашеву отпускается, дабы другие “махометанского закона” приняли христианскую веру (ЦГАКО 11: Д. 182. Л. 1об). В документах XVIII в. только к татарам и бесермянам приписывалась вставка –“махометанский закон”, в отношении других народов – удмуртов, марийцев – употреблялось слово “идололаторы”, т.е. идолопоклонники, или – язычники. Таким образом, бесермяне и татары для духовных властей Вятки сливаются в единое целое – мусульманскую общину.
4 Для более ясного понимания характера миссии в отношении татар, проживавших в пределах Вятской и Великопермской епархии, необходимо рассмотреть ту религию, которую они исповедовали. Разность исповеданий предполагает своеобразие миссионерских подходов. Сложность определения религиозного сознания татар заключается в отсутствии подробных этнографических описаний этого народа, относящихся к XVIII в. Миллер, Рычков, Паллас и другие начальники географических экспедиций второй половины XVIII в. не останавливались на описании татар, проживавших в Вятской провинции. В связи с этим остается изучать массив архивных документов, а также описания жизни и быта татар, оставленные этнографами в первой половине XIX в. При таком подходе необходимо учитывать следующее. Архивные документы XVIII в., в которых отражались сведения о верованиях татар, являются, как правило, делопроизводственными. Официальный стиль таких документов не всегда допускал пространных описаний; также в такого рода источниках отсутствовали воспоминания о религии татар. Заметки же этнографов первой половины XIX в. оставляли такие сведения о предметах религиозного быта татар, которые в связи с эволюцией религиозной жизни могли не соответствовать мировоззрению татар XVIII в. Несмотря на историческую ценность упомянутых выше видов источников, можно указать на следующие их слабые стороны: архивные документы не отличаются обстоятельностью, а этнографические описания – фактической отчетливостью.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 654

Оценка читателей: голосов 0

1. Гришкина М.В. Крестьянство Удмуртии в XVIII веке. Ижевск: Удмуртия, 1977.

2. Ислаев Ф.Г. Православные миссионеры в Поволжье. Казань: Татарское книжное изд-во, 1999.

3. Исхаков Д.М. Расселение и численность татар в поволжско-приуральской историко-этнографической области в XVIII–XIX вв. // Этнографическое обозрение. 1980. № 4. С. 25–39.

4. Исхаков Р.Р. Миссионерство и мусульмане Волго-Камья (последняя треть XVIII–начало XX в.). Казань: Татарское книжное изд-во, 2011.

5. Исхаков Р.Р., Багаутдинова Х.З. Демографическое положение и расселение крещеных татар (кряшен) Казанской губернии по данным 3-й государственной ревизии 1761–1765 гг. // Вестник КАЗГУКИ. 2015. № 4, Ч. 2. С. 89–93.

6. Касимова Д.Г. Ислам // Религии народов Вятского края / Отв. ред. А.Г. Поляков. Киров: “Самобытная Вятка”, 2009. С. 160–230.

7. Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. М.: Изд-во Московского ун-та, 1964.

8. Крайсман Н.В. Миссионерская политика российского правительства в Среднем Поволжье в XVIII веке: историко-политический анализ. Дис. ... канд. ист. наук. Казанский федеральный университет, Казань, 2006.

9. Крайсман Н.В. Этноконфессиональные аспекты политики Российской империи в первой четверти XVIII в. // Вестник Казанского технологического университета, 2014. № 16. С. 283–287.

10. Ногманов А.И. Самодержавие и татары. Очерки истории законодательной политики второй половины XVI–XVIII веков. Казань: Татарское книжное изд-во, 2005.

11. Орлов М.А. Влияние местных властей на процесс христианизации в Вятской и Великопермской епархии в XVIII веке // Христианское чтение. 2018. № 4. С. 231–237.https://doi.org/10.24411/1814-5574-2018-10100

12. Орлов М.А. Влияние государственной политики в области миссионерства на вятских каринских татар в XVIII в. // Вестник гуманитарного образования. 2019. № 4. С. 33–41.

13. Орлов М.А. Православная миссия на Вятке в XVIII в.: к вопросу о роли государства и духовенства в процессе распространения христианской веры в регионе // Этнографическое обозрение. 2020. № 2. С. 168–182. https://doi.org/10.31857/S086954150009610-1

14. Сенюткин С.Б. История татар Нижегородского Поволжья с последней трети XVI до начала XX вв. (историческая судьба мишарей Нижегородского края). Нижний Новгород: ННГУ, 2001.

15. Сухарева И.В. Политика христианизации Русского государства и конфессиональное состояние чувашей Башкирии (до 1917 года). Уфа: РИЦБашГУ, 2011.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Вештомов 1907 – Вештомов А.И. История вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества или с 1181 по 1781 год через 600 лет. Казань: Тип. императорского Казанского ун-та, 1907.

Знаменский 1910 – Знаменский П.В. Казанские татары. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1910.

Луппов 1911 – Луппов П.Н. Христианство у вотяков в первой половине XIX века. Вятка: Губ. тип., 1911. 

Малов 1878 – Малов Е., свящ. О Новокрещенской канторе. Речь, произнесенная в торжественном собрании казанской духовной академии 1878 г. // Православный собеседник. 1878. Ч. III. Особый оттиск. С. 1–208.

Можаровский 1880 – Можаровский А.Ф. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 года // Чтения в императорском обществе Истории и Древностей Российских. Кн. Первая. 1880. С. 1–261.

Осокин 1856 – Осокин С. Народный быт в Северо-Восточной России. Записки о Малмыжском уезде (в Вятской губернии) // Современник. 1856. Т. LIX. № 9. С. 57–83.

РГАДА – Российский государственный архив древних актов. Ф. 425. Оп. 3. Д. 12. Л. 1, 13, 29.

РГИА 1 – Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 31. Д. 10. Л. 11. 

РГИА 2 – Российский государственный исторический архив. Ф. 796. Оп. 117. Д. 1454. Л. 4–4об. 

Ташкин 1922 – Ташкин С.Ф. Инородцы Приволжско-Приуральского края и Сибири по материалам Екатерининской законодательной комиссии. Казань, 1922.

ЦГАКО 1 – Центральный государственный архив Кировской области (далее – ЦГАКО). Ф. 18. Оп. 1. Д. 67. Л. 1–5.

ЦГАКО 2 – ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 1. Д. 1.

ЦГАКО 3 – ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 1. Д. 4.

ЦГАКО 4 – ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 1. Д. 5. Л. 198об–199.

ЦГАКО 5 – ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 1. Д. 5. Л. 531–531об.

ЦГАКО 6 – ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 1. Д. 6. Л. 6об–7.

ЦГАКО 7 – ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 1. Д. 7. Л. 181.

ЦГАКО 8 – ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 1. Д. 8. Л. 150об.

ЦГАКО 9 – ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 1. Д. 9. 

ЦГАКО 10– ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 1. Д. 11. 

ЦГАКО 11– ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 74.

ЦГАКО 12– ЦГАКО. Ф. 582.

Щапов А.П. Лука Канашевич, епископ Казанский // Православный собеседник. Ч. III. Казань, 1858. С. 478–479.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх