Memory on Demand: The Jewish Past in Today’s Hlybokaye [Pamiat’ do vostrebovaniia: evreiskoe proshloe v sovremennom Glubokom]

 
PIIS086954150016706-6-1
DOI10.31857/S086954150016706-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: European University at St. Petersburg
Address: 3 Gagarinskaia St., St. Petersburg, 191187, Russia
Affiliation: European University at St. Petersburg
Address: 3 Gagarinskaia St., St. Petersburg, 191187, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№4
Pages139-156
Abstract

In this article, we discuss the ways in which the memory of the Jewish past functions in today’s Belarusian town of Hlybokaye: the contexts of its production and consumption, the key actors, forms and mechanisms. We take the restoration of the old Jewish cemetery by visiting activists and the erection of a monument to the famous townsman Eliezer Ben-Yehuda as cases. We argue that only random representations of the Jewish past have been appearing in local knowledge and that neither local groups nor outside actors have so far stated demand for an overarching general local narrative about Jewish Hlybokaye. On the one hand, the Jewish theme in the local knowledge of today’s town is secondary, while on the other, there has been occasional demand for it.

KeywordsMemory, town, local history, Jewish town, memorial practices, city branding, Jewish cemetery, Hlybokae, Ben Yehuda
Received28.09.2021
Publication date28.09.2021
Number of characters49648
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Глубокое – небольшой город в Витебской обл. Республики Беларусь с населением 19 тысяч человек (2020 г.). До 1939 г., когда территория Дисненского повета была присоединена к СССР, местечко Глубокое находилось в составе Польши. В начале ХХ в. евреи составляли здесь около двух третей населения, а перед войной – около половины (Копченова 2017). Во время германской оккупации на территории Глубокого было создано большое еврейское гетто, оказавшее сопротивление и полностью уничтоженное нацистами в августе 1943 г. После войны из немногих выживших не все вернулись в Глубокое, некоторые оказались заграницей. Город стали заселять новые жители, переезжавшие в основном из деревень Глубокского и соседних районов.
2 В 2015 г. в Глубоком прошла полевая школа-экспедиция центра “Сэфер”1, в составе которой, помимо эпиграфистов, работали фольклористы и этнографы, проводившие интервью с горожанами, в основном пожилого возраста. Исследователи фокусировались на традиционных представлениях жителей нееврейского происхождения о евреях, об их повседневной и ритуальной жизни. В предисловии к изданному вскоре после экспедиции сборнику статей и материалов Ольга Белова и Ирина Копченова пишут: “После войны Глубокое разделило судьбу многих еврейских местечек, где замерла еврейская жизнь. Однако память о еврейском прошлом Глубокого сохранили многие местные жители, щедро делившиеся воспоминаниями с участниками экспедиции…” (Там же: 10). 1. Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах “Сэфер” с 2004 г. проводит учебно-научные школы-экспедиции по изучению культурного наследия евреев Восточной Европы. См. издания, в которых опубликованы исследования на материалах экспедиций, на странице центра “Сэфер”: >>>>
3 В экспедиции и в сборнике принимал участие один из авторов этих строк (Савина 2017), и из богатого архива “Сэфера”, к которому нам любезно предоставили свободный доступ, многое очень пригодилось в наших изысканиях. В то же время сам замысел настоящей статьи вырос из критических размышлений об этом материале и стоящем за ним подходе к изучению локальной памяти. Речь не о том, что информанты двигались навстречу фокусированному интересу ученых и намеренно “сгущали еврейские краски” в своих повествованиях (анализ подобного казуса см.: [Петров 2015]). Главным образом нас занимал вопрос о том, что дают, а чего не дают колоритные устные мемуары для понимания того, что и как происходит сейчас в Глубоком с памятью о еврейском прошлом. Существует ли эта память исключительно на уровне индивидуальных воспоминаний или выходит в публичную сферу, и если выходит, то в чем это выражается и какие институты в этом участвуют?
4 С намерением разобраться в актуальных режимах и формах существования еврейской памяти в городе, разделившем судьбу многих еврейских местечек, мы поехали в Глубокое в 2019 г. Разговаривая с информантами, среди которых были как локальные эксперты (журналисты, экскурсоводы, краеведы), так и другие жители города разных возрастов и профессий, мы намеренно не фокусировались на еврейской теме2. Мы расспрашивали собеседников о современном городе – о его пространстве, истории и местных культурных особенностях, об экономических, социальных и иных процессах; посещали культурные учреждения, военные мемориалы, городские парки и другие объекты; ходили на экскурсии по городу и по музею – как институционально организованные, так и проведенные знатоками города специально по нашей просьбе. Материалы этих разговоров и наблюдений, наряду с записями интервью 2015 г. и публикациями о локальных сюжетах в местной прессе и других СМИ, легли в основу настоящей статьи. 2. Исключение составили интервью с Татьяной Саулич и Маргаритой Коженевской, с которыми мы разговаривали как с экспертами, чья профессиональная деятельность связана с еврейской историей Глубокого.

Price publication: 0

Number of purchasers: 2, views: 823

Readers community rating: votes 0

1. Plavіnskі 2013 – Plavіnskі G. Gly`boczkі pante`on pamyaczі // Inte`rne`t-gazeta Westki.info. 2013. 31 yanvarya. http://www.westki.info/blogs/14242/glybocki-panteon-pamyaci?taxonomy_vocabulary_2_tid=All&taxonomy_vocabulary_4_tid=All&page=4 (data obrashheniya: 13.06.2020; k momentu publikacii nastoyashhej stat`i gazeta Westki.info perestala sushhestvovat`).

2. PM 1 – Polevy`e materialy` iz arxiva centra “Se`fer”, g. Glubokoe, Respublika Belarus`, avgust 2015 g. E`kspertnoe interv`yu: Gennadij Plavinskij, 1938 g.r., kraeved i publicist. Informanty`: Lidiya, 1946 g.r., zhurnalistka; Lyudmila, 1937 g.r., raznorabochaya; Nina, 1923 g.r., sotrudnicza rajonnogo finansovogo otdela; Valentina, 1946 g.r., veterinarny`j vrach.

3. PM 2 – Polevy`e materialy` avtorov v g. Glubokoe, Respublika Belarus`, aprel` 2019 g. E`kspertny`e interv`yu: Margarita Kozhenevskaya, 1988 g.r., istorik, nauchny`j sotrudnik Glubokskogo istoriko-e`tnograficheskogo muzeya (2017‒2019); Tat`yana Saulich, 1953 g.r., zamestitel` predsedatelya Glubokskogo rajispolkoma (1985‒2000). Informanty`: Ol`ga, 1980 g.r., gornichnaya; Ekaterina, 1990 g.r., xozyajka gostinicy; Petr, 1978 g.r., vrach. E`kskursii: «Glubokoe – “Vishnevaya stolicza”» s professional`ny`m e`kskursovodom; kvest-e`kskursiya “Znatok Glubokskogo kraya” s e`kskursovodom-lyubitelem, mestny`m kraevedom (obe – v ramkax ezhegodnogo respublikanskogo festivalya “Fest e`kskursovodov”); progulka-e`kskursiya po Glubokomu s mestny`m kraevedom i zhurnalistom.

4. Rakovskij 1927 – Rakovskij L.I. Zelenaya Amerika: povesti i rasskazy`. L.: Priboj, 1927.

5. Sabaleўski 2000 – Sabaleўski A. Ustup // Zelenaya Amerika / L.I. Rakovskij. Minsk: [B.i.], 2000. S. 3.

6. Shul`man b.g. – Shul`man A. Zelenaya Amerika: iz knigi “Kilometry` evrejskoj istorii” // Mishpoxa: mezhdunarodny`j evrejskij zhurnal. http://mishpoha.org/pamyat/260-zeljonaya-amerika (data obrashheniya: 13.06.2020).

7. Aguilar, P. 1999. Agents of Memory: Spanish Civil War Veterans and Disabled Soldiers. In War and Remembrance in the Twentieth Century (Studies in the Social and Cultural History of Modern Warfare), edited by J. Winter and E. Sivan, 84‒103. Cambridge: Cambridge University Press.

8. Alekseevskii, M., et al. 2008a. Materialy k “Slovariu lokal'nogo teksta Mogileva-Podol'skogo” [Materials for “Dictionary of the Local Text of Mogilev-Podolsky”]. Antropologicheskii forum 8: 419–442.

9. Alekseevskii, M., et al. 2008b. Slovar' lokal'nogo teksta kak metod opisaniia gorodskoi kul'turnoi traditsii (na primere Mogileva-Podol'skogo) [A Dictionary of Local Text as a Method of Descriptive Analysis of Urban Cultural Traditions]. In Shtetl, XXI vek: polevye issledovaniia [Shtetl, 21st Century: Field Studies], edited by V.A. Dymshits, A.L. Lvov, and A.V. Sokolova, 186–215. St. Petersburg: Izdatel’stvo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge.

10. Amosova, S.N., and M.M. Kaspina. 2010a. Detskie vospominaniia o prazdnikakh: evrei i slaviane o Purime [Childhood Memories of Holidays: Jews and Slavs about Purim]. Lekhaim 2: 36–41.

11. Amosova, S.N., and M.M. Kaspina. 2010b. Detskie vospominaniia o prazdnikakh: evrei i slaviane o Purime [Childhood Memories of Holidays: Jews and Slavs about Purim]. Lekhaim 3: 33–39.

12. Amosova, S.N., and S.V. Nikolaeva. 2006. Sny ob umershikh v evreiskoi i slavianskoi traditsiiakh (na materiale ekspeditsii v g. Tul’chin (Vinnitskaia obl., Ukraina) i g. Balta (Odesskaia obl., Ukraina)) [Dreams about the Dead in the Jewish and Slavic Traditions (Based on the Material of the Expeditions to Tulchin (Vinnitsa Region, Ukraine) and Balta (Odessa Region, Ukraine))]. In Sny i videniia v slavianskoi i evreiskoi kul’turnoi traditsii [Dreams and Visions in Slavic and Jewish Cultural Tradition], edited by O.V. Belova, 93–114. Moscow: Institut slavianovedeniia RAN.

13. Birtwistle, M. 2005. Genealogy Tourism: The Scottish Market Opportunities. In Niche Tourism: Contemporary Issues, Trends and Cases, edited by M. Novelli, 59–72. London: Routledge.

14. Dymshits, V.А., ed. 1994. Istoriia evreev na Ukraine i v Belorussii. Ekspeditsii. Pamiatniki. Nakhodki [History of Jews in Ukraine and Belarus. Expeditions, Monuments, Finds]. St. Petersburg: Peterburgskii evreiskii universitet.

15. Gantner, E.B., and M. Kovács. 2007. The Constructed Jew. A Pragmatic Approach for Defining a Collective Central European Image of Jews. In Jewish Space in Central and Eastern Europe. Day-to-Day History, edited by J. Šiaučiūnaite-Verbickienė and L. Lempertienė, 211–224. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing.

16. Hansen-Glucklich, J. 2014. Holocaust Memory Reframed: Museums and the Challenges of Representation. New Brunswick: Rutgers University Press.

17. Kopchenova, I., ed. 2017. Glubokoe: pamiat’ o evreiskom mestechke [The Shtetl of Hlybokaye in Contemporary Cultural Memory]. Moscow: Tsentr “Sefer”.

18. Kupriianov, P.S. 2018. Istoricheskii personazh kak lokal’nyi brend, ili skazochnaia istoriia Duniashi Streshnevoi [Historical Character as a Local Brand, or the Fairy Tale Story of Dunyasha Streshneva]. In Voobrazhaemaia territoriia: ot lokal’noi identichnosti do brenda [Imaginary Territory: From Local Identity to a Brand], edited by M.V. Akhmetova and N.V. Petrov, 107–133. Moscow: Forum; Neolit.

19. Leite, N. 2007. Materializing Absence: Tourists, Surrogates, and the Making of “Jewish Portugal”. In Things That Move: The Material Worlds of Tourism and Travel, edited by M. Robinson, 1–21. Leeds: Centre for Tourism and Cultural Change.

20. Levin, I., Lenz, C. 2013. The Holocaust as Active Memory: The Past in the Present. London: Taylor & Francis Group.

21. Lukin, V., A. Sokolova, and B. Khaimovich, eds. 2000. Sto evreiskikh mestechek Ukrainy: istoricheskii putevoditel’. Vol. 2: Podoliia [One Hundred Shtetls of Ukraine: Historical Guide. Issue 2: Podolia]. St. Petersburg: A. Gersht.

22. Lukin, V., and B. Khaimovich, eds. 1997. Sto evreiskikh mestechek Ukrainy: istoricheskii putevoditel’. Vol. 1: Podoliia [One Hundred Shtetls of Ukraine: Historical Guide. Issue 1: Podolia]. Jerusalem; St. Petersburg: Ezro.

23. Lvov, A. 2008. Shtetl v XXI v. i etnografiia postsovetskogo evreistva [Shtetl in the 21st Century and the Ethnography of Post-Soviet Jewry]. In Shtetl, XXI vek: Polevye issledovaniia [Shtetl, 21st Century: Field Studies], edited by V.A. Dymshits, A.L. Lvov, and A.V. Sokolova, 9–26. St. Petersburg: Izdatel’stvo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge.

24. McCain, G., and N.M. Ray. 2003. Legacy Tourism: The Search for Personal Meaning in Heritage Travel. Tourism Management 24 (6): 713–717.

25. Melnikova, E. 2019. Finskie kladbishcha v Rossii: kross-granichnye gruppy pamiati i novyi moral'nyi poriadok [Finnish Cemeteries in Russia: Cross-Border Groups of Memory and the New Moral Order]. Antropologicheskii forum 43: 11–40. https:// doi.org/10.31250/1815-8870-2019-15-43-11-40

26. Nora, P. 1989. Between Memory and History: Les Lieux De Mémoire. Representations 26: 7–24.

27. Petrov, N. 2015. “Na menia vse govoriat: ‘Ty na yaureiku pokhozha’”: individual'noe interv'iu v sisteme znanii o traditsii [“Everyone is Talking about Me: ‘You Look Like a Jew’”: Individual Interview in the System of Knowledge about Tradition]. In Lepel': pamiat' o evreiskom mestechke [The Shtetl of Lepel in Contemporary Cultural Memory], edited by S. Amosova, 68–80. Moscow: Tsentr “Sefer”.

28. Sandri, O. 2013. City Heritage Tourism without Heirs: A Comparative Study of Jewish-Themed Tourism in Krakow and Vilnius. Cybergeo: European Journal of Geography, 646. https://doi.org/10.4000/cybergeo.25934

29. Savina, N. 2017. Zametki o lokal’nom tekste Glubokogo [Notes about the Local Text of Hlybokaye]. In Glubokoe: pamiat’ o evreiskom mestechke [The Shtetl of Hlybokaye in Contemporary Cultural Memory], edited by I. Kopchenova, 153–176. Moscow: Tsentr “Sefer”.

30. Sokolova, A. 2008. Evreiskie mestechki pamiati: lokalizatsiia shtetla [Jewish Places of Memory: Localization of Shtetl]. In Shtetl, XXI vek: polevye issledovaniia [Shtetl, 21st Century: Field Studies], edited by V.A. Dymshits, A.L. Lvov, and A.V. Sokolova, 29–64. St. Petersburg: Izdatel’stvo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge.

31. Veidlinger, J. 2013. In the Shadow of the Shtetl. Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press.

32. Vodolazhskaia, T. ed. 2009. Igra v goroda: po materialam ekspeditsii v malye goroda Belarusi [Playing Towns: Based on the Materials of Expeditions in Small Towns of Belarus]. Minsk: I.P. Logvinov.

33. Waligórska, M. 2014. Ben-Yehudah – the Belorussian Hero: Jewish Heritage and the New Belorussian National Identity Project. Perspectives: The Magazine of the Association for Jewish Studies Spring. http://perspectives.ajsnet.org/the-land-issue-spring-2014/ben-yehudah-the-belorussian-hero-jewish-heritage-and-the-new-belorussian-national-identity-project/

34. Waligórska, M. 2016. Jewish Heritage and the New Belarusian National Identity Project. East European Politics and Societies and Cultures 30 (2): 332–359. https:// doi.org/10.1177/0888325415577861

35. Zborowski, M., and E. Herzog. 1952. Life is with People. The Culture of the Shtetl. New York: Schocken Books.

36. Zukin, Sh. 1995. The Cultures of Cities. Cambridge: Blackwell.

Система Orphus

Loading...
Up