The Venerated Crypts in the Vvedensky Cemetery in Moscow: “The Black Savior” – the History of a Cult [Pochitaemye sklepy na Vvedenskom kladbishche v Moskve: “Chernyi Spasitel” – istoriia kul’ta]

 
PIIS086954150013603-3-1
DOI10.31857/S086954150013603-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Research University “Higher School of Economics”
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№1
Pages163-178
Abstract

Based on archival documents and field materials, the article describes the history of appearance of the cult of the bronze statue of the Savior (so-called Black Savior), installed on the grave of L.G. Knopp, and the further fate of the statue, crypt, and veneration. Presumably in the late 1930s – early 1940s, believers began to come to the statue, pray in front of it, ask for help and consecrate the water that was poured onto Christ’s hand. In 1948, Soviet authorities tried to eradicate the cult by removing the statue from the cemetery and transferring it to the Moscow Museum of Architecture. At about the same time, another sculpture of Christ (so-called White Savior) appeared in the cemetery and veneration was transferred to it. Gradually, the practices transformed: there were about 10 different crypts incorporated in the cult, on whose walls visitors would write their wishes, waiting for their fulfillment. Most of these wishes are of a secular nature. The practice still exists nowadays.

Keywordspopular Orthodoxy, authorities and folk cults, veneration of graves, places of fulfillment of desires
Received20.02.2021
Publication date25.02.2021
Number of characters35347
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 По меткому замечанию Роберта Парка, город “не естественен и не священен, но прагматичен и экспериментален. Под напором практической необходимости образование перестало быть исключительно формой социального ритуала, политика стала прикладной, религиозная вера теперь, скорее, – поиск, а не традиция, то, что должно быть обретено, а не просто получено” (Парк 2002: 4). Прежде всего это может быть отнесено к городу Нового и Новейшего времени, когда изобретение традиции (Hobsbawm, Ranger 1992) оказывается едва ли не культурным трендом. Однако наряду с сознательным выстраиванием традиции мы имеем место со спонтанным ее формированием (“спонтанная обрядность” – термин Д.В. Громова, который он применяет к новым городским обрядовым практикам, возникшим “снизу” [Громов 2013]). В основе подобных спонтанных практик лежат такие механизмы, как ориентация на готовые формы и хотя бы отчасти знакомые практики, подмена понятий более близкими и актуальными, (ре)актуализация тех или иных признаков и характеристик, а также сильное влияние СМИ во всех их ипостасях и вирусное распространение информации. В заметном ряде случаев ритуальную или культовую функцию приобретают объекты, так или иначе выделенные из пространства повседневности и маркированные как особенные. Это могут быть музейные экспонаты (Пименов и др. 2018: 136; Белова 2012), археологические памятники (Wallis, Blain 2009: 591–597; Селезнев, Селезнева 2015, 2016; Шнирельман 2014а, 2014б; др.), природные объекты (York 1999: 143; Emelyanova-Griva 2010b). В рамках меняющейся естественно или изобретенной традиции их прежний статус может в том или ином виде сохраняться, однако они могут быть и переформатированы. Так, рассматривая меняющееся место кладбищ в общественном сознании, Х. Сени отмечает тенденцию их превращения в XX в. из пространства публичного в семейное, из открытого в закрытое и, соответственно, говорит об изменении поминальных практик (Senie 2012: 44). Можно вместе с тем констатировать и присутствие другого процесса: старые городские кладбища, особенно находящиеся в центральной части города, могут помимо коммеморативной функции приобретать рекреационную (прогулки и экскурсии по кладбищам), культовую или квазикультовую (почитание могил, посещение “мест силы”), т.е. переформатироваться. Переформатирование сакральных объектов – явление нередкое как в рамках конструирования традиции (Coomans 2012), так и в контексте спонтанных практик (Мороз 2013). В ходе переформатирования объект может менять не только характер почитания, но и аудиторию, т.е. сообщество, которому он принадлежит и которое транслирует традицию. Рассматриваемый ниже пример интересен в том отношении, что один объект оказался подвержен такому переформатированию трижды примерно за 70 лет и, вероятно, послужил своего рода моделью для возникновения более распространенных практик.

Number of purchasers: 2, views: 963

Readers community rating: votes 0

1. Belova, O.V. 2012. Predmety iudeiskogo kul’ta v pover’iakh i magicheskikh praktikakh slavian (po materialam ekspeditsii 2004–2010 gg.) [Objects of the Jewish Cult in the Beliefs and Magical Practices of the Slavs (Based on Materials from the Expeditions of 2004–2010)]. In Kontsept veshchi v slavianskikh kul’turakh [The Concept of Thing in Slavic Cultures], edited by N.V. Zlydneva, A.V. Semenova, and D.K. Poliakov, 141–148. Moscow: Institut slavianovedeniia RAN.

2. Coomans, Th. 2012. Reuse of Sacred Places: Perspectives for a Long Tradition. In Loci Sacri: Understanding Sacred Places, edited by T. Coomans et al., 221–242. Leuven: Leuven University Press.

3. Emelyanova-Griva, M. 2010. Folklore urbain dans le Moscou contemporain [Urban Folklore in Contemporary Moscow]. L’Homme 194: 111–130.

4. Emelyanova-Griva, M. 2010. La tombe de Victor Noir au cimetière du Père-Lachaise [Victor Noir’s Grave in Père-Lachaise Cemetery]. Archives de sciences sociales des religions 149: 89–108. https://doi.org/10.4000/assr.21870

5. Gromov, D.V. 2013. Obriadnost’ v gorodskom landshafte: ob’ekty i praktiki [Ritualism in the Urban Landscape: Objects and Practices]. Traditsionnaia kul’tura 4: 71–82.

6. Gromov, D.V., and A.B. Ippolitova. 2011. Karta chelovecheskikh zhelanii, ili zapiski u sten moskovskogo monastyria [Map of Human Desires, or Notes at the Walls of a Moscow Monastery]. Traditsionnaia kul’tura 2: 76–87.

7. Hobsbawm, E., and T. Ranger. 1992. The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press.

8. Kormina, Zh. 2013. Politicheskie personazhi v sovremennoi agiografii. Kak Matrona Stalina blagoslovliala [Political Characters in Modern Hagiography: How Matrona Blessed Stalin]. In Russkii politicheskii fol’klor. Issledovaniia i publikatsii, edited by A.A. Panchenko, 179–198. Moscow: Novoe izdatel’stvo.

9. Moroz, A.B. 2013. Sakral’nyi adresat – profannyi adresant. Zapiski sviatym kak sredstvo ispolneniia zhelanii [A Sacred Addressee and a Profane Addressee: Letters to the Saints as a Means of Desires Fulfilling]. Traditsionnaia kul’tura 3: 83–89.

10. Park, R. 2002. Gorod kak sotsial’naia laboratoriia [The City as a Social Laboratory]. Sotsiologicheskoe obozrenie 2 (3): 3–12.

11. Pimenov, V.Yu, D.V. Valuev, and I.B. Krasil’nikov. 2018. Dukhovnaia zhizn’ provintsial’nogo sovetskogo gorozhanina: gorizonty i orientiry [Spiritual Life of a Provincial Soviet Citizen: Horizons and Landmarks]. Smolensk: Svitok.

12. Saitov, V.I., Modzalevskii B.L. 1908. Moskovskii nekropol’, 3 vols. [Moscow Necropolis, 3 vols.]. Vol. 2. Moscow: Tipografiia M.M. Stasiulevicha.

13. Santino, J. 2006. Performative Commemoratives: Spontaneous Shrines and the Public Memorialization of Death. In Spontaneous Shrines and the Public Memorialization of Death, edited by J. Santino, 5–16. New York: Palgrave Macmillan.

14. Seleznev, A.G., and I.A. Selezneva. 2015. Novye praktiki osvoeniia kul’turnogo landshafta: sakral’nye prostranstva epokhi postmoderna [New Practices in the Development of the Cultural Landscape: The Sacred Spaces of the Postmodern Era]. In Etnografiia Altaia i sopredel’nykh territorii 9: 156–161. Barnaul: Altaiskii Gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet.

15. Seleznev, A.G., and I.A. Selezneva. 2016. Novye sakral’nye prostranstva, izobretenie istorii i global’naia informatsionnaia sreda: derevnia Okunevo v Zapadnoi Sibiri [New Sacred Spaces, Invention of History and the Global Information Environment: Okunevo Village in Western Siberia]. Vestnik Omskogo universiteta, Seriia “Istoricheskie nauki” 3 (11): 76–86.

16. Senie, H.F. 2012. Mourning in Protest: Spontaneous Memorials and the Sacralization of Public Space. In Spontaneous Shrines and the Public Memorialization of Death, edited by J. Santino, 41–56. New York: Palgrave Macmillan.

17. Shnirelman, V.A. 2014. Arkaim i Stonehenge mezhdu proshlym i budushchim [Arkaim and Stonehenge between the Past and the Future]. Etnograficheskoe obozrenie 5: 19–40.

18. Shnirelman, V.A. 2014. Mesta sily: konstruirovanie sakral’nogo prostranstva. Vvedenie k diskussii [Places of Power: Constructing Sacred Space, Introduction to the Discussion]. In: Etnograficheskoe obozrenie 5: 3–9.

19. Shtyrkov, S.A. 2012. Predaniia ob inozemnom nashestvii: krest’ianskii narrativ i mifologiia landshafta (na materialakh Severo-Vostochnoi Novgorodchiny) [Legends about Foreign Invasion: Peasant Narrative and Landscape Mythology (Based on Materials from the North-Eastern Novgorod Region)]. St. Petersburg: Nauka.

20. Uspenskii, L.A. 1997. Bogoslovie ikony Pravoslavnoi Tserkvi [The Theology of the Icon of the Orthodox Church]. Pereslavl: Izdatel’stvo bratstva vo imia sviatogo kniazia Aleksandra Nevskogo.

21. Wallis, R.J., and J. Blain. 2009. ‘Sacred” Sites, Artifacts and Museum Collections: Pagan Engagements with Archaeology in Britain. In Handbook of contemporary Paganism, edited by M. Pizza and J.R. Lewis, 591–609. Leiden: Brill.

22. York, M. 1999. Invented Culture/Invented Religion: The Fictional Origins of Contemporary Paganism. Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions 3 (1): 135–146.



Additional sources and materials

GARF – Gosudarstvenny`j arxiv Rossijskoj Federacii. F. R-6991. Op. 1. D. 377. 

Deyaniya 1909 – Deyaniya Vselenskix soborov, izdanny`e v russkom perevode pri Kazanskoj duxovnoj akademii. T. 7. Kazan`: Central`naya tipografiya, 1909. 

Zhdanova 1993 – Zhdanova 3.V. Skazanie o zhitii blazhennoj staricy, Matushki Matrony`. Kolomna, 1993. http://exeget.panikarolinka.ru/notes/matrona.htm 

MAShh – Gosudarstvenny`j muzej arxitektury` im. A.V. Shhuseva. Arxiv uchetnoj dokumentacii. Vy`dacha v postoyannoe pol`zovanie 1976 g.

PMA 2018 – Polevy`e materialy` avtora. Interv`yu v g. Moskva, 2018 g.

PMA 2019 – Polevy`e materialy` avtora. Nablyudeniya i registraciya graffiti i zapisok na Vvedenskom kladbishhe v Moskve, 2019 g.

PMA 2020 – Polevy`e materialy` avtora. Nablyudeniya i registraciya graffiti i zapisok na Vvedenskom kladbishhe v Moskve, 2020 g.

Saladin 1997 – Saladin A.T. Ocherki istorii moskovskix kladbishh. M.: Knizhny`j sad, 1997.

Turmanina 2013 – Turmanina V.I. Legendy` i istoricheskaya spravka o Belom Xriste na Vvedenskom kladbishhe // LiveInternet. 16.07.2013. https://www.liveinternet.ru/users/5132602/post283748180 

Xraniteli 1 – Cerkovno-arxeologicheskij kabinet MDA. Skul`ptura Xrista Rafae`llo Romanelli. Cikl peredach “Xraniteli pamyati” // Telekanal “Soyuz”. 10.02.2015. https://tv-soyuz.ru/peredachi/hraniteli-pamyati26

Xraniteli 2 – Cerkovno-arxeologicheskij kabinet MDA. Skul`ptura Xrista Rafae`llo Romanelli: postskriptum. Cikl peredach “Xraniteli pamyati” // Telekanal “Soyuz”. 17.02.2015. https://tv-soyuz.ru/peredachi/hraniteli-pamyati28

Yurkov b.g. – Yurkov V.V. 1943–49 gg. Cherny`j spasitel`, Bely`j spasitel`. E`lektronnaya publikaciya // Proza.ru. https://proza.ru/2011/06/11/482 (data obrashheniya: 02.09.2020)

Система Orphus

Loading...
Up