От этнографического туризма к аграрному: азиатская деревня глазами европейцев

 
Код статьиS086954150013132-5-1
DOI10.31857/S086954150013132-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующий кафедрой истории
Аффилиация: Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева
Адрес: ул. Тимирязевская 49, Москва, 127550, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№6
Страницы180-193
Аннотация

В статье представлены результаты многолетнего этносоциологического исследования, посвященного изучению туризма в странах азиатского региона. Цель данной работы – показать роль туризма в межкультурных коммуникациях путешественников из Европы и населения сельских территорий в Азии. В статье осуществлен этимологический разбор понятий, обозначающих различные виды туризма, выявлена тесная связь этнографического туризма с аграрным и сельским. Показано, как в решении задач, стоящих перед туризмом в Азии, принимают участие европейцы. Классифицируются основные направления туризма в Азии, раскрывается социализирующая роль этнографического и сельского туризма для самих европейцев. Основной научный результат: в статье подняты проблемы, возникающие в процессе межкультурной коммуникации представителей европейской и азиатской цивилизаций, каждая из которых интерпретируется автором как метафора. Сделан прогноз, что восстановление туристского сектора в Азии произойдет через этнографический и аграрный туризм: сначала за счет внутреннего турпотока, а затем благодаря привлечению иностранцев. 

Ключевые словаАзия, европейцы, этнографический туризм, сельский туризм, аграрный туризм, сельские территории, деревня
Получено28.12.2020
Дата публикации28.12.2020
Кол-во символов36457
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1 Последствия COVID-19: кризис туризма и перспективы восстановления. Еще ни одна пандемия столь радикально не меняла жизнь на нашей планете, как распространение COVID-19. Безработица, разрыв социальных связей, массовый психоз, рецессия в экономике. Это только часть негативных последствий, вызванных пандемией. Практически все отрасли пострадали от распространения коронавируса, и больше всего – туризм.
2 Нет сомнений в том, что вызванный пандемией кризис рано или поздно будет преодолен, и мировая экономика войдет в другую фазу. Таковы законы циклического развития капитализма. Возникает вопрос: сколько месяцев, а может быть и лет уйдет на восстановление? Какой из секторов туризма начнет быстрее восстанавливаться: внешний или внутренний? Что станет драйвером для будущего подъема? Как будет выглядеть туризм в “постапокалиптический” период? Ответы на эти вопросы имеют далеко не академический характер. От них зависят судьбы миллионов людей: как более или менее обеспеченных путешественников из Европы, так и крестьян из азиатских деревень, в жизни которых туризм является важной материальной и моральной составляющей.
3 Надежда туроператоров – это расчет на “отложенный спрос”, согласно английской терминологии – “мстительные траты” (revenge spending), т.е. своего рода месть коронавирусу за сорванные весенние путешествия 2020 г. Однако если такое и случится, то в основном это будут личные поездки, без обращения в официальные организации. Уже сейчас прогнозируется волна увольнений сотрудников турфирм. В одном только Таиланде – стране, которая считается партнером России № 1 в Юго-Восточной Азии, где туризм играет системообразующую роль, работу потеряет один млн человек, а еще трем млн сократят зарплаты (Зайцева 2017: 1; Потемкин 2020). И здесь на первый план могут выйти такие специфические виды туризма, как этнографический, сельский и аграрный, в организации которых участвуют не столько менеджеры, сколько фермеры и местные власти, заинтересованные в устойчивом развитии своих территорий.
4 Этнографический, сельский, аграрный: дефиниции понятий. Первая проблема, поднимаемая этнографами и антропологами при анализе современных видов туризма в Азии, – это определение наиболее эффективных методов. Подчеркнем, что в последние годы все большую популярность набирают неопозитивистские подходы к качественным исследованиям в туризме, в рамках которых этнографическая полевая работа становится приоритетной (Hayes, Tucker 2018: 139).
5 Вторая проблема – это перманентность самого научного языка, описывающего различные виды туристской деятельности. Иными словами, значение многих терминов в этой сфере не устоялось и постоянно подвергается корректировке, что вызывает вопросы и недопонимание даже в профессиональных кругах. Поэтому обратимся к этимологии, так как в трактовке современных туристских терминов присутствуют изрядная путаница и смещение понятий.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1016

Оценка читателей: голосов 0

1. Аль-Халлиди А.К. Особенности развития туризма в республике Ирак // Беларусь 2030: государство, бизнес, наука, образование: материалы 2-ой Международной научной конференции, 29 мая 2015 г., г. Минск. Минск: Право и экономика, 2015. С. 25–27.

2. Зайцева А.В. Перспективы торгово-экономического сотрудничества России и Таиланда // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 3. С. 1.

3. Золотова Е.В. Опыт развития агротуризма в Арабской республике Египет // Актуальные проблемы развития сельского (аграрного) туризма в условиях современных геополитических и социально-экономических вызовов / Отв. ред. А.Г. Максименко. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. С. 48–52.

4. Каледин В.Н. Региональные различия въездного туризма в Индии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7. 2009. Вып. 2. С. 83–91.

5. Кораблев В.А. Опыт Объединенных арабских эмиратов в развитии индустрии туризма // Вестник университета ТУРАН. 2016. № 1 (69). С. 155–158.

6. Малова Н.А. Этнический туризм: проблемы, тенденции, перспективы // Туризм и культурное наследие. 2012. № 2. С. 14–16.

7. Сундуев Ч.Б., Хышиктуева Л.В. Этнотуризм как одно из направлений культурнопозновательного туризма // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 4. С. 53–56.

8. Трухачев А.В. Дефиниция “аграрный туризм” в современной науке // Вестник НАТ. 2015. № 1(33). С. 11–15.

9. Христов В.В. Особенности географии въездного туризма в Индию // Вестник МПГУ. Серия “Естественные науки”. 2016. № 4 (24). С. 28–37.

10. Худаяров А.А., Пирматов Х.Р. Воздействие туризма на национальную экономику Индонезии // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 39. С. 262–265.

11. Chang T.C. Asianizing the Field: Questioning Critical Tourism Studies in Asia // Tourism Geographies. 11.10.2019. P. 1–18. https://doi.org/10.1080/14616688.2019.1674370

12. Cohen E., Cohen S. Beyond Eurocentrism in Tourism: A Paradigm Shift to Mobilities // Tourism Recreation Research. 2015. Vol. 40 (2). P. 157–168.

13. Ghaderi Z., Beal L. Local Impression of Tourist Photographing: A Perspective from Iran // Tourism Management. 2020. Vol. 76. February. P. 1–10. https://doi.org/10.1016/j.tourman.2019.103962

14. Hayes S., Tucker H. Qualitative Research Skill Training: Learning Ethnography in the Field // Asian Qualitative Research in Tourism: Ontologies, Epistemologies and Methods / Eds. P. Mura, C. Khoo-Lattimore. Singapore: Springer-Verlag Singapore PTE LTD, 2018. P. 139–151. https://doi.org/10.1007/978-981-10-7491-2_7

15. Hepburn S-J. Touristic Forms of Life in Nepal // Annals of Tourism Research. 2002. Vol. 29 (3). P. 611–630.

16. Ibrahim D. Bedouin Society Strategies Facing Drought in North Sinai Peninsula of Egypt. Cairo: Agricultural Research Center (Egypt), 2015.

17. Kumar S.C. The Tourism Industry in India: Economic Significance and Emerging Issues // Tourism in India and India’s Economic Development / Eds. K.C. Roy, C.A. Tisdell. L.: Nova Science Publishers, 1998. P. 21–46.

18. Mustafa M.H. Tourism and Globalization in the Arab World // International Journal of Business and Social Science. 2010. Vol. 1 (1). P. 37–48.

19. Pacer D. Egyptian Consultants; Development Plan of Sinai Peninsula. Cairo: Ministry of Development and Land Reclamation, 2006.

20. Pawson S., D’Arcy P., Richardson S. The Value of Community-Based Tourism in Banteay Chhmar, Cambodia // Tourism Geographies. 2017. Vol. 19 (3). P. 378–397. https://doi.org/10.1080/14616688.2016.1183143

21. Ranga M. Tourism Potential in India. Delhi: Bundelkhand University Jhansi, 2003.

22. Sharma D., Singh A.K. Tourism Industry in India. Lucknow: New Royal Book Co, 2004.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Индия стала 2020 – Индия стала адом для всех белых иностранцев // Новые известия. 28.03.2020. https://newizv.ru/news/world/28-03-2020/indiya-stala-adom-dlya-vseh-belyh-inostrantsev 

Потемкин 2020 – Потемкин А. Таиланд вышвыривает российских туристов из-за коронавируса // Экспресс-газета. 24.03.2020. https://www.eg.ru/society/861946-tailand-vyshvyrivaet-rossiyskih-turistov-iz-za-koronavirusa/ 

Потрясающая красота 2016 – Потрясающая красота Китая: от ловли бакланов на реке Ли до террас Юаньян // fresh.aboluowang.com. 09.09.2016. https://www.aboluowang.com/2016/0909/800690.html (на кит. яз)

Deutsche in Hindukusch 1937 – Deutsche in Hindukusch. Bericht der Deutschen Hindukusch – Expedition 1935. Berlin: Coldmann, 1937. 

Fletcher 1965 – Fletcher A. Afghanistan: Highway of Conquest. N.Y.: Ithaca, 1965.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх