Мама Франсиска: этнокультурная память в кубинском культе спиритических кукол

 
Код статьиS086954150008764-0-1
DOI10.31857/S086954150008764-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник центра медицинской антропологии
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№1
Страницы132-152
Аннотация

Статья посвящена такому важному элементу кубинского спиритизма, как культ спиритических кукол. В ней приводится церемония, в ходе которой создается кукла Мама Франсиска, объясняется ее место в спиритическом пантеоне, ее связь с религиозно-магическими традициями оча и пало. На основании полевых исследований и этнографических данных делается вывод о значении спиритических кукол для сохранения этнокультурной памяти в условиях этнического и религиозного разнообразия Кубы. Также прослеживаются связи в духовно-магических практиках народов Центральной Африки и афро-кубинцев. Сама же рассматриваемая традиция спиритизм крусадо предстает мостом между бытующими на острове религиозными направлениями.

Ключевые словаКуба, Конго, афро-кубинская культура, йоруба, спиритизм, куклы, сантерия, нкиси, пало, лукуми
Получено30.03.2020
Дата публикации31.03.2020
Кол-во символов49748
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1 Кубинский спиритизм и религиозная пограничность. Спиритизм на Кубе привлек исследовательское внимание еще в бытность своего формирования, в конце XIX – начале XX в. (Ortiz 1914, 1919). Позднее Л. Кабрера рассматривала кубинский спиритизм в контексте сложной этнорелигиозной композиции Кубы (Cabrera 1977, 1986, 2018). Однако куда более пристально исследователи в XX в. изучали афрогенные культы Кубы, такие как оча (сантерия), пало, тайное общество Абакуа, а не собственно спиритизм, связанный с названными традициями. Долгое время кубинский спиритизм не удостаивался серьезных монографий; это положение изменилось лишь в 1990-е годы (Millet 1996), а уже в XXI в. появились труды, посвященные различным направлениям кубинского спиритизма, его истории и философии (Dodson 2008; Almanza Tojeiro 2012; Espirito Santo 2015).
2 Кубинский спиритизм, будучи явлением сложным, гибким и восприимчивым к социокультурным изменениям, представляет насыщенное и перспективное поле для исследований. Опыт этнографического изучения Кубы (деятельность Л. Кабреры и ее продолжателей) показывает, насколько востребованы в дальнейшем могут быть описания сложной афро-кубинской обрядности, сделанные в ходе включенного наблюдения. Исходя из этого, рассказывая о спиритизме крусадо (espiritismo cruzado – смешанный или скрещенный спиритизм), кажется уместным предложить в данной статье и описание обряда, зафиксированного автором статьи в Гаване в июне 2019 г.
3 Обычно исследователи выделяют несколько основных направлений кубинского спиритизма. Кроме названного спиритизма крусадо, это спиритизм де кордон (espiritismo de сordon – спиритизм цепи или духовного круга, кордона), спиритизм стола, или научный спиритизм (espiritismo de mesa o científico), и спиритизм милосердия (espiritismo de caridad) (Dodson 2008: 127). Иногда к спиритизму относят также муэртеризм (muertéra bembé de sao), который, однако, может рассматриваться и как отдельная от спиритизма религиозно-магическая традиция (Там же: 128). Стоит отметить, что сами практики зачастую не акцентируют внимание на названиях той или иной спиритической традиции, которые используют общие или смежные понятия. Так, кордон это в первую очередь практика espiritismo de сordon, когда участники сеанса образуют ритуальную цепочку, но это также и круг духов-покровителей. Также все спириты Кубы в той или иной мере ссылаются на работы Алана Кардека (1804–1869).
4 В то же время термин крусадо, обозначающий смешанность или скрещенность ряда традиций, применяется не только в отношении спиритизма: к примеру, те ответвления или религиозные общины пало (традиция, развивающая наследие бантуязычных рабов, вывезенных преимущественно из Конго и Анголы), которые охотно впитывают элементы католицизма, оча (традиция, имеющая истоки в Нигерии) и спиритизма, тоже могут рассматриваться как пало крусадо (Ochoa 2010: 145). Традиция пало, известная и как пало монте (palo monte), имеет три основных (традиционных) направления: пало майомбе (palo mayombe), пало брийюмба (palo brillumba) и пало кимбиса (palo kimbisa), причем два последних особенно подвержены влиянию спиритизма. Практику спиритизма, общую для приверженцев оча и пало, практику, в которой помимо обычных для спиритизма молитв и обращений, составленных Кардеком, наличествуют африканские по происхождению, пришедшие из конголезской или нигерийской культуры элементы, и называют спиритизмом крусадо. Другие формы кубинского спиритизма в значительно меньшей степени смешаны с африканским наследием или вовсе дистанцируются от него, ориентируясь на собственно кардецианство (систему Кардека в “чистом” виде), христианство, европейский оккультизм, представления об экстрасенсорике и т.п.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1320

Оценка читателей: голосов 0

1. ПМА 2013 – Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Гавана, Куба. Декабрь 2013 г. (тетрадь 1).

2. ПМА 2019 – Полевые материалы автора. Экспедиция в г. Гавана, Куба. Июнь 2019 г. (тетради 1, 2).

3. Almanza Tojeiro V.J. La práctica del espiritismo en una región histórica de Cuba: La sociedad espiritista en la provincia de Villa Clara. Saarbrücken: Editorial Académica Española, 2012.

4. Apter A., Derby L. (eds.) Activating the Past: History and Memory in the Black Atlantic World. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2010.

5. Baumann H. Schöpfung und Urzeit des Menschen im Mythus der afrikanischen Völker. Berlin: Dietrich Reimer, 1936.

6. Bettelheim J. Caribbean Espiritismo (Spiritist) Altars: The Indian and the Congo // The Art Bulletin. 2005. Vol. 87 (2). P. 312–330. https://doi.org/10.1080/00043079.2005.10786241

7. Bolívar Aróstegui N. Los Orishas en Cuba. La Habana: Institutio cubano del libro editorial José Martí, 2017.

8. Bolívar Aróstegui N., González Díaz de Villegas C., del Río Bolívar N. Ta Makuende Yaya y las Reglas de Palo Monte: Mayombe, Brillumba, Kimbisa, Shamalongo. La Habana: Editorial José Julián Martí, 2013.

9. Cabrera L. Francisco y Francisca: chascarrillos de negros viejos. Miami: Peninsular Printing, 1976.

10. Cabrera L. La Regla Kimbisa del Santo Cristo del Buen Viaje. Miami: Ediciones Universal, 1977.

11. Cabrera L. Reglas de Congo: Palo Monte Mayombe. Miami: Ediciones Universal, 1986.

12. Cabrera L. El Monte. La Habana: Editorial Letras Cubanas, 2018.

13. Canizares R. Cuban Santeria. Walking with in The Night. Vermont: Destiny Books; Rochester, VT, 1999.

14. Dodson J. E. Sacred Spaces and Religious Traditions in Oriente Cuba. New Mexico: University of New Mexico Press, 2008.

15. Espirito Santo D. Observaciónes sobre la relación entre la “cosmo-lógica” y la construcción de la persona en el espiritismo cubano // Ateliers d’anthropologie. 2013. Num. 38. P. 1–23. https://doi.org/10.4000/ateliers.9368

16. Espirito Santo D. Developing the Dead. Miami: University Press of Florida, 2015.

17. Espirito Santo D. The Ontogeny of Dolls: Materiality, Affect, and Self in Afro-Cuban Espiritismo // Material Religion. The Journal of Objects, Art and Belief. 2019. Vol. 15. P. 269–292. https://doi.org/10.1080/17432200.2019.1603067

18. Fabelo T.D. Diccionario de la lengua conga residual en Cuba. Santiago de Cuba: Departamento de Publicaciones, Casa del Caribe, 1998.

19. Gill J.R., Rainwater C.W., Adams Bradley J. Santeria and Palo Mayombe: Skulls, Mercury, and Artifacts // Journal of Forensic Sciences. 2009. Vol. 54 (6). P. 1458–1462. https://doi.org/10.1111/j.1556-4029.2009.01172.x

20. Jacobson-Widding A. Red-White-Black as a Mode of Thought: A Study of Triadic Classification by Colours in the Ritual Symbolism and Cognitive Thought of the Peoples of the Lower Congo. Stockholm: Almqvist & Wiksell International, 1979.

21. Kerestetzi K. Making a Nganga, Begetting a God: Materiality and Belief in the Afro-Cuban Religion of Palo Monte // Ricerche di storia sociale e religiosa. 2015. No. 87. P. 145–173.

22. MacGaffey W. Art and Healing of the Bakongo. Bloomington: Indiana University Press, 1991.

23. Martínez-Ruiz B. Mambo Comes from the Soul // Call and Response, Journeys in African Art / Ed. S. Adams at al. New Haven: Yale University Art Gallery, 2000. P. 79–120.

24. Millet J. El espiritismo variantes cubanas. Santiago de Cuba: Editorial Oriente, 1996.

25. Ochoa T.R. Society of the Dead: Quita Manaquita and Palo Praise in Cuba. Berkely: University of California Press, 2010.

26. Ortiz F. La filosofía penal de los espiritistas // Revista Bimestre Cubana. 1914. Vol. 10 (1). P. 1–5.

27. Ortiz F. Las fases de la evolución religiosa // Revista Bimestre Cubana. 1919. Vol. 14 (2). P. 65–80.

28. Pérez E. Spiritist Mediumship as Historical Mediation: African-American Pasts, Black Ancestral Presence, and Afro-Cuban Religions // Journal of Religion in Africa. 2001. No. 4. P. 330–65. https://doi.org/10.1163/157006611X604760

29. Ramírez Castro L.C. Cordones espirituales, cordones de identidad: la misa de investigación en el espiritismo cruzao en Cali (Colombia) // Chungara. Revista de Antropología Chilena. 2017. Vol. 49 (1). P. 133–142. http://dx.doi.org/10.4067/S0717-73562017005000009

30. Snyder T. L. Suicide, Slavery, and Memory in North America // The Journal of American History. 2010. Vol. 97 (1). Р. 39–62. https://doi.org/10.2307/jahist/97.1.39

31. Winburn A. Afro-Cuban Ritual Use of Human Remains: Medicolegal Considerations // Journal of Forensic Identification. 2017. Vol. 67 (1). P. 1–30.

32. Winburn A. P., Schoff S. K., Warren M. W. Assemblages of the Dead: Interpreting the Biocultural and Taphonomic Signature of Afro-Cuban Palo Practice in Florida // Journal of African Diaspora Archaeology and Heritage. 2016. Vol. 5 (1). P. 1–37 https://doi.org/10.1080/21619441.2016.1138760

Система Orphus

Загрузка...
Вверх