Многомерная идентичность и национальная традиция в условиях панъевропейской мобильности: возможна ли этнология объединенной Европы? (пер. с англ. А.Л. Елфимова)

 
Код статьиS086954150007374-1-1
DOI10.31857/S086954150007374-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент, директор
Аффилиация: Институт этнологии и фольклористики с этнографическим музеем Болгарской академии наук
Адрес: ул. Акад. Г. Бончев 6, София, 1113, Болгария
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№5
Страницы15-24
Аннотация

Начало нового тысячелетия поставило ряд новых проблем перед балканскими этнологами. Падение “железного занавеса” и расширение Евросоюза, распад многонациональных государств, таких как Югославия и СССР, затянувшийся прием Турции в члены Евросоюза и вопросы установления новых границ на Балканах серьезным образом видоизменили карту этого региона Европы. Изменился объект этнологических исследований, в то время как процесс конструирования многомерных идентичностей в Европе стал уже скорее правилом, чем исключением. В условиях новой панъевропейской мобильности меняется и сама суть понятия “национальной идентичности”, и то отношение к культурному и историческому наследию (понимаемому с точки зрения “национальной традиции”), которое долгое время лежало в основе этого понятия. Сложных вопросов, с которыми сталкиваются этнологические исследования в Европе, особенно на Балканах, становится все больше. Автор делится своими размышлениями по этому поводу.

Ключевые словаобъединенная Европа, идентичность, традиция, панъевропейская мобильность, этнология
Получено25.11.2019
Дата публикации02.12.2019
Кол-во символов24758
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Начало нового тысячелетия и динамичные социально-политические процессы, которые стали разворачиваться в странах Восточной и Юго-Восточной Европы уже в 1990-х годах, привели к существенным изменениям в нашем понимании того, как конструируются нации и национальные идентичности. Если националистически настроенные мыслители XIX в. верили в идею прочного, стабильного и очерченного ясными границами национального государства, а социологи и философы XX в. пессимистически предсказывали наступление конца истории и приход гомогенизированного мира без наций и национального, то в дискуссиях XXI в. феномены трансграничной мобильности и транснациональной миграции стали катализатором рассуждений о гомогенной национальной идентичности и национальной культуре (основанной на “народной традиции”).
2 Оптимисты заявляют, что в либеральных демократиях может быть создано такое “эгалитарное мультикультурное общество”, в котором будет “возможно, причем без угрозы для единства национального сообщества, признание того, что у меньшинств должно быть право на использование родного языка для общения в семье и локальных кругах, право исповедовать собственную религию, право организовывать семейную и домашнюю жизнь в соответствии с собственными принципами, а также право продолжать следовать общинным обычаям” (Rex 1995: 30–31). Отказ канцлера Германии А. Меркель проводить мультикультурную политику такого рода не вселяет, однако, подобного оптимизма. И хотя некоторые авторы по-прежнему утверждают, что национальное государство как политическая форма находится в состоянии кризиса (напр.: Beck 1997), мы можем видеть, что в последние два десятилетия эта политическая форма снова проявила себя в разных ипостасях. Так, распад СССР и Югославии продемонстрировал нам, что новообразованные (и “переизобретенные”) национальные государства способны возродиться, как феникс из пепла, из пришедших в упадок многонациональных социалистических государственных образований.
3 По сегодняшний день мы продолжаем являться свидетелями таких процессов, а именно борьбы за создание национальных государств нового типа, в которых государство, граждане и их культура объединяются на других принципах – принципах, весьма далеких от идеальной “западной” модели, в которой постулировалось единство языка, культуры и идентичности у всех граждан национального государства (Čapo Žmegač 2008: 323). В процессе достижения статуса независимого национального государства какой-либо из стран ее элита одновременно также стремится войти в те или иные транснациональные структуры – например, Евросоюз, администрация которого находится в Брюсселе, или Евразийский экономический союз, доминирующую роль в котором играет Россия. Выбор, куда войти, сложен, причем сделанный выбор не всегда оказывается удачным, как показывает хотя бы пример политики украинского президента В. Януковича. Быстро разворачивающиеся процессы глобализации и трансграничных миграций в Юго-Восточной Европе и влиятельность существующих международных организаций создают новые условия и новые знаковые ценности, в контексте которых вызревают и конструируются новые национальные идентичности (Angulo 2008: 154); но, с другой стороны, вслед за этим возрастает и значимость идентификации с локальными сообществами, причем самыми разнообразными (Hristov 2012a: 214). “Новая” Европа изменяется на наших глазах.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1122

Оценка читателей: голосов 0

1. Withnall 2015 – Withnall A. Saudi Arabia Offers Germany 200 Mosques – One for Every 100 Refugees Who Arrived Last Weekend // The Independent. 11.09.2015. https://www.independent.co.uk/news/world/europe/saudi-arabia-offers-germany-200-mosques-one-for-every-100-refugees-who-arrived-last-weekend-10495082.html

2. Барт Ф. (ред.) Этнические группы и социальные границы: социальная организация культурных различий. М.: Новое изд-во, 2006.

3. Беновска-Събкова М. Размисли върху методите за проучване на традиционната култура в съвремеността // Етно-културолошки зборник. 2004. Кн. ІХ. С. 29–34.

4. Генчев С. Народна култура и етнография. София: Наука и изкуство, 1984.

5. Шнирельман В. Национальные символы, этноисторические мифы и этнополитика // Македония – проблемы истории и культуры / Отв. ред. Р.П. Гришина. М.: Ин-ститут славяноведения РАН, 1999. С. 9–24.

6. Altermatt U. Das Fanal von Sarajevo: Ethnonationalismus in Europa. Zürich: Verlag Neue Zü-rcher Zeitung, 1995.

7. Angulo M.I. Nation Building within the European Union: Reframing Bulgarian National Iden-tity from Abroad // Dynamics of National Identity and Transnational Identities in the Process of European Integration / Ed. E. Marushiakova. Cambridge: Cambridge Schol-ars Publishing, 2008. P. 154–188.

8. Barth F. (ed.) Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organization of Culture Difference. Oslo: Universitetsforlaget, 1969.

9. Beck U. Was ist Globalisierung? Irrtümer des Globalismus – Antworten auf Globalisierung. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1997.

10. Čapo Žmegač J. Parochial Transnationals: Being of Croatian Descent in Germany // Dynamics of National Identity and Transnational Identities in the Process of European Integra-tion / Ed. E. Marushiakova. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2008. P. 323–338.

11. Feintuch B. Tradition // The Dictionary of Anthropology / Ed. T. Bariefield. Oxford: Black-well, 2001. P. 470–471.

12. Giddens A. Runaway World. How Globalisation Is Reshaping Our Lives. L.: Routledge, 2002.

13. Gossiaux J.-F. Pouvoirs ethniques dans les Balkans. P.: Presses Universitaires de France, 2002.

14. Hristov P. Borders and Identities (Difficulties and Perspectives Faced by Comparative Ethno-logical Studies of the Border Regions in the Balkans) // Études Balkaniques. 2009. Vol. 3. P. 109–126.

15. Hristov P. “Returning” Religiousness and New Local Identities on the Balkans // Etnološko-antropološke sveske. 2010. № 15. P. 95–104.

16. Hristov P. Migration and New “Old” Identities: Balkan Patterns” // Migration and Identity: Historical, Cultural and Linguistic Dimensions of Mobility in the Balkan / Ed. P. Hris-tov. Sofia: Paradigma, 2012a. P. 206–216.

17. Hristov P. Tradition in the Era of Globalisation – a View from the Central Balkans // Teme. 2012b. № 3. P. 985–994.

18. Hristov P. Inheritance after Restitution: Modern Legislative Norms and Customary Practices in Rural Bulgaria // Global Villages: Rural and Urban Transformations in Contempo-rary Bulgaria / Ed. G. Duijzings. L.: Anthem Press, 2013. P. 123–136.

19. Hristov P. Multidimensional Identity among the Youth Bulgarians in Diaspora (Case Study of Odessa, Ukraine) // Glasnik Etnografskogo instituta SANU. 2014. Vol. 62 (1). P. 33–47.

20. Kearney M. Modernization // The Dictionary of Anthropology / Ed. T. Bariefield. Oxford: Blackwell, 2001. P. 326–327.

21. Martiniello M. Citizenship in the European Union // From Migrants to Citizens: Membership in a Changing World / Ed. T.A. Aleinikoff, D.B. Klusmeyer. Washington, DC: Carnegie Endowment for International Peace, 2000. P. 342–380.

22. Naumović S. Od ideje obnove do prakse upotrebe: ogled o odnosu politike i tradicije na pri-meru savremene Srbije // Од мита до фолка. 1996. Л. 2. С. 109–145.

23. Naumović S. Romanticists or Double Insiders? An Essay on the Origins of Ideologised Dis-courses in Balkan Ethnology // Ethnologia Balkanica. 1998. Vol. 2. P. 101–120.

24. Rex J. Ethnic Identity and the Nation State: The Political Sociology of Multicultural Societies // Social Identities. 1995. Vol. 1(1). P. 21–34.

25. Shore C. Inventing Homo Europaeus: The Cultural Politics of European Integration // Ethno-logia Europaea. 1999. Vol. 29(2). P. 53–66.

26. Vertovec S. Transnationalism. L.: Routledge, 2009.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх