Why Had Mestizos Disappeared in Cuba?

 
PIIS086954150008765-1-1
DOI10.31857/S086954150008765-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
Address: 32a Leninsky prospekt, Moscow, 119991, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№1
Pages152-163
Abstract

The initial Spanish immigration to Cuba was predominantly male. Aboriginals’ dependent status allowed the Spaniards with impunity to take local women as concubines. When the number of Aboriginals had dropped, the island began to import slaves from Africa. These, too, were mostly male and, despite the ban of the authorities, had relations with native women. African women and their daughters became partners (in some cases wives) of the Spaniards. Thus conditions were created for the continued growth of mixed population. Because of the reduction in the Aboriginal population and the increasing number of immigrants from Spain and slaves from Africa, the significance of descendants of Spaniards and Natives in the population structure of the island began to diminish; and now in Cuba, there is no socially recognized category of “mestizos”, unlike some other countries in the Americas.

KeywordsAfrican slaves, Сuba, Indians, mestizos, Spaniards
AcknowledgmentИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Статья публикуется в соответствии с планом НИР ИЭА РАН
Received30.03.2020
Publication date31.03.2020
Number of characters28347
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

1 В разных странах Латинской Америки метисация давно рассматривается некоторыми исследователями и политиками как значимое для истории континента явление – “базисное американское явление”, по словам кубинского автора (Lamar Schweyer 1929: XIV). “Метисными” объявлялись как отдельные народы или страны (Leon-Portilla 1979), так и обширные регионы Латинской Америки (Gillin 1949). Российский историк Я.Г. Шемякин на последнем форуме американистов утверждал, что “именно метисация определила главные черты человеческого мира Латинской Америки” (Шемякин 2018: 84).
2 За этими общими и очевидно неоспоримыми положениями теряется то обстоятельство, что в отдельных областях смешение людей, носителей разных физико-антропологических (и социокультурных) характеристик, имело свои особенности, и результаты этого смешения по-разному оцениваются нынешними обитателями Латинской Америки. Так, в Перу есть пословица “У кого нет от инки, есть от мандинги” (El que no tiene de inga, tiene de mandinga) (Alcocer Martínez 2004). Инки – одна из групп доиспанского населения Перу; мандинга – одна из групп африканских рабов, привезенных в страну в колониальное время. Таким образом, признается, что нынешний перуанец будет иметь среди своих предков, помимо подразумеваемого испанца, либо аборигена, либо африканца. Сходную фразу можно услышать на Кубе: “От мыса Сан Антонио до мыса Маиси – у кого нет от конго, есть от карабали” (De cabo de San Antonio hasta punta de Maisí, quien no tiene de congo tiene de carabalí). Сabo San Antonio – самая западная точка Кубы, Punta de Maisí – самая восточная. Конго и карабали – названия групп африканских рабов и их потомков на Кубе. Кубинская пословица, следовательно, признает наличие африканских предков у современных кубинцев и, в отличие от перуанской, “молчит” об аборигенном элементе. Ниже я попытаюсь показать, почему так случилось.
3 С конца XV в., когда европейцам стали доступны земли Нового Света, там проходило массовое и интенсивное смешение разных людей; агентами этого процесса были коренные обитатели Америки, а также иммигранты из Европы, Африки и – позже – Азии. Одной из причин была преимущественно мужская иммиграция: на протяжении всего колониального господства доля женщин среди прибывавших из Испании составляла 10 %, среди “негров” их было менее трети (Moreno Navarro 1969: 204–205). Зависимое положение аборигенов, особенно в начале колонизации испанцами Нового Света, позволяло завоевателям почти беспрепятственно брать себе местных женщин в качестве наложниц. Позже в сходной ситуации оказались африканки и их дочери. Что касается темнокожих мужчин, то, несмотря на запреты, они также вступали в связь с местными женщинами. Таким образом создавались условия для появления и постоянного роста смешанного населения.
4 Европейские завоеватели и колонисты называли всех туземцев Больших Антильских островов и остальной Испанской Америки “индейцами” (indios), о себе же говорили, как об “испанцах” или “христианах”. Для общего обозначения смешанного европейско-аборигенного населения стали использовать слово “метис”, для европейско-африканского – “мулат”, для потомков от связей аборигенов и чернокожих выходцев из Африки – “самба”, “курибока” и некоторые другие (разные слова в разных частях Америки).

Number of purchasers: 0, views: 1064

Readers community rating: votes 0

1. Alcocer Martínez 2004 – Alcocer Martínez A. Lengua y sociedad: El que no tiene de inga tiene de mandinga // LETRAS. Año LXXV. 2004. Num. 107–108. P. 33–46.

2. CDI – Colección de documentos inéditos, relativos al descubrimiento, conquista y colonización de las posesiones españolas de América y Oceanía, sacados en su mayor parte del Real Archivo de Indias. Madrid: Imprenta de Manuel B. de Quirós, 1864–1884.

3. CDI-2 – Colección de documentos inéditos relativos al descubrimiento, conquista y colonización de las antiguas posesiones espa-ñolas de Ultramar. 2-a serie. Madrid: Est. Tipográfico “Sucesores de Rivadeneyba”, 1885–1932.

4. Censo 2017 – Censo 2017 // https://es.wikipedia.org/wiki/Censo_peruano_de_2017#Cuestionario

5. Documentos 1973 – Documentos para la historia de Cuba. T. I. La Habana: Editorial de Ciencias Sociales, 1973.

6. Fernández de Oviedo y Valdés 1851 – Fernández de Oviedo y Valdés G. Historia general y natural de las Indias. T. 1. Madrid: Imprenta de la Real Academia de la Historia, 1851.

7. Konetzke 1953 – Konetzke R. Colección de documentos para la historia de la formación social de Hispanoamérica 1493–1810. Vol. I. Madrid: Consejo Superior de Investgaciones Científicas, 1953.

8. Morell de Santa Cruz 1985 – Morell de Santa Cruz. La visita eclesiástica. La Habana: Editorial de Ciencias Sociales, 1985.

9. Ordenanzas 1905 – Ordenanzas municipales de la Habana y de los demás pueblos de la isla de Cuba por el oidor D. Alonso de Cáceres // Carrera y Justiz, Dr. F. Introducción a la historia de las instituciones locales de Cuba. T. II. Habana: Lib. é Imp. “La Moderna Poesía”, 1905. P. 255–300.

10. Papeles 1931 – Papeles existentes en el Archivo General de Indias relativos a Cuba y muy particularmente a la Habana. T. I–II. La Habana: Imprenta “El Siglo XX”, 1931.

11. Aleksandrenkov Eh.G. Krizis sem'i aborigenov Bol'shikh Antil'skikh ostrovov (konets XV – pervaya tret' XVI vv.) // Materinstvo i ottsovstvo skvoz' prizmu vremeni i kul'tur. Materialy IX mezhdunarodnoj nauchnoj konferentsii. T. 2 / Otv. red. N. Pushkareva, N. Mitsyuk. Smolensk; M.: Izd-vo Smolenskogo gos. un-ta; IEhA RAN, 2016. S. 169–171.

12. Aleksandrenkov Eh.G. Aborigeny Bol'shikh Antil'skikh ostrovov v kolonial'nom obschestve (konets XV – seredina XVI vv.). M.: IEhA RAN, 2018.

13. Bashkirov M.B. Frankoyazychnye metisy Kanady: ot diskriminatsii k priznaniyu // Sliyanie dvukh mirov: istoriya, mobil'nost', status zhitelej Novogo Sveta do i posle Kolumba. Tezisy dokladov i materialy simpoziuma. VIII Mezhdunarodnyj amerikanistskij simpozium (Sankt-Peterburg, 3–4 dekabrya 2018 g.). SPb.: MAEh RAN, 2018. S. 10.

14. Shemyakin Ya.G. Metisatsiya kak osnova tsivilizatsionnoj identichnosti Latinskoj Ameriki // Sliyanie dvukh mirov: istoriya, mobil'nost', status zhitelej Novogo Sveta do i posle Kolumba. Tezisy dokladov i materialy simpoziuma. VIII Mezhdunarodnyj amerikanistskij simpozium (Sankt-Peterburg, 3–4 dekabrya 2018 g.). SPb.: MAEh RAN, 2018. S. 84–85.

15. Fortes-Lima C. et al. Exploring Cuba’s Population Structure and Demographic History Using Genome-Wide Data // Scientific Reports. 2018. Vol. 8. No. 11422. https://www.nature.com/articles/s41598-018-29851-3

16. Gillin J. Mestizo America // Most of the World / Ed. R. Linton. N.Y.: Columbia University Press, 1949. P. 156–211.

17. Lamar Schweyer A. La crisis del patriotismo. Una teoría de las inmigraciones. La Habana: Editorial Martí, 1929.

18. Le Riverend J. Historia económica de Cuba (segunda edición). La Habana: Editorial Nacional de Cuba, 1965.

19. Leiseca J.M. Apuntes para la historia eclesiástica de Cuba. La Habana: Talleres tipográficas de Carasa y Cía, 1938.

20. Leon-Portilla M. Etnias indigenas y cultura nacional mestiza // América Indígena. 1979. Vol. 39. Num. 3. P. 601–622.

21. Marrero L. Cuba: economía y sociedad. T. 3. San Juan: Editorial San Juan, 1976.

22. Moreno Navarro I. Un aspecto del mestizaje americano: el problema de la terminología // Revista Española de Antropología Americana. 1969. Num. 4. P. 201–217.

23. Pérez de la Riva J. Desaparición de la población indígena de Cuba // Universidad de la Habana. 1972. Num. 196–197 (2–3). P. 61–84.

24. Ribera N.J. de. Descripción de la isla de Cuba. Con algunas consideraciones sobre su población y comercios. La Habana: Editorial de Ciencias Sociales, 1975.

25. Rivero de la Calle M. Supervivencia de descendientes indoamericanos en la zona de Yateras, Oriente // Cuba Arqueológica. Santiago de Cuba: Editorial Oriente, 1978. P. 149–176.

26. Rosenblat A. La población indígena y el mestizaje en América. T. I, La población indígena 1492–1950. Buenos Aires: Editorial Nova, 1954.

27. Tolentino H. Raza e historia en Santo Domingo. T. I, Los orígenes del prejuicio racial en América. Santo Doningo: Editora de la Univeridad Autónoma de Santo Domingo , 1974.

28. Valcárcel Rojas R. Una presencia necesaria. Indios en la Cuba colonial // Boletín del Museo del Hombre Dominicano. 2015. Num. 46. P. 177–194. http://cubaarqueologica.org/sites/default/files/rvr_2015.pdf

29. Worman A. The Historical Framework of Inter-Ethnic Relations // Race and Class in Postcolonial Society. A Study of Ethnic Group Relations in the English-Speaking Caribbean, Bolivia, Chile and Mexico. Paris: UNESCO, 1977. P. 341–354.

30. Zerquera y Fernández de Lara C. La villa india de Trinidad en el siglo XVI // Revista de la Biblioteca Nacional José Martí. 1977. Num. 2, Agosto. P. 71–94.

Система Orphus

Loading...
Up