Культ Абу Муслима и его сподвижников в Центральной Азии: варианты мифологизации

 
Код статьиS086954150010054-9-1
DOI10.31857/S086954150010054-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший исследователь департамента азиатских исследований
Аффилиация: Университет Палацкого
Адрес: Tř. Křížkovského 511/8, Olomouc, 77147, Czech Republic
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№3
Страницы141-160
Аннотация

В данной статье анализируются различные варианты мифологизации личности поли-тического деятеля VIII в. Абу Муслима и его сподвижников в Центральной Азии. Исследование такого феномена, как культ святых в исламе, способствует более глубокому пониманию вариативности культа Абу Муслима и представляется важным с целого ряда точек зрения: оно позволяет проследить процесс трансформации образа святого; выявить роль политических и культурных факторов в процессе конструирования образа Абу Муслима; проанализировать локальные черты культа святого в разных религиозных и политических контекстах. Я использую сравнительный анализ проявления культа Абу Муслима и его трансформации в двух странах: Узбекистане и Афганистане. Существуют различные вариации преданий и форм почитания Абу Муслима, причем выражение этого культа связано с его сподвижниками. В зависимости от локальных традиций происходит определенная легитимация некоторых местных святых через вымышленную связь с Абу Муслимом. На трансформацию представлений населения о значимости святых в Узбекистане повлияли разные факторы, наиболее значимым из которых была секулярная политика государства. В традиционном афганском обществе, хотя взгляды населения претерпели определенные изменения, почитание Абу Муслима сохранилось ввиду ряда причин.

Ключевые словаЦентральная Азия, Афганистан, Узбекистан, культ святых, святилища, ислам, мифологизация, секуляризация
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: European Regional Development Fund, https://doi.org/10.13039/501100008530 [CZ.02.1.01/0.0/0.0/16_019/0000791]
Получено28.06.2020
Дата публикации28.06.2020
Кол-во символов49300
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В отдельных регионах Центральной Азии одним из наиболее почитаемых святых является Абу Муслим. В источниках его также называют Абу Муслим Хорасани и Абу Муслим Марвази (Йазди 2008: 95). Общий геграфический охват распространения культа Абу Муслима включает оазисы Центральной Азии, Северный Кавказ, а также современные территории Ирана, Афганистана и Турции. Обозначение “Центральная Азия” в контексте данной статьи используется достаточно широко: я включаю в данный регион современные территории Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Афганистана.
2 Одна из задач этой статьи – проанализировать полевой материал, содержащий сведения о культе Абу Муслима и его сподвижников, собранный в Бухарской и Самаркандской областях Республики Узбекистан, а также в северных областях Исламской Республики Афганистан. Информация о представлениях групп ургенджи (переселенцев из Хорезма) Бухарской области об Абу Муслиме и о святилищах его сподвижников в Самарканде накапливалась и систематизировалась начиная с 2001 г., а полевая работа на территории Афганистана проводились осенью 2012 г. Другой задачей исследования является сравнительный анализ проявления культа Абу Муслима и его трансформации в двух странах: Узбекистане и Афганистане. Данный выбор не случаен: на территориях этих государств Абу Муслим осуществлял активную политическую деятельность, а его образ приобрел популярность, впоследствии переросшую в культ. На основе проведенных исследований можно предположить, что существуют различные вариации культа Абу Муслима, причем выражение этого культа происходит через его сподвижников. Преданиям об Абу Муслиме и его соратниках присуща многовариантность, что обусловлено в частности тем, что в Узбекистане и Афганистане сложились различные социально-политические и культурные контексты, в рамках которых проявляется культ святых и происходят попытки легитимации некоторых местных святых через воображаемую связь с Абу Муслимом. Также важно отметить, что в Северном Афганистане немалая часть материала собиралась среди потомков беженцев из Бухарского эмирата; некоторые из них, несмотря на исторические и культурные трансформации, в определенной степени сохранили традиционные представления о культе святых. Для многих из них он является частью исламской традиции, а святилища привязаны к практике религиозных праздников – в отличие от жителей постсоветского Узбекистана, переживших период массового внедрения атеизма. Жизненный опыт вынуждал мусульман Узбекистана выработать повседневные практики, призванные помочь им адаптироваться к политике советской власти, направленной на создание нового общества со светскими ценностями. Сейчас в стране происходит формирование иных взглядов на почитание святых, которое в настоящее время не преследуется государством.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 2067

Оценка читателей: голосов 0

1. Абу Муслим 1992 – Абу Муслим жангномаси (Достони Абу Муслим соҳибқирон). Сўз боши Б. Саримсоқов. Маъсул муҳарир М. Ҳасаний. 1-китоб. Тошкент: Ёзувчи, 1992.

2. Айни 1975 – Айни С. Восстание Муканны // Айни С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. М.: Художественная литература, 1975.

3. Гардизи 1991 – Абу Са’ид Гардизи. Зайн ал-Ахбар. Раздел об истории Хорасана / Пер. с перс. А.К. Арендса; введение, коммент. и указатели Л.М. Епифановой. Ташкент: Фан, 1991.

4. Йазди 2008 – Шараф ад-Дин Али Йазди. Зафарнамэ / Предисловие, пер. со староузбекского А. Ахмедова. Ташкент: Узбекистан, 2008.

5. Истад 2008 – Истад А. Самаркандские соратники Абу Муслима // Герби Шердор. Блоги фарҳангӣ. 26.02.2008. http://gerbisherdor.blogspot.com/2008/02/blog-post_6796.html

6. Кандия 1905 – Кандия Малая // Справочная книжка Самаркандской области. Вып. 8 / Пер. с перс.-тадж. В. Вяткина. Самарканд: Самаркандский областной статистический комитет, 1905.

7. Мухамеджанов 2001 – Мухамеджанов А. История Узбекистана. Учебник для 7 класса. Ташкент: Изд-во народного наследия имени Абдуллы Кадыри, 2001.

8. ПМА 1 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Шафирканский туман Бухарской обл., Республика Узбекистан. Сентябрь 2001 г. (информант: М., 1942 г.р).

9. ПМА 2 – Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Шибирган, Исламская Республика Афганистан. Октябрь 2012 г. (информант: З., 1955 г.р.).

10. ПМА 3 – Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Сарипуль, Исламская Республика Афганистан. Октябрь 2012 г. (информант: С., 1965 г.р.).

11. ПМА 4 – Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Самарканд, Республика Узбекистан. Апрель 2019 г. (информанты: Ш., 1950 г.р.; Д., 1976 г.р.).

12. Саримсоқов 1992 – Саримсоқов Б. Афсонага айланган тарих // Абу Муслим жангномаси (Достони Абу Муслим соҳибқирон) / Маъсул муҳарир М. Ҳасаний. Тошкент: Ёзувчи, 1992.

13. Собрание 1987 – Собрание восточных рукописей Академии наук Узбекской ССР. Т. XI / Под ред. А.А. Семенова. Ташкент: Фан, 1987.

14. Cornell, Zenn 2018 – Cornell S.E., Zenn J. Religion and the Secular State in Uzbekistan // Silk road paper. Central Asia-Caucasus Institute and Silk Road Studies Program. June. 2018. https://www.silkroadstudies.org/publications/silkroad-papers-and-monographs/item/13285-the-state-and-religion-in-uzbekistan.html

15. Абашин С.Н. Бурханиддин-Кылыч: ученый, правитель, чудотворец? О генезисе культа святых в Средней Азии // Подвижники ислама. Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе / Сост. и отв. ред. С.Н. Абашин, В.О. Бобровников. М.: Восточная литература, 2003. С. 215–236.

16. Абашин С.Н. Мазар Бобои-об: о типичности и нетипичности святых мест Средней Азии // Рахмат-наме: cборник статей к 70-летию Р.Р. Рахимова / Отв. ред. М.Е. Резван. СПб.: МАЭ РАН, 2008. С. 5–23.

17. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2016.

18. Бартольд В.В. Абу Муслим // Бартольд В.В. Сочинения. Т. VII. М.: Наука, 1971.

19. Бобровников В. Абу Муслим // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Т. I / Под ред. С.М. Прозорова. M.: Восточная литература, 2006. С. 15–19.

20. Большаков О. Абу Муслим // Ислам. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.М. Прозоров. М.: Восточная литература, 1991а. С. 10.

21. Большаков О. Мазар // Ислам. Энциклопедический словарь // Отв. ред. С.М. Прозоров. М.: Восточная литература, 1991б. С. 151.

22. Горшунова О.В. Женское божество в системе религиозно-мировоззренческих представлений народов Средней Азии. Автореф. дис. ... докт. ист. наук. Институт этнологии и антропологии РАН, Москва, 2007.

23. Ғулом Ғ. Шум бола. Тошкент: Ғафур Ғулом номидаги адабиет ва санъат нашриёти, 1983.

24. Маликов А.М. Тюркские этнонимы и этнотопонимы долины Зерафшана (XVIII – начало XXв.). Ташкент: Muharrir nashriyoti, 2018.

25. Мурадов Р. Ахмад замчи (культовый комплекс) // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Т. II / Под. ред. С.М. Прозорова. M.: Восточная литература, 2018. С. 57.

26. Назаров Н. Афғонистон ўзбеклари. Тошкент, 2011.

27. Огудин В.Л. Места поклонения Ферганы как объект научного исследования // Этнографическое обозрение. 2002. № 1. С. 63–79.

28. Саксонов Т. “Муқаддас” жойлар – хурофот ва бидъат ўчоғи. Ташкент: Медицина, 1984.

29. Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М.: Наука, 1969.

30. Снесарев Г.П. Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии. М.: Наука, 1983.

31. Сухарева О.А. Ислам в Узбекистане. Ташкент: Изд-во АН Узбекской ССР, 1960.

32. Шихсаидов А.Р. Распространение ислама в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М.: Восточная литература, 2001.

33. Asad T. Formations of the Secular: Christianity, Islam, Modernity. Stanford: Stanford University Press, 2003.

34. Babadjanov B. Debates over Islam in Contemporary Uzbekistan: A View from Within // Devout Societies vs. Impious States? Transmissing Islamic Learning in Russia, Central Asia and China, through the Twentieth Century / Ed. St.A. Dudoignon. Berlin: KS, 2004. P. 39–60.

35. Baldauf I. Female Sainthood between Politics and Legend: The Emergence of Bibi Nushin of Shibirghan // Afghanistan’s Islam: From Conversion to the Taliban / Ed. N. Green. Oakland: University of California Press, 2017. P. 207–224.

36. Baldauf I. The Uzbeks of Afghanistan since the End of Taliban Rule // Afghanistan: Identity, Society and Politics since 1980 / Ed. M. Centlivres-Demont. L.: I.B. Tauris, 2015. P.192–196.

37. Barfield T.J. Afghanistan: A Cultural and Political History. Princeton: Princeton University Press, 2010.

38. Bernheimer T. Genealogy, Marriage, and the Drawing of Boundaries Among the ʿAlids (Eighth–Twelfth Centuries) // Sayyids and Sharifs in Muslim Societies: The Living Links to the Prophet / Ed. K. Morimoto. L.: Routledge, 2012. P. 75–91.

39. Bivar A.D.H. Seljūqid “ziyārats” of Sar-i Pul (Afghanistan) // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London. 1966. Vol. 29 (1). P. 57–63.

40. Dupree L. Afghanistan. Princeton: Princeton University Press, 1980.

41. Dupree L. Saint Cults in Afghanistan // American Universities Field Staff Reports. South Asia Series. 1976. Vol. 20 (1). P. 1–26.

42. Gellner E. Muslim society. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.

43. Ghani A. Islam and State-Building in a Tribal Society Afghanistan: 1880–1901 // Modern Asian Studies. 1978. Vol. 12 (2). P. 269–284.

44. Karev Y. La politique d‘Abu Muslim dans le Mawara‘annahr. Nouvelles donnees textuelles et archeologiques // Der Islam. 2002. Vol. 79 (1). P. 1–46.

45. Kehl-Bodrogi K. Religion Is Not So Strong Here: Muslim Religious Life in Khorezm After Socialism (Halle Studies in the Anthropology of Eurasia). Berlin: Lit, 2008.

46. Khalid A. Islam After Communism: Religion and Politics in Central Asia. Berkeley: University of California Press, 2014.

47. Lee J.L. The New Year’s Festivals and the Shrine of Ali ibn Abi Talib at Mazar-i Sharif, Afghanistan. PhD diss., University of Leeds, 1998.

48. Louw M.E. Everyday Islam in Post-Soviet Central Asia. L.: Routledge, 2007.

49. Malikov A. Sacred Lineages of Samarqand: History and Identity // Anthropology of the Middle East. 2020. Vol. 15 (1). P. 34–49. https://doi.org/10.3167/ame.2020.150104

50. Malikov A. Shrines and Pilgrimage in Southern Kazakhstan // Muslim Pilgrimage in the Modern World / Eds. B. Rahimi, P. Eshaghi. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2019. P. 149–171.

51. Malikov A. The Politics of Memory in Samarkand in Post-Soviet Period // International Journal of Modern Anthropology. 2018. Vol. 2 (11). P. 127–145. https://doi.org/10.4314/ijma.v2i11.6

52. Mélikoff I. Abū Muslim, le “Porte-Hache” du Khorassan, dans la tradition épique turco-iranienne. P.: Adrien-Maisonneuve, 1962.

53. McChesney R.D. Waqf in Central Asia: Four Hundred Years in the History of a Muslim Shrine, 1480–1889. Princeton: Princeton University Press. 1991.

54. Rasayanagam J. Islam in Post-Soviet Uzbekistan: The Morality of Experience. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.

55. Rzehak L. Narrative Strukturen des Erzählens über Heilige und ihre Gräber in Afghanistan // Asiatische Studien. 2004. Vol. 58 (1). P. 195–229.

56. Thibault H. The Soviet Secularization Project in Central Asia: Accommodation and Institutional Legacies // Eurostudia. 2015. Vol. 10 (1). P. 11–31. https://doi.org/10.7202/1032440ar

57. van Bladel, K. 2014. Eighth-Century Indian Astronomy in the Two Cities of Peace // Islamic Cultures, Islamic Contexts: Essays in Honor of Professor Patricia Crone / Eds. B. Sadeghi, A.Q. Ahmed, A. Silverstein, R. Hoyland. Leiden: Brill. P. 257–294.

58. Welsford T., Tashev N. A Catalogue of Arabic-Script Documents from the Samarkand Museum. Samarkand: International Institute for Central Studies, 2012.

59. Wohlrab-Sahra M., Burchardt M. Multiple Secularities: Toward a Cultural Sociology of Secular Modernities // Comparative Sociology. 2012. Vol. 11 (6). P. 875–909. https://doi.org/10.1163/15691330-12341249

60. Yūsofī Ḡ.Ḥ. Abu Moslem Korasani // Encyclopædia Iranica. 2011. No. I/4. P. 341–344. http://www.iranicaonline.org/articles/abu-moslem-abd-al-rahman-b

Система Orphus

Загрузка...
Вверх