Животные как люди: от универсального производства к коллективному творчеству

 
Код статьиS086954150013597-6-1
DOI10.31857/S086954150013597-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Тюменский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№1
Страницы64-75
Аннотация

Статья представляет собой рассуждения о концептуальном преодолении разрыва между человеком и другими животными посредством анализа связи между трудом и коллективностью. В первой части работы критически переосмысляется гуманистический тезис Карла Маркса о труде как родовой сущности человека, которая подвергается отчуждению, и предлагается новая перспектива понимания труда животных как универсального производства в рамках экологического целого. Во второй части представлена критика размышлений Мартина Хайдеггера об инстинктивном поведении пчел: Хайдеггер делает выводы из наблюдений за отдельно взятыми насекомыми, жизнь которых в действительности немыслима вне коллектива. В заключении выдвигается гипотеза о том, что коллективность универсального производства содержит в себе важный потенциал преодоления отчуждения как в социальном, так и в экологическом смысле, в частности, такие формы совместной творческой деятельности, как песни и танцы, способствуют нахождению общего у разных животных, включая людей.

Ключевые словаМаркс, Хайдеггер, животные, человек, труд, коллективность, отчуждение
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 20-68-46044]
Получено24.02.2021
Дата публикации25.02.2021
Кол-во символов36747
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В книге “Экономико-философские рукописи 1844 года” Карл Маркс выдвинул знаменитый тезис о том, что труд составляет родовую сущность человека. В XX в. этот тезис был, конечно, подвергнут всесторонней критике как за антропоцентризм, так и за эссенциализм – и сегодня уже кажется, что он звучит крайне несовременно и представляет интерес исключительно в качестве высказывания, характерного для эпохи, когда человек считался вершиной творения. Признавая, что во многом эта критика справедлива, я, однако, хочу отметить, что указанный тезис Маркса способен пережить “свою” эпоху: если мы несколько расширим его границы и выйдем за рамки догматического прочтения, то увидим, что в нем содержится рациональное зерно, которое позволит сделать шаг в сторону преодоления отчуждения между людьми и другими животными1. 1. В моем понимании формулировка “человек и другие животные” является более адекватной, чем “человек и животные”. Последняя все еще встречается довольно часто, но в основе ее лежит представление о том, что человек животным не является, т.е. об онтологическом различии между человеком и животным; солидаризироваться с такой позицией в XXI в. было бы неуместно.
2 “Экономико-философские рукописи” относятся к раннему, гуманистическому периоду в творчестве Маркса и представляют собой серию размышлений о существовании человека в условиях капиталистического производства. Можно сказать, что в этом произведении автор предлагает свою версию философской антропологии, в центре которой оказывается конкретный антропологический тип – наемный рабочий. Маркс пишет об условиях жизни рабочих, об их интересах, чувствах и, самое главное, о характере их труда: в марксистской традиции труд служит основным критерием определения человеческого и, соответственно, установления отличия человека от других животных.
3 Труд как определяющий критерий занимает у Маркса то место, на которое другие авторы в разные периоды ставили язык, наличие разумного сознания, пользование руками, политическую деятельность или осознание смерти. Можно было бы сказать, что человек – животное разумное, говорящее или хоронящее своих мертвецов, но, по Марксу, это в первую очередь животное трудящееся. Другие животные, конечно, тоже трудятся, однако, как отмечает Маркс, этот труд непосредственно связан с удовлетворением их потребностей, тогда как сущностью человека является универсальное производство:
4 Животное, правда, тоже производит. Оно строит себе гнездо или жилище, как это делают пчела, бобр, муравей и т.д. Но животное производит лишь то, в чем непосредственно нуждается оно само или его детеныш; оно производит односторонне, тогда как человек производит универсально: оно производит лишь под властью непосредственной физической потребности, между тем как человек производит даже будучи свободен от физической потребности, и в истинном смысле слова только тогда и производит, когда он свободен от нее; животное производит только самого себя, тогда как человек воспроизводит всю природу; продукт животного непосредственным образом связан с его физическим организмом, тогда как человек свободно противостоит своему продукту. Животное строит только сообразно мерке и потребности того вида, к которому оно принадлежит, тогда как человек умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку; в силу этого человек строит также и по законам красоты (Маркс 2000: 233–234).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1540

Оценка читателей: голосов 0

1. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000.

2. Лакан Ж. Семинары. Книга 2: “Я” в теории Фрейда и в технике психоанализа. М.: Гнозис; Логос, 1999.

3. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М.: Наука, 1987.

4. Маркс К. Социология. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково Поле, 2000.

5. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 1–6.

6. Фейербах Л. Сущность христианства. М.: Юрайт, 2018.

7. Фриш К. Из жизни пчел. М.: Мир, 1980.

8. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики: мир – конечность – одиночество. СПб.: Владимир Даль, 2013.

9. Rádl E. Untersuchungen über den Phototropismus der Tiere. Leipzig: W. Engelmann, 1903.

10. Uexküll J. von. Theoretische Biologie. Berlin: Paetel, 1920.

11. Uexküll J. von. Umwelt und Innenwelt der Tiere. Berlin: Springer, 1921



Дополнительные библиографические источники и материалы

Медведева 2019 – Медведева А. В Китае фермеры опыляют фруктовые деревья вручную – чему учит история // Агропромышленный портал АгроXXI. 29.06.2019. https://www.agroxxi.ru/biobezopasnost/v-kitae-fermery-opyljayut-fruktovye-derevja-vruchnuyu-chemu-uchit-istorija.html

Begg 2018 – Begg Z. The Beehive. 2018. https://zannybegg.com/the-beehive

Maurizi 2018 – Maurizi M. 18 Theses on Marxism and Animal Liberation // Bündnis Marxismus und Tierbefreiung/Alliance for Marxism and Animal Liberation. August 17, 2018. https://www.facebook.com/notes/marxismus-und-tierbefreiung/18-theses-on-marxism-and-animal-liberation/797354620467883

Система Orphus

Загрузка...
Вверх