Review of Religion and Radicalism in the Post-Secular World, edited by E.I. Filippova and J. Radvanyi

 
PIIS086954150006201-1-1
DOI10.31857/S086954150006201-1
Publication type Review
Source material for review Под ред. Е.И. Филипповой, Ж. Радвани. М.: ИЭА РАН; Горячая линия—Телеком, 2017. 326 с.
Status Published
Authors
Affiliation: Udmurt State University
Address: 1 Universitetskaya St., Izhevsk, Udmurt Republic, 426034, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№4
Pages187-190
Abstract

   

Keywords
Publication date11.09.2019
Number of characters12015
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Рецензируемый сборник охватывает более широкий диапазон тем, нежели можно предположить исходя из его названия. Как пишут в самом начале его редакторысоставители Е.И. Филиппова и Ж. Радвани, российские исследователи совместно со своими французскими коллегами осветили темы, объединенные в три основных блока: “Государство и конфессии: возвращение религии в публичную сферу”, “Религии и общество: поиск новых смыслов или поле для конфликта?” и “Религиозность и современные формы радикализма”. Структура сборника такова, что непосредственно проблеме радикализма посвящен лишь последний раздел, а все предыдущие скорее дают представление об общей ситуации в постсекулярных обществах Франции и России, о роли государства и о некоторых особенностях, проиллюстрированных данными, полученными в результате полевых исследований. Публикации сборника предшествовал исследовательский семинар на тему “Христиане и мусульмане в России и во Франции: интеграция и новые вызовы”; краткое содержание состоявшейся в ходе семинара дискуссии помещено в Приложении. География исследований достаточно обширна — она включает в себя Францию, Ближний Восток и ряд регионов России: Московскую область, Чеченскую Республику, Республику Татарстан, Республику Ингушетию, Республику Адыгею, Карачаево-Черкесскую Республику и др. Исследования затрагивают различные конфессии: от православия и ислама до новых религиозных движений.

2

Книгу открывает статья Е.И. Филипповой, которая, с одной стороны, служит введением в концептуальное осмысление современной ситуации в сфере религии, а с другой — привлекает для иллюстрации примеры из остальных работ данного сборника. Из трех возможных подходов: десекуляризации, ультрасекуляризации и постсекулярности — предпочтение отдается последнему. Стоит обратить внимание, что теоретиков постсекулярности достаточно много (Ч. Тейлор, Т. Асад, С. Жижек и многие другие), и само по себе постулирование приверженности к этому подходу не гарантирует теоретического единства. К тому же в последнее время тезис теоретиков постсекулярности о том, что такие понятия, как “секулярное” и “религиозное”  в их современном понимании возникли только в Новое время, приведенный в статье Е.И. Филипповой, подвергается критике, и появление данной дихотомии, судя по всему, может быть отнесено уже к европейскому Средневековью, если не к более раннему периоду (см.: Апполонов 2018). Это, однако, лишь детали, которые не отменяют релевантность подхода при исследовании современности. Основная идея перехода к пострелигии и постсекулярности, когда границы между теологией и наукой, верой и идеологиями, конфессией и национальностью постепенно размываются, проходит красной нитью через все работы. Конечно, на Западе существует теоретический материал, специально разрабатываемый такими авторами, как Р. Жирар, М. Юргенсмейер или У. Кавано, для изучения религиозного насилия. В рамках рецензируемого сборника он задействован не был, поэтому его апробация на отечественном материале остается на будущее.

Price publication: 100

Number of purchasers: 3, views: 1095

Readers community rating: votes 0

1. Appolonov A.V. Nauka o religii i ee postmodernistskie kritiki. M.: Izd. dom Vysshej shkoly ehkonomiki, 2018.

Система Orphus

Loading...
Up