Рец. на: Gagnon D. Le statut de Métis au Canada. Histoire, identité et enjeux sociaux. Québec, 2019

 
Код статьиS086954150012359-4-1
DOI10.31857/S086954150012359-4
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва Gagnon D. Le statut de Métis au Canada. Histoire, identité et enjeux sociaux. Québec: Presse de l’Université Laval, 2019. 308 p.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, Сибирское отделение РАН
Адрес: ул. Петровского 1, Якутск, 677027, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№5
Страницы188-191
Аннотация

  

Ключевые слова
Дата публикации28.12.2020
Кол-во символов10648
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Рецензируемая книга – результат многолетнего труда Дени Ганьона, профессора Университета Сен-Бонифаса (Виннипег, Манитоба) и одного из наиболее заметных специалистов по метисам в Канаде. Эта работа в каком-то смысле подводит черту под многолетними изысканиями, которыми он занимался в качестве руководителя исследовательской группы по изучению метисной идентичности в Канаде (Chaire de recherche du Canada sur l’identité métisse) в 2004–2014 гг. Благодаря усилиям Ганьона в XXI в. Университет Сен-Бонифаса стал крупнейшим центром в стране по исследованию этого народа. Немаловажная деталь: это единственный франкоязычный университет на Западе Канады, и традиционно большой упор здесь делался на изучении миноритарных франкоязычных этнокультурных групп за пределами Квебека. Исключением не стали и метисы, значительная часть которых все еще владеет французским языком и проживает на территории Манитобы.
2 В российской этнологии и канадоведении внимания этой общности уделяется несправедливо мало. Так сложилось, что наших (как, к слову, и канадских) исследователей больше интересуют другие представители коренных народов страны – индейцы и инуиты. Между тем статус метисов точно таким же образом закреплен в конституции Канады (35 статья), а количество “официальных” (имеющих соответствующий статус) членов этого сообщества приближается к 600 000. Прежде чем говорить о книге, нужно сказать несколько слов о самом народе, а также об историческом и политическом контексте, в котором он существует. От прочих этнокультурных групп многонациональной мозаики страны метисы отличаются гибридным аборигенно-европейским происхождением. В большинстве случаев первые представители группы происходили от браков канадских “лесных бродяг” (coureurs des bois) с женщинами из индейских племен: ассинибойнов, сиу, черноногих, степных кри, оджибве и др. Дети от таких браков, находившихся на перекрестке различных культур (французской, шотландской, английской, американской, аборигенной), в конечном итоге стали значительно отличаться как от канадцев европейского происхождения, так и от индейцев. Уже к началу XIX в. можно говорить о существовании отдельной общности метисов в канадских Прериях на территории западных провинций (Манитобы и Саскачевана), обладающих собственной культурой, языком мичифом (michif) и особой идентичностью. «Ни “индейцы”, ни “белые”, ни “между двумя”, ни смесь индейского и белого, в которой можно выделить составляющие: они образуют особый народ, состоящий из нескольких наций и сообществ, которые более или менее насильственно были исключены из процесса основания Канады в конце XIX века» (c. 4).
3 В своей работе Ганьон уделяет сравнительно небольшое внимание вопросам этногенеза канадских метисов, гораздо больше его интересуют проблемы статуса этой группы, ее политические интересы и современная идентичность. Именно тема самоидентификации народа красной нитью проходит через всю работу. Колыбелью исторической “нации” (Nation Métis) метисов стал район нынешнего Виннипега (долина Красной реки на юге Манитобы). Но подобные группы появлялись не только там, но и на территории всего континента – в Новой Франции, Акадии, по берегам Миссисипи, в Орегоне, в районе Великих озер. Однако именно в районе Красной реки они в XIX в. были наиболее крупной и консолидированной общностью. Конфликт метисов Манитобы с молодым канадским государством привел к двум восстаниям под руководством Луи Риэля, произошедшим в 1869–1870 гг. и 1884–1885 гг. Их подавление имело для народа трагические последствия. Метисам пришлось столкнуться с дискриминацией, потерей коллективных прав и необходимостью скрывать собственную идентичность. Только в 1960-х годах благодаря усилиям политических активистов из различных метисных ассоциаций этой этнокультурной группе удалось вернуться в общественную жизнь Канады и добиться включения в 35 статью конституции страны.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 512

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх