Инжир в алиментарной культуре, народной медицине и традициях у народов Западных Балкан

 
Код статьиS086954150017413-4-1
DOI10.31857/S086954150017413-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий отделом европеистики, ведущий научный сотрудник; доцент кафедры общего языкознания филологического факультета
Аффилиация:
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Аффилиация: Институт лингвистических исследований РАН
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№5
Страницы33-52
Аннотация

В статье анализируется роль смоковницы в различных сферах культуры албанцев, хорватов, греков и других народов Балканского п-ва, использование ее плодов как пищевого продукта, сырья для производства алкогольных напитков и лекарственного средства. До XIX в. оставалось загадкой, каким образом происходит опыление растения (не смог раскрыть головоломку природы и “отец ботаники”, создатель современной классификации видов живой природы К. Линней), что привело к появлению фиксируемых и сегодня многочисленных мифологем, устойчиво связанных со смоковницей. В последнее время представления о магических свойствах растения и его плодов трансформируются под воздействием глобального увлечения экологически чистыми, или Bio, продуктами. Механизму вхождения таких “новых смыслов” в общественный дискурс будет уделено основное внимание авторов.

Ключевые словаЗападные Балканы, смоковница, верования, магия, пища, народная медицина, состояние традиции, биоресурсы
Дата публикации14.12.2021
Кол-во символов46744
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 От загадки к магии и сакральному
2 Культивирование смоковницы1 очень рано получило распространение в Средиземноморье, в том числе на берегах Ионического и Адриатического морей. Родиной растения считается Аравийский п-ов, откуда оно проникло на Ближний Восток, в Малую Азию, на Балканский п-ов и т.д. (Sulaj 2013: 94; Инжир обыкновенный б.г.). Эллинами смоковница была заимствована в IX в. до н.э., а с расширением греческой колонизации на Запад и Восток растение прижилось вначале в городах-полисах, а затем распространилось на соседние регионы. 1. В силу длительной традиции упоминания в письменных источниках фигового дерева и его плодов, в русском языке образовалось много практически полных синонимов для их именования. Вопрос о происхождении и стилистической нагрузке этих синонимов находится вне круга задач данной работы. Авторами используется следующая терминология: для дерева (Ficus carica) – “фиговое дерево”, “смоковница”, “инжир”; для его плода – “смоква”, “плод смоковницы”, “фига”, “инжир”.
3 Смоковница упоминается в библейских текстах (Бытие. Гл. 3, 7), она прочно вошла в фольклор различных народов (Nopcsa 1913a: 66; Фрэзер 1990; Tirta 2004: 283). Славянские племена, заселившие Балканский п-ов в V–VII вв. н.э., обнаружили, что местным жителям хорошо известно это растение. В последующем культивирование смоковницы в регионе Западных Балкан никогда не прерывалось. Многообразие сортов дерева/полукустарника, выведенных за века хозяйственной деятельности человека, позволяет растению выживать в самых сложных условиях: инжир растет в горной местности, на бесплодных землях, хорошо переносит заморозки до 15–20°С ниже нуля. Плоды смоковницы традиционно использовались в свежем и переработанном виде, они всегда были важным компонентом кухни народов Балканского п-ва. Однако до ХIХ столетия растение оставалось загадкой для людей, посвятивших свою жизнь его культивированию.
4 В системе размножения (опыление и плодоношение) инжира большую роль всегда играла дикая смоковница (каприфика)2. У смоковницы развиваются три типа цветков: мужские (тычиночные), женские короткостолбиковые (галловые) и женские длинностолбиковые. Именно последние и дают плоды. Соцветия, в которых формируются мужские и галловые цветки, называются сикониями, они маленькие и твердые, в них созревает пыльца. Галловые цветки служат инкубаторами для развития осы-бластофаги (Blastophaga psenes), которая затем опыляет плодущие соцветия. Еще Аристотель предположил, что существует какая-то связь между бластофагами и созревающими фигами. Однако на протяжении длительного времени тайна оплодотворения инжира оставалась неразгаданной; не сумел разгадать ее и К. Линней (1707–1778)3. Биологи выяснили тонкости взаимоотношений бластофаг с инжиром только в XIX в. (Неер ван дер 2007: 56). У дикой смоковницы и сиконии, и плодущие соцветия находятся на одном дереве, у большинства же культурных видов первые формируются на одних деревьях, называемых каприфигами (< лат. caper “козел” и fīcus “фиговое дерево; смоква, плод смоковницы”)4, а вторые – на других, называемых фигами. Сейчас на каждые 20 женских растений обычно высаживают одно мужское (БРЭ б.г.). К пониманию необходимости такого соотношения человечество приходило постепенно. Уже древние греки знали, что многие культурные сорта смоковниц сами по себе не дают плодов. Колумелла (I в. н.э.) – древнеримский писатель, освещавший в своих трудах тему сельского хозяйства, рассказывал об обычае подвешивать ветви дикой смоковницы на культурные фиговые деревья, считалось, что это будет препятствовать падению незрелых плодов и способствовать быстрейшему их созреванию (tempus est fīculneis arboribus caprifīcum suspendere – “время подвешивать дикую смоковницу к фиговым деревьям”; Col. R. R. 11. 2. 56). Глагол caprifīco “ускорять созревание фиг” отмечен у Плиния (I в. н.э.) (André 1956: 70). 2. Плиний Старший так характеризует это растение: “…дикой называется смоква, никогда не достигающая зрелости” (лат. caprifīcus vocatur... fīcus numquam maturescens) (Plin. Nat. 15. 79).

3. К слову, К. Линней был автором наименований ряда ботанических таксонов, и в ботанической (бинарной) номенклатуре эти названия содержат сокращение “L.” – от “Линней”.

4. Вопрос о переносе названия caprifīcus “дикая смоковница” на мужское дерево остается за пределами данной статьи. Укажем только на общий оценочный компонент именования козлиная = неплодоносящая, т.е. теми несъедобными для человека плодами, которые давала дикая смоковница, могли питаться только всеядные козы.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 631

Оценка читателей: голосов 0

1. Арутюнов С.А. Введение // Этнография питания народов стран зарубежной Азии / Отв. ред. С.А. Арутюнов. М.: Наука, 1981. С. 3–11.

2. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Академический проект, 2018.

3. Грошева А.В. Смоковница (лат. Fīcus) // Индоевропейское языкознание и классическая филология – XV. Материалы чтений, посвященных памяти профессора Иосифа Моисеевича Тронского. 20–22 июня 2011 г. / Отв. ред. Н.Н. Казанский. СПб.: Наука, 2011. С. 112–127.

4. Новик А. Католички празници, обреди и народно хришћанство у Дукађину. Грађа са експедициjе у северноалбанске Алпе // Култ светих на Балкану. II. Примљено на 17. Седници Научног већа Центра за научна истраживања САНУ и Универзитета у Крагуjевцу. Библиотека ЛИЦЕУМ. Књига 7 / Уред. Н. Тасић. Крагуjевац: Центар за научна истраживања Српске академиjе наука и уметности и Универзитета у Крагуjевцу, 2002. С. 145–165.

5. Новик А.А. Бузми, новогодняя елка и начало года у албанцев Балкан и диаспоры // Начало. Η αρχή. Fillimi. Începutul… Рождество и Новый год на Балканах / Отв. ред. И.А. Седакова. М.: Институт славяноведения РАН, 2014. С. 72–86.

6. Новик А.А. Арбнеши Задара: опыт полевой работы в Хорватии в 2016 г. // Радловский сборник. Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2016 г. / Отв. ред. Ю.К. Чистов. СПб.: МАЭ РАН, 2017. С. 133–143.

7. Новик А.А., Резван Е.А. Ислам на Балканах. Ч. I: Обряды перехода и семейная обрядность: рождение, обрезание: учебное пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2019.

8. Плотникова А.А. Этнолингвистическая география Южной Славии. М.: Индрик, 2004.

9. Сиднева С.А. Растительный код в новогреческом фольклоре. Дисс. … канд. филол. наук, Московский государственный университет, Москва, 2008.

10. Соболев А.Н., Новик А.А. (ред.) Голо Бордо (Gollobordë), Албания. Из материалов балканской экспедиции РАН и СПбГУ 2008–2010 гг. СПб.: Наука; München: Verlag Otto Sagner, 2013.

11. Харитонова В.И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. М.: ИЭА РАН, 2006.

12. Adamou E., Matras Y. (eds.) The Routledge Handbook of Language Contact. L.: Routledge Taylor & Francis Group, 2021.

13. Gjergji A. Veshjet shqiptare në shekuj. Origjina. Tipologjia. Zhvillimi. Tiranë: Akademia e Shkencave e RPS të Shqipërisë; Instituti i Kulturës Popullore, 1988.

14. Gjergji A. Mënyra e jetesës në shekujt XIII–XX. Përmbledje studimesh. Tiranë: KOTTI, 2002.

15. Joseph B., Novik A., Sobolev A.N., Spiro A. Greek and Albanian in Palasa and Environs: A Report from the Field // MGDLT. Modern Greek Dialects and Linguistic Theory. Proceedings of the International Conference Series of Modern Greek Dialects and Linguistic Theory. 2019. Vol. 8. No 1. P. 69–78. https://resmicte.library.upatras.gr/mgdlt/article/view/3007/3339

16. Krstić K. Doseljenje Arbanasa u Zadar. Zadar: Mjesna zajednica Arbanasi, 1988. Lib. 3.

17. Sikimić B., Ašić T. (eds.) The Romance Balkans. Belgrade: Institute for Balkan Studies of SASA, 2008.

18. Stipqeviç A. Kultura tradicionale e Arbëneshëve të Zarës / Përkth. nga kroatishtja S. Fetiu. Prishtinë: Instituti Albanologjik i Prishtinës, 2012.

19. Tirta M. Mitologjia ndër shqiptarë. Tiranë: Akademia e Shkencave e Shqipërisë, Instituti i Kulturës Popullore, 2004.

20. Tirta M. Etnologjia e shqiptarëve. Tiranë: GEER, 2006.

21. Tirta M. Panteoni e simbolika: doke e kode në etnokulturën shqiptare. Tiranë: Nënë Tereza, 2007.



Дополнительные библиографические источники и материалы

АМАЭ 2008 – Новик А.А. Македонцы-мусульмане в Албании. 2008 // Архив МАЭ РАН. К-1, оп. 2. № 1863. 

АМАЭ 2009 – Новик А.А. Традиционная культура македонцев-мусульман Голоборды (Восточная Албания). 2009 // Архив МАЭ РАН. К-1, оп. 2. № 1938. 

АМАЭ 2013а – Новик А.А. Черногорцы племени мрковичи. 2013 // Архив МАЭ РАН. К-1, оп. 2. № 2175. 

АМАЭ 2013б – Новик А.А. Экспедиция в Тоскерию. 2013 // Архив МАЭ РАН. К-1, оп. 2. № 2177. 

АМАЭ 2015 – Новик А.А. Албания. Традиционная культура албанцев Албании, ювелирное дело, албанцы и славяне. 2015 // Архив МАЭ РАН. К-1, оп. 2. Вр. б/н. 

АМАЭ 2016а – Новик А.А. Арбнеши Задара, хорваты, словенцы. Далмация, Хорватия. 2016 // Архив МАЭ РАН. К-1, оп. 2. Вр. б/н. 

АМАЭ 2016б – Новик А.А. Черногорцы племени мрковичи. Албанцы-католики и албанцы-мусульмане. 2016 // Архив МАЭ РАН. К-1, оп. 2. Вр. б/н. 

АМАЭ 2017 – Новик А.А., Голант Н.Г. Этнолингвистическая экспедиция к влахам (румынам) Восточной Сербии. 2017 // Архив МАЭ РАН. К-1, оп. 2. Вр. б/н. 

АМАЭ 2019 – Новик А.А. Экспедиционная работа в зоне греческо-албанских контактов (Южная Албания, Химара). 2019 // Архив МАЭ РАН. К-1, оп. 2. Вр. б/н.  

БРЭ б.г. – Большая Российская энциклопедия. Электронная версия. https://bigenc.ru/agriculture/text/2952691 (дата обращения: 08.02.2021).

Голант 2020 – Полевые материалы Н.Г. Голант. Влахи восточной Сербии. 2020 г.

ЖР 1980 – Жизнь растений: В 6 т. / Гл. ред. А.А. Федоров. Т. 5. Ч. 1: Цветковые растения / Ред. А.Л. Тахтаджян. М.: Просвещение, 1980.

Инжир обыкновенный б.г. – Инжир обыкновенный, смоква или фиговое дерево – Ficus carica // Ecosystema.ru. http://ecosystema.ru/07referats/cultrast/159.htm (дата обращения: 20.12.2020).

Неер ван дер 2007 – Неер ван дер Я. О самых удивительных растениях. СПб.: Кристалл; М.: Оникс, 2007. 

ПМА 1990 – Полевые материалы А.А. Новика. Болгары Болгарии. Албанцы Косово и Македонии. Сербы Косово. Македонцы Македонии. 1990 г.

ПМА 1996 – Полевые материалы А.А. Новика. Албания. Дукагьин. 1996 г.

ПМА 2008 – Полевые материалы А.А. Новика. Албания, Македония, оз. Преспа. 2008 г.

ПМА 2011 – Полевые материалы А.А. Новика. Босния и Герцеговина, г. Мостар. 2011 г.

ПМА 2018 – Полевые материалы А.А. Новика. Албания. Косово. Македония. Черногория. 2018 г.

ПМА 2019 – Полевые материалы А.А. Новика. Албания. Косово. Северная Македония. Румыния. Черногория. 2019 г.

Толстая 2019 – Толстая С.М. (отв. ред.). Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Международные отношения, 2019. 

Толстой 1957 – Толстой И.И. (сост.) Сербско-хорватско-русский словарь. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1957.

Толстой 1995–2012 – Толстой Н.И. (ред.). Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 т. М: Международные отношения, 1995–2012. 

Усикова, Верижникова 2003 – Македонско-русский словарь / Под общ. ред. Р.П. Усиковой, Е.В. Верижниковой. М.: Астрель; АСТ, 2003.  

Фрэзер 1990 – Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Изд-во политической литературы, 1990. 

Чаjкановић 1985 – Чаjкановић В. Речник српских народних веровања о биљкама. Београд: Српска академиjа наука и уметности, 1985.

Чукалов 1960 – Чукалов С. Българско-руски речник. София: Държавно издателство “Наука и изкуство”, 1960. 

Agjensia e Statistikave n.d. – Agjensia e Statistikave të Kosovës // Ask. https://ask.rks-gov.net (дата обращения: 25.12.2020).

André 1956 – André J. Lexique des termes de botanique en latin. Paris: Klincksieck, 1956.

Billa 2020 – Billa K. Palasa – sa afër dhe sa larg. Vlorë: SAI, 2020. 

Dizdari 2005 – Dizdari T.N. Fjalor i orientalizmave në gjuhën shqipe. Tiranë: Instituti Shqiptar i Mendimit dhe i Qytetërimit Islam; Organizata Islame për Arsim, Shkencë dhe Kulturë, 2005. 

Gjevori 1979 – Gjevori M. Frazeologjizma tё gjuhёs shqipe. Tiranё: Shtёpia botuese “8 Nёntori”, 1979.

Glück 1892 – Glück L. Narodni lijekovi iz bilinstva u Bosni. Etnografska studija // Glasnik Zemaljskog Muzeja u Bosni i Hercegovinе. 1892. S. 134–167.

Kostallari 1980 – Kostallari A. (kryered.) Fjalor i gjuhës së sotme shqipe. Tiranë: Akademia e Shkencave e RPS të Shqipërisë; Instituti i Gjuhësisë dhe i Letërsisë, 1980. 

Lafe 2008 – Lafe E. (red.) Fjalor enciklopedik shqiptar. Vëll. I. Tiranё: Akademia e shkencave e Shqipёrisё, 2008.

Meyer 2007 – Meyer G. Fjalor etimologjik i gjuhës Shqipe – 1891 / Përkth. А. Omari. Tiranë: Botime Çabej, 2007. 

Mitrushi 1955 – Mitrushi I. Drurёt e shkurret e Shqipёrisё. Tiranё: Instituti i shkencave, 1955. 

Newmark 2000 – Newmark L. The Albanian-English Dictionary. Oxford: Oxford University Press, 2000.

Nopcsa 1913a – Nopcsa F. Albanien. Kultura shpirtërore: Shqipëria. Materiale të përkthyera, dorëshkrime, shkruar më 1913 // Arkivi i Institutit të Historisë. Tiranë. 

Nopcsa 1913b – Nopcsa F. Albanien. Pikëpamje fetare. Vepër dorëshkrim, e përkthyer, shkruar më 1913 // Arkivi i Institutit të Historisë. Tiranë. 

Produktet tona n.d. – Produktet tona // Organic shop. Produkte të natyrës. https://organicshop.al/produktet-tona (дата обращения: 21.12.2020).

Reçel fiku 2020 – Reçel fiku // Nerti. Arti Gatimit. 20.06.2020. https://www.artigatimit.com/2013/08/recel-fiku

Sulaj 2013 – Sulaj E. (red.) Bimët Mjekësore – Instituti i shkencave – 1980. Tiranë: Shtëpia botuese: Akademia e Shkencave dhe e Arteve e Kosovës, 2013. 

Šulek 1879 – Šulek B. Jugoslavenski imenik bilja. Zagreb: Jugoslavenska akademija znanosti i umjetnosti, 1879. 

Topalli 2017 – Topalli K. Fjalor etimologjik i gjuhёs shqipe. Tiranё: Qendra e studimeve albanologjike; Instituti i Gjuhёsisё dhe i Letёrsisё, 2017.

VegaGo.ru б.г. – Веган и вегетарианец – в чем разница? // VegaGo.ru. https://vegago.ru/read/vegan-i-vegetarianecz-v-chem-raznicza.html (дата обращения: 22.12.2020).

Ymeri 2005 –Ymeri E. (red.) Fjalor rusisht-shqip. Tiranë: EDFA, 2005. 

Система Orphus

Загрузка...
Вверх