Между шапсугами и абхазами: актуализация идентичностей убыхской фамилии Чéрен

 
Код статьиS086954150012353-8-1
DOI10.31857/S086954150012353-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: независимый исследователь
Адрес: Российская Федерация
Должность: преподаватель
Аффилиация: Кубанский государственный университет
Адрес: ул. Ставропольская 149, Краснодар, 350040, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№5
Страницы110-129
Аннотация

В последние годы активисты, причисляющие себя к потомкам убыхов (некогда коренному населению Сочинского Причерноморья) пытаются придать официальный характер своему ревитализационному движению. Активизировав поиски потенциальных претендентов на убыхское этническое наследие, они актуализировали некоторые сюжеты, ставшие хрестоматийными для отечественного кавказоведения. Таковым, в частности, является история семьи Чéрен, внимание на которую впервые в 1930-х годах обратил Л.И. Лавров. Тогда он невольно наделил ее “титулом” единственных убыхов, оставшихся в Причерноморской Шапсугии. Трагические события эпохи сталинизма привели к образованию второй ветви семьи в соседней Абхазии. В статье на основе анализа собранных авторами этнографических и документальных материалов демонстрируется, как представители обоих линиджей жили, продолжают жить и коммуницировать в шапсугском и абхазском окружении, а также какие стратегии сохранения и позиционирования “убыхства” они предпочитают в нынешних условиях.

Ключевые словаЧéрен, Хаджико, убыхи, потомки убыхов, шапсуги, абхазы, идентичность, ревитализация
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский фонд фундаментальных исследований [проект № 18-39-00160]
Дата публикации28.12.2020
Кол-во символов48527
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Несмотря на то что убыхскому вопросу посвящен впечатляющий объем работ, он все еще требует осмысления. Основной вектор исследований до начала XXI в. был направлен на описание убыхского языка, признанного исчезнувшим вместе со смертью последнего носителя Тевфика Эсенча в 1992 г. Однако не меньшего внимания заслуживает проблема идентичности современных потомков убыхов.
2 Сегодня не теряет популярности идея о том, что если они и сохранились, то по большей части в Турции, куда этническое сообщество массово переселилось по окончании Кавказской войны (1817–1864 гг.). Тем не менее отечественные кавказоведы пишут приблизительно о десятке семей, оставшихся в России. По статистическим сведениям Евгения Дмитриевича Фелицына, на 1883 г. было известно как минимум о 13 таких семьях общей численностью 80 человек, проживавших в трех уездах Кубанской обл. (одна семья в Екатеринодарском, девять в Майкопском и три в Баталпашинском) (Фелицын 1885: 87, 94). У Леонида Ивановича Лаврова (1909–1982) находим упоминания о некоем Сулеймане Омировиче Диже, внуке убыха, высланного в татарскую костромскую деревню (Лавров 2009: 204). И в первом, и во втором случаях смежное проживание с более многочисленными сообществами способствовало растворению и трансформации убыхской идентичности.
3 В советские годы, находясь в “приюте закрытых границ” (Латур 2019), претенденты на убыхское этническое наследие оказались полностью включенными в адыгское/черкесское окружение, а сохранение памяти об убыхском происхождении было возможным исключительно при устном общении на внутрисемейном уровне. Ныне потомки кавказского народа также стремятся сберечь кажущееся уже легендарным знание о прошлом своих предков и возродить “утраченную” этническую принадлежность, в силу чего порой им приходится вступать в борьбу с устоявшимся мнением о забвении убыхов.
4 Так, на фоне активизации движения за ревитализацию, основным идеологом которого до недавнего времени выступал Руслан Заудинович Берзеков1, обостряется интерес к потомкам рода Чéрен (адыг. Чэрэн). Фиксация факта существования семей убыхского происхождения (наравне с популярной теперь практикой получения паспорта гражданина Абхазии, привлекательной стороной которой является возможность зафиксировать “убыхскую национальность”) становится своеобразным способом достижения необходимой степени легитимации возрождаемого сообщества. Выступая символом “убыхства”, фамилия Черен сегодня служит доказательством того, что потомки некогда ушедшего народа живы, и, несмотря на то что они ассимилировались, словно узаконивает их право называться убыхами. 1. Руслан Заудинович Берзеков (1970 г.р., Нальчик) – основатель Некоммерческого фонда «Родовое объединение “Убых-Берзек”», инициатор последнего по времени проекта возрождения убыхов. Активист несколько раз обращался в Государственную Думу (Комитет по делам национальностей) и Совет Федерации по вопросу включения убыхов в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ, однако все его попытки пока остаются безуспешными (ПМА 4: Берзеков).
5 История изучения. Историографический обзор, раскрывающий этапы академической легализации “особого” этнического статуса фамилии Черен, по праву можно озаглавить “По стопам Лаврова”. Благодаря его полевым изысканиям было актуализировано знание о череновцах как об оставшихся на побережье очеркешенных убыхских потомках, правда, без детализированной информации. Впервые выявленные сведения размещены в статье “Из поездки в Черноморскую Шапсугию летом 1930 г. (этнографо-исторические заметки)”: “На всю черноморскую Шапсугию существует сейчас лишь одна семья, где отец с братом (Ибрагим и Якуб Закериевичи. – А.А.) являются убыхами. Но и этого единственного убыха (Ибрагима. – А.А.) (по фамилии ϑeren, житель I Красноалександровского аула) не пришлось видеть, а кроме него никто больше из его семьи не мог дать каких-либо сведений об убыхах и их языке” (Лавров 1936: 131). Позже в оформленной по типу экспедиционного дневника “Этнографии Кавказа” уточнялись нюансы этой поездки (Лавров 1982: 26). Несостоявшаяся встреча не помешала Лаврову ввести в научный оборот эти куцые упоминания2 о “шапсугских” убыхах. Но данной информации оказалось достаточно, чтобы вызвать незатухающий интерес к череновцам у последующих поколений этнографов, лингвистов, краеведов и даже блогеров. 2. Третье лаконичное упоминание “одного потомка убыхов в 1-м Красноалександровском селении” находим в посмертно изданной монографии “Убыхи” (Лавров 2009: 204).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 970

Оценка читателей: голосов 0

1. Агабабян А.Г., Сысоева М.Э. “#Убыхи_есть”: медиастратегии конструирования этнической идентичности // Известия СОИГСИ. 2019. № 31 (70). С. 73–92. https://doi.org/10.23671/VNC.2019.70.27632

2. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.: Наука, 1973.

3. Инал-Ипа Ш.Д. Убыхи и их этно-культурные связи с абхазами // Инал-Ипа Ш.Д. Страницы исторической этнографии абхазов. Сухуми: Алашара, 1971. С. 257–310.

4. Кизилов А.С. Потомки убыхов в России // Археология и этнография понтийско-кавказского региона / Гл. ред. И. В. Кузнецов. Вып. 5. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016а. С. 251–278.

5. Кизилов А.С. Убыхи: история, изучение и правовой статус. Дис. … магистра истории. Кубанский государственный университет, Краснодар, 2016б.

6. Коков Дж.Н. Адыгская (черкесская) топонимия // Коков Дж.Н. Избранные труды: в 2 т. Т. I: Адыгская топонимия. Нальчик: Эльбрус, 2000. С. 138–480.

7. Кузнецов И.В. Успехи и проблемы борьбы причерноморских шапсугов за укорененность // Бюллетень: антропология, меньшинства, мультикультурализм. 2006. Вып. 1 (7). № 1–3. С. 285–305.

8. Кузнецов И.В. Убыхи: границы, “вымирание”, шаги к ревитализации // Археология и этнография понтийско-кавказского региона / Гл. ред. И. В. Кузнецов. Вып. 5. Краснодар: Кубанский государственный ун-т, 2016. С. 289–304.

9. Лавров Л.И. Из поездки в Черноморскую Шапсугию летом 1930 г. (этнографо-исторические заметки) // Советская этнография. 1936. № 4–5. С. 122–134.

10. Лавров Л.И. Убыхи: историко-этнографическая монография. СПб.: Наука, 2009.

11. Лавров Л.И. Этнография Кавказа (по полевым материалам 1924–1978 гг.). Л.: Наука, 1982.

12. Латур Б. Где приземлиться? Опыт политической ориентации. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019.

13. Меретуков К.Х. Адыгейский топонимический словарь. М.: Прометей, 1990.

14. Нагучев Д.М. Мой аул Хаджико: историко-этнологический очерк. Майкоп: Полиграф-Юг, 2009.

15. Половинкина Т.В. Черкесия – боль моя. Исторический очерк (древнейшее время – начало ХХ в.). Майкоп: Адыгея, 2001.

16. Половинкина Т.В. Сочинское Причерноморье. Нальчик: Эль-Фа, 2006.

17. Сивер А.В. Шапсуги и проблема восстановления Шапсугского национального района (историческая справка, публикация документов) // Бюллетень. Центр содействия развитию и правам расовых, этнических и лингвистических меньшинств. 1999. № 1. С. 6–78.

18. Услар П.К. О языке убыхов // Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. Абхазский язык. Тифлис: Типография Канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1887. С. 75–102.

19. Фелицын Е.Д. Числовые данные о горском и прочем мусульманском населении Кубанской области // Сборник сведений о Кавказе / Под ред. Н. Зейдлица. Т. IХ. Тифлис: Типография Канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе, 1885. С. 51–99.

20. Хотелашвили-Инал-Ипа М.К. Несколько слов о книге “Убыхи” // Инал-Ипа Ш.Д. Убыхи: историко-этнографические очерки. Сухум: Первая Образцовая типография, 2015. С. 7–13.

21. Чирикба В.А. Словарь убыхских фамилий. Убыхские этюды // Инал-Ипа Ш.Д. Убыхи: Историко-этнографические очерки. Сухум: Первая Образцовая типография, 2015. С. 447–483.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Источники и материалы

Доклад Окрисполкома 1924 – Доклад Окрисполкома. 1924 г. // Бюллетень. Центр содействия развитию и правам расовых, этнических и лингвистических меньшинств. 1999. № 1. С. 28–31.

Жертвы 2016 – Жертвы политического террора в СССР // Мемориал. 13.12.2016. http://lists.memo.ru/index24.htm

Нибо 2007 – Нибо А. В жизни ей досталось сполна // Новости Сочи. 27.06.2007. http://www.sochi-news.ru/node/3279

Нибо 2010 – Нибо А. Последняя из убыхов // Кавказ Online. 20.06.2010. http://kavkasia.net/Russia/2010/1277071635.php

Ответ прокурора 1989 – Ответ прокурора Абхазской ССР, старшего советника юстиции А.К. Квицинии помощнику прокурора Краснодарского края по надзору за следствием в органах Госбезопасности А.Д. Кановке, 1989 г. Из личного архива С.Х. Черен.

ПМА 1 – Полевые материалы экспедиции авторов в а. Хаджико Лазаревского р-на г. Сочи, Краснодарский край, август 2018 г. (информанты: Д.М. Нагучев, 1935 г.р.; Х.С. Ушхо, 1948 г.р.; Д.С. Ушхо, 1949 г.р.; С.Х. Черен, 1960 г.р.).

ПМА 2 – Полевые материалы экспедиции авторов в а. Хаджико Лазаревского р-на г. Сочи, Краснодарский край, август 2018 г. Полевой дневник А.Г. Агабабян.

ПМА 3 – Полевые материалы экспедиции авторов в г. Гудаута Гудаутского р-на, Абхазия, октябрь 2018 г. (информанты: З.М. Дбар, 1946 г.р.; М.Э. Тхагушева, 1946 г.р.).

ПМА 4 – Полевые материалы экспедиции авторов в г. Сухум, Абхазия, август 2019 г. (информанты: Р.З. Берзеков, 1970 г.р.; В.А. Чирикба, 1959 г.р.).

Список жителей 2009а – Список жителей 1-го Красно-Александровского аула Шапсугского р-на (ныне Лазаревского района) г. Сочи, которые были репрессированы в 1930–1940 гг. и не реабилитированы. Личный архив С.М. Ушхо // Нагучев Д.М. Мой аул Хаджико: Историко-этнологический очерк. Майкоп: Полиграф-Юг, 2009. С. 399–400.

Список жителей 2009б – Список жителей 1-го Красно-Александровского аула, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности в период 30–40 годов. Личный архив С.М. Ушхо // Нагучев Д.М. Мой аул Хаджико: Историко-этнологический очерк. Майкоп: Полиграф-Юг, 2009. С. 400–402.

Справка 1931 – Справка о признании хозяйства Якуба Черена кулацким, 1931 г. Из личного архива С.Х. Черен.

Справка 1989 – Справка из прокуратуры Краснодарского края, выданная помощником прокурора края по надзору за следствием в органах Госбезопасности А.Д. Кановкой, 1989 г. Из личного архива С.Х. Черен.

Убых 2017 – Убых Закерий Черен и его потомки в Сочи (Лазаревский район) // Facebook. 29.05.2017. https://www.facebook.com/profile.php?id=100013620797947&sk=media_set&set=a.273449529785738&type=3

Убыхи 2016 – Убыхи. 150 лет пути. // Youtube. 01.08.2016. https://www.youtube.com/watch?v=cO9IIIXLkhs

Система Orphus

Загрузка...
Вверх