Рец. на: Кормина Ж.В. Паломники. Этнографические очерки православного номадизма. М., 2019

 
Код статьиS086954150012361-7-1
DOI10.31857/S086954150012361-7
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Кормина Ж.В. Паломники. Этнографические очерки православного номадизма. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 349 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры культурологии исторического факультета
Аффилиация: Ереванский государственный университет
Адрес: ул. Алека Манукяна 1, Ереван, 0025, Армения
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№5
Страницы196-198
Аннотация

  

Ключевые слова
Дата публикации28.12.2020
Кол-во символов8566
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Книга российского антрополога религии Жанны Корминой – о явлении, которое можно считать религиозной приметой нашего времени. Фантастические, не имеющие прецедента в истории возможности физической мобильности людей – все эти машины, автобусы, поезда, самолеты, – видоизменяют формы религиозной жизни, делая “поиски Бога” не столько духовным, сколько географическим процессом. Паломничество, еще не так давно рассматриваемое антропологами как эксклюзивное и не частое событие, в ходе которого его участник как бы выпадает из реальных времени, пространства и социума, перемещаясь в некое мифологическое безвременье, где он теряет свои социальные характеристики, сливаясь с группой (коммунитас по В. Тэрнеру) таких же “безликих” спутников, вдруг оказывается частью обычной жизни, ее религиозной составляющей, вписанной в ритмику повседневности так же, как и выходные дни и праздники. Более того, для многих, подмечает Жанна Кормина, иного режима религиозности практически и не существует. Именно состояние, при котором религиозность выражается через необходимость постоянного преодоления дороги к святыне, в обход контролирующих церковных институций, автор книги и называет “номадическим православием”. Почему “номадическим”? А потому что речь идет об “осмысленном перемещении между определенными точками в рамках известного кочевникам ландшафта, в нашем случае – религиозного” (с. 19). Этот основанный на метафоре термин, на самом деле, может быть применен далеко не только к православию, но практически к каждой современной религиозной системе, имеющей социально или географически неограниченные возможности вернакулярных манифестаций. Эпоха экономических и социальных миграций, глобального туризма делает феномен мобильной религиозности еще более выпуклым и социально значимым.
2 Еще одним важным концептом, предложенным автором для описания “номадических” сообществ, является “сеть”. Группы религиозных “номадов” действительно образуются по принципу виртуальных сетей. Если раньше приходская община была более или менее постоянным сообществом, в цементировании которого частично и состояла роль прихода, то сетевые группы паломников размыты, спонтанно создаются и распадаются, даже если большая часть их членов знакома в обычной жизни. Сетевая мобилизация паломнических групп (“приход на колесах”; с. 66) и сетевое общение становятся для многих преобладающими и наиболее удобными формами религиозной общинной жизни.
3 Что делает мобильную религиозность особенно востребованной, а физический опыт паломничества – опыт обыкновенного, не самого комфортного и не самого захватывающего путешествия аутентичным и уникальным? Как выяснятся из увлекательного исследования, в котором автор сам оказывается участником процесса “под прикрытием”, любая деталь поездки, даже самая банальная вроде технических неполадок или ошибки в маршруте становится звеном в семиотической цепи знаков – с их помощью описываются и интерпретируются отношения человека со священным. Проще говоря, религиозная практика не ограничивается привычными молитвами, постами, подаянием или символическим обменом со святыней, режим мобильной религиозности включает в себя набор самых обыденных действий, которые в ином измерении обычно не имеют никакого религиозного подтекста. Так, любые проявления телесности (усталость, дискомфорт, голод, холод, жажда, недомогания и т.д.) или эмоциональности (радость, восторг, уныние, слезы) в пути или на месте являются семиотически значимыми в контексте общей интерпретации поездки как непрерывного духовного опыта или испытания. Именно неожиданные изменения телесных и эмоциональных состояний трактуются как чудесные результаты общения со священным, как “малые чудеса”. Жанна Кормина называет это лишением себя, или редуцированием, агентности, когда все то, что происходит с паломником, – это не естественные реакции его тела или психики, а лишь результат воздействия чудесных сил (с. 113). Интересным кажется и то, что автор рассматривает ценность паломнических практик через концепт реципрокности, приобретающий смысл именно в контексте паломнического “обета”, т.е. все, что происходит во время поездки, вписывается в ожидание ответного “чуда”.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 549

Оценка читателей: голосов 0

1. Antonyan Yu. Markets at Sacred Sites: The Globalized Mobility and Informality of the Armenian Religious Fairs // Central Asia Survey. 2020. Vol. 39 (1). https://doi.org/10.1080/02634937.2020.1723490

2. Coleman S., Eade J. Introduction // Reframing Pilgrimage: Cultures in Motion / Eds. S. Coleman, J. Eade. L.: Routledge, 2004. P. 1–26.

3. Eade J., Sallnow M.J. Introduction // Contesting the Sacred: The Anthropology of Christian Pilgrimage / Eds. J. Eade, M.J. Sallnow. L.: Routledge, 1991. P. 1–29.

4. Reader I. Pilgrimage in the Marketplace. L.: Routledge, 2014.

5. Zaidman N., Lowengart O. The Marketing of Sacred Goods: Interaction of Consumers and Retailers // The Journal of International Consumer Marketing. 2001. Vol. 13. No. 4. P. 5–27.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх