“Правила смерти”: концепты “неправильный мертвец” и “неправильное погребение” в инструментарии социальных и политических технологий

 
Код статьиS086954150004476-3-1
DOI10.31857/S086954150004177-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: д.и.н., главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия
Должность: аспирант
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№1
Страницы11-26
Аннотация

В статье рассматриваются концепции “неправильного мертвеца” и “неправильного погребения”, представленные в разных культурах и в разных социально-политических контекстах; предлагается интерпретация этих концепций как особых социальных и политических технологий, обеспечивающих поддержание социальной стратификации, регулирующих поведенческие стратегии и позволяющих формировать мировоззренческие модели в рамках господствующей идеологии, которая регламентирует характерные для данного сообщества “правила смерти”. Особое внимание авторы уделяют современным практикам, использующим концепты “неправильной смерти”, “неправильного мертвеца” и “неправильных похорон”. Анализ примеров из типологически разных культур показывает, что эти концепты актуализуются в тех случаях, когда возникает потребность в трансформации существующей мировоззренческой модели и связанных с ней мифологии и топики. Авторы приходят к выводу, что игнорирование существующих различий в традициях захоронений, которые на протяжении человеческой истории всегда имели культурную специфику, чревато серьезными конфликтами, которые можно предотвратить, лишь выработав новые “правила смерти”, которые будут соответствовать современным социокультурным стандартам.

Ключевые словаантропология смерти, похоронная обрядность, неправильный мертвец, неправильное захоронение, погребальный обряд, социальная технология, политическая технология
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 18-18-00082]
Получено22.03.2019
Дата публикации26.03.2019
Кол-во символов46655
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Похороны как один из ключевых ритуалов жизненного цикла во всех культурах жестко регламентируются многочисленными предписаниями и запретами, определяющимися существующими в данной культуре представлениями о загробном мире и посмертном существовании, ограничениями для различных категорий умерших и ограничениями в способах их погребения. Весь этот мировоззренческий и обрядовый комплекс можно назвать “правилами смерти”, которые проявляют себя как в устной, так и в письменной традиции, в т.ч. в решениях на законодательном или корпоративном уровне (если речь идет о компаниях, занимающихся похоронным бизнесом и ритуальными услугами). Подобные правила определяются этнической, религиозной, сословной спецификой социальной группы и могут использоваться в качестве особой технологии, способствующей поддержанию социальных иерархий и иных различий, служить инструментом морального унижения нарушителей общественных этических норм и установлений и политического воздействия на оппонентов. Поэтому ключевым элементом “правил смерти” является определение условий “хорошей” и “плохой” смерти, “правильных” и “неправильных” мертвецов и погребений. Тем самым задаются “топические представления” о достойной смерти и связанных с ней обстоятельствах для данного сообщества и регламентируются последствия для нарушивших эти предписания. Разумеется, наиболее нам известны христианские верования о праведниках и грешниках, одни из которых после смерти попадут в рай, а другие — в ад. Но подобные “правила смерти” существовали и существуют и в других культурных традициях, в т.ч. предшествовавших христианской.
2 В данной статье мы проанализируем функционирование “правил смерти” и способы их использования в социальных и политических технологиях, в т. ч. в современном мире. На нескольких примерах будет продемонстрировано, как “правильные” или “неправильные” смерть либо погребение могут использоваться для формирования определенных мировоззренческих позиций или общественного мнения, давления на представителей маргинальных или оппозиционных групп, переформатирования общественного пространства.
3 В статье будут использованы как личные полевые записи авторов, так и материалы СМИ и иные опубликованные источники.
4 Концепция Д.К. Зеленина в историко-культурном контексте
5 В отечественной этнографической науке наиболее известная концепция “неправильных мертвецов”, включающая и способы их захоронения и поминовения, принадлежит Д.К. Зеленину. В опубликованных в 1916 г. “Очерках русской мифологии” он сделал обстоятельный обзор разных категорий “неправильных мертвецов” не только у русских, но и в традициях других народов, выбрав при этом для их обозначения диалектный термин “заложные покойники” (Зеленин 1995: 41). Согласно Д.К. Зеленину, к ним относятся “люди, умершие прежде срока своей естественной смерти, скончавшиеся, часто в молодости, скоропостижною несчастною или насильственною смертью”, в т. ч. самоубийцы, утопленники, погибшие в сражении вдали от дома или от молнии и переохлаждения, при пожаре или от алкоголизма (“опойцы”), “а также лица, проклятые своими родителями, равно как и пропавшие без вести (о них обычно в народе думают, что они похищены нечистою силою), и все умершие колдуны, ведьмы, упыри и т.п., т.е. все люди, близко знавшиеся с нечистой силой и пользовавшиеся услугами этой нечистой силы” (Зеленин 1995: 39–40).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1555

Оценка читателей: голосов 0

1. Дахин А. Споры вокруг “Бронзового солдата”. Психологические корни конфликта в свете memory studies // Космополис. 2008. № 1 (20). С. 83–96.

2. Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественною смертью и русалки. М.: Индрик, 1995.

3. Панченко А. “Заложные родители”: смерть, коллективная память и сакральное пространство // Сакральная география в славянской и еврейской культурной традиции / Отв. ред. О.В. Белова. М.: Сэфер; Институт славяноведения РАН, 2008. С. 232–259.

4. Панченко А.А. Мертвецы: “добрые”, “злые” и непонятно какие // Отечественные записки. 2013. № 5 (56). С. 135–143.

5. Пейн P. Ленин: жизнь и смерть. М.: Молодая гвардия, 2002.

6. Петрова Н.С. Мифологические модели в неподцензурных текстах о советской власти 1917–1953 гг. Дис. … канд. филол. наук. ИМЛИ, М., 2017.

7. Полещук В.В. “Война памятников” в Эстонии: этнический аспект // Этнографическое обозрение. 2008. № 3. С. 103–118.

8. Раденкович Л. “Ходячий” покойник в духовной культуре славян // Славянская духовная культура: этнолингвистические и филологические исследования. Ч. 1: К 90-летию со дня рождения Н.И. Толстого / Ред. А.А. Алексеев, Н.П. Антропов, А.Г. Кречмер. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2016. S. 139–160.

9. Седакова О.А. Поэтика обряда. Погребальная обрядность восточных и южных славян. М.: Индрик, 2004.

10. Собчак А.А. Дюжина ножей в спину: поучительная история о российских политических нра- вах. М.: Вагриус; Петро-Ньюс, 1999.

11. Щепанская Т.Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв. М.: Индрик, 2003.

12. Cangià F. Performing the Buraku: Narratives on Cultures and Everyday Life in Contemporary Japan. Zürich: Lithuania, 2013.

13. Comaroff J.L., Comaroff J. Ethnicity, Inc. Chicago: University of Chicago Press, 2009.

14. Longman T.P. Memory and Justice in Post-Genocide Rwanda. Cambridge: Cambridge University Press, 2017.



Дополнительные библиографические источники и материалы

1. Бабицкий 2017 — Бабицкий А. Путин, Ленин, народ и немного либералов // Life.Ru.Мнения. 20.04.2017. https://life.ru/t/мнения/999981/putin_lienin_narod_i_niemnogho_libieralov

2.    Ватикан 2007 — Ватикан “перевел” души некрещеных младенцев в рай // Православие.Ru. Новости. 21.04.2007. http://pravoslavie.ru/21772.html

3.    Ващенко, Заморская 2018 — Ващенко В., Заморская Н. “Подадим в церковный суд за отпевание Табакова”. Прощание с Табаковым может перерасти в скандал // Газета.Ру. Общество. Религия. 14.03.2018. https://www.gazeta.ru/social/2018/03/14/11682079.shtml

4.    Дело Фани Каплан 2003 — Дело Фани Каплан или кто стрелял в Ленина. М.: X-Histoiy, 2003.

5.    Кладбище предателей 2016 — “Кладбище предателей”: последний приют турецких путчистов // Deutsche Welle. Темы дня. Политика и общество. Европа. 04.08.2016. http://www.dw.com/ru/кладбище-предателей-последний-приют-турецких-путчистов/a‑19447071

6.    Лопухин 1997 — Лопухин Ю.М. Болезнь, смерть и бальзамирование В.И. Ленина: правда и мифы. М.: Республика, 1997.

7.    Мальков 1959 — Мальков П.Д. Записки коменданта Московского Кремля. М.: Молодая гвардия, 1959.

8.    Мединский 2012 — Мединский предлагает похоронить Ленина // Интерфакс. В России. 09.06.2012. http://www.interfax.ru/russia/249940

9.    ПМА 1 — Полевые материалы И.А. Морозова. Экспедиция в Базарно-Сызганский р-н Ульяновской обл. Август 1999 г. (информанты: А.И. Потапова, 1916 г. р., д. Русская Хомутерь; У.К. Ведина, 1913 г. р., П.И. Михеева, 1934 г. р., д. Чириково).

10.    ПМА 2 — Полевые материалы Л.А. Ткачук. Экспедиция в г. Киров. Март 2018 г. (информант Родостав Добровольский).

11.    Последнее пристанище 2016 — Последнее пристанище убийц: где в Германии хоронят террористов // Deutsche Welle. Темы дня. Политика и общество. Германия. 05.08.2016. http://www.dw.com/ru/последнее-пристанище-убийц-где-в-германии-хоронят-террористов/a‑19451017

12.    РПЦ 2018 — РПЦ разрешила отпевать некрещеных младенцев // Lenta.Ru. Общество. 14.07.2018. https://lenta.ru/news/2018/07/14/otpevat

13.    Сапожникова 2009 — Сапожникова Г. Арнольд Мери: последний эстонский герой. Судьба человека как путеводитель по новейшей истории. Таллин: Impressum; SKP Media, 2009.

14.    Тело Ленина 2017 — “Это человек, а не реликвия”, — 81% россиян за то, чтобы захоронить тело Ленина // Исследовательский центр портала Superjob.ru. Социологические опросы. 20.04.2017. https://www.superjob.ru/research/articles/112079/eto-chelovek

15.    Bronze Soldier 2007 — Bronze Soldier: April crisis = Бронзовый солдат: апрельский кризис = Pronkssõdur: aprillikriis. Tallinn: Inimõiguste Teabekeskus, 2007.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх