Формирование украинского литературного канона о войне в Донбассе: эмоциональные матрицы нонкомбатантов

 
Код статьиS086954150016708-8-1
DOI10.31857/S086954150016708-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия
Аффилиация: Московская высшая школа социальных и экономических наук
Адрес: пр. Вернадского, 82, корп. 2, Москва, 119571, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№4
Страницы176-191
Аннотация

В статье анализируется репрезентация нонкомбатантов в украинской литературе в контексте формирования канона о войне в Донбассе. Исследовательский вопрос посвящен литературным практикам реконструкции опыта переселенцев и оставшихся в зоне боевых действий мирных жителей, который отображается в соответствующих эмоциональных матрицах. В данной работе мы исходим из теоретико-концептуального аппарата междисциплинарного направления истории эмоций, разработанного У. Редди, Б. Розенвейн и А.И. Зориным. Данное исследование, представляющее собой синтез антропологического и литературоведческого подходов, основано на анализе ключевых текстов современной украинской литературы, посвященных теме войны на востоке Украины. Авторы приходят к выводу о том, что в формирующемся литературном каноне о войне тема опыта беженцев и мирных жителей, оставшихся в зоне боевых действий, потенциально может стать одной из наиболее важных.

Ключевые словаУкраина, украинская литература, война в Донбассе, эмоции, нонкомбатанты, беженцы
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 17-18-01589]
Получено28.09.2021
Дата публикации28.09.2021
Кол-во символов44642
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Культурная сфера современной Украины предстает как пространство информационного противостояния и осмысления трагических событий войны на востоке страны. Важнейшую роль в качестве медиума этих событиях и силы, которая была призвана художественными средствами переопределить своих и чужих, установить нормативные рамки чувствования и отделить правильные эмоции от неправильных, сыграла современная украинская литература1.
2 Трудно переоценить важность национальной литературы и романа как ее фундаментальной формы для национального строительства. Именно эта литературная форма (наравне с газетной) дает технические средства для “репрезентирования” того вида воображаемого сообщества, которым является нация (Андерсон 2016: 73). История украинской политической нации и история украинской литературы во многом тождественны; зачастую рассказать историю нации невозможно в отрыве от истории ее литературы. В настоящий момент мы можем наблюдать за процессом формирования литературного канона о войне на востоке Украины. Как отмечают А. Ассман и Я. Ассман в своем анализе взаимоотношений государственной цензуры и литературного канона, сущность канона обусловлена структуризацией и сужением существующей традиции, из которой изымается определенная область, граница которой соответствует разделению на каноническое и апокрифическое (Ассманн, Ассман 2001: 133). Таким образом, функцией канона всегда является социальная интеграция, закрепление норм и смыслов, а также отстранение от определенной части традиции, которая в дальнейшем будет обозначаться как девиация. При этом закрепленная в каноне истина, воплощенная в структуре и семантике нарратива, всегда касается “истины-для-некоторой-группы”. Это верно подмеченное наблюдение как нельзя более удачно репрезентируется на материале украинской литературы о войне.
3 С одной стороны, авторы в своем рассказе о войне претендуют на абсолютную истину для всего украинского общества. С другой стороны, возникает противоречие в связи с фактической необходимостью построения в рамках произведений личных отношений внутри групп, чьи судьбы оказались затронуты этим конфликтом. Таким образом, формирующийся литературный канон основывается на опыте и “истине-для-некоторой-группы”, которыми в нашем случае выступают разного рода комбатанты и нонкомбатанты, волею судеб вовлеченные в конфликт на востоке Украины.
4 Обладая инструментами поддержания и воспроизводства канона, государственные культурные институты формируют социальный порядок так же, как сплоченность группы, которая послужит своеобразной мастер-копией того, как украинскому обществу следует относиться и какие эмоции его члены должны испытывать по отношению к этому конфликту (Там же: 149).
5 Авторы исходят из того, что внутри сферы культуры как регулятора общественной жизни литература предстает как плюралистичное, многополярное пространство осмысления и разработки представителями эмоциональных сообществ соответствующих эмоциональных матриц. Будучи предъявлены вовне, данные матрицы могут как претендовать на последующее закрепление в качестве национального канона патриотического чувствования, так и деконструировать параллельно существующие автоглорифицирующие матрицы как чужих, так и собственных сообществ. В данной работе мы предлагаем рассматривать литературу в широком смысле как поле производства эмоциональных матриц, которые в дальнейшем, став частью национального литературного канона о войне, де-факто превратятся в своеобразную обязательную модель общенационального чувствования войны будущими поколениями граждан Украины.

Всего подписок: 5, всего просмотров: 903

Оценка читателей: голосов 0

1. Абибок 2017 – Абибок Ю. Владимир Рафеенко о своем новом романе – а также о смерти, превращениях и Донецке, в который невозможно вернуться 2017 // Информационное агентство “ОстроВ”. 10.11.2017. https://www.ostro.org/general/society/articles/536140

2. Билина 2016 – Билина П. Вiйна кличе. Стань переможцем! Нотатки на полях росiйско-украiнськоi вiйни. Тернопiль: Джура.

3. Горовий 2016 – Горовий Р. Казки на нiч. Харькiв: Клуб сiмейного дозвiлля.

4. Жадан 2017 – Жадан С. Iнтернат. Чернiвцi: Meridian Czernowitz.

5. Закон України 2014 – Закон України. Про забезпечення прав і свобод внутрішньо переміщених осіб. 20.10.2014 // Верховна Рада Україны. Законодавство Україны. https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1706-18

6. Зиненко 2016 – Зиненко Р. Иловайский дневник. Харьков: Фолио.

7. Позивний “Вирій” 2016 – Позивний “Вирій”. Жадання фронту. Маріуполь; Київ: Мена; Домінант.

8. Позывной “Воланд” 2016 – Позывной “Воланд”. Вальгалла-экспресс. 2-е изд., доп. Мена: Изд-во “Доминант”.

9. Положий 2015 – Положий Е. Иловайск. Рассказы о настоящих людях. Харьков: Фолио.

10. Положiй 2016 – Положiй Е. 5 секунд, 5 днiв. Київ: Нора-Друк.

11. Рафеенко 2017 – Рафеенко В. Долгота дней. Харьков: Фабула.

12. Сурженко 2014 – Сурженко М. АТО. Icторii зi Cходу на Захiд. Брустури: Discursus.

13. Сурженко 2015 – Cурженко М. Нове життя. Icторii з Заходу на Сxiд. Брустурів: Discursus.

14. Чех 2017 – Чех А. Точка нуль. Харьков: Vivat Publishing.

15. Ассманн А., Ассманн Я. Канон и цензура // Немецкое философское литературоведение наших дней / Отв. ред. И.П. Смирнов, Д. Уффельман, К. Шрамм. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2001. С. 125–155.

16. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2016.

17. Герасимов В. Эмоциональные матрицы украинских комбатантов в художественной литературе об АТО // Неприкосновенный запас. 2020. № 1 (129). С. 180–194.

18. Зорин А. Появление героя. Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII – начала XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2016.

19. Плампер Я. История эмоций. М.: Новое литературное обозрение. 2018.

20. Полiщук Я. Метафора i метонiмiя Донбасу // Критика. 2018. №1–2. С. 12–19.

21. Портнов А. “Донбасс” как Другой. Украинские интеллектуальные дискурсы до и во время войны // Неприкосновенный запас. 2016. № 1 (110). С. 103–118.

22. Терц А. Что такое социалистический реализм. Париж: Syntaxis, 1988. Gomza I, Koval N. The Winter of Our Discontent: Emotions and Contentious Politics in Ukraine during Euromaidan // Kyiv-Mohyla Law & Politics Journal. 2015. Vol. 1. P. 39–62. https://doi.org/10.18523/kmlpj52673.2015-1.39-62

23. Reddy W.M. The Navigation of Feeling: A Framework for the History of Emotions. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.

24. Rosenwein B.H. Emotional Communities in the Early Middle Ages. N.Y.: Cornell University Press, 2006.

25. Rosenwein B.H. Problems and Methods in the History of Emotions // Passions in Context: International Journal for the History and Theory of Emotions. 2010. Vol. 1. P. 1–32.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх