Мьянма: как выбраться из ловушки идентичностей

 
Код статьиS086954150004182-0-1
DOI10.31857/S086954150004182-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Национальный центр научных исследований (CNRS), подразделение Рона-Овернь
Адрес: 2 Avenue Albert Einstein, 69100 Villeurbanne, France
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№1
Страницы97-116
Аннотация

Глубоко укорененный в структуре государства со времени постколониального Панглонгского соглашения 1947 г. этнический детерминизм утвердился в Бирме как безоговорочная данность, признаваемая различными акторами: этническими сообществами и их элитами, центральной властью (как военной, так и гражданской), гражданским обществом, религиозными общинами, международными организациями и т. п. Перед лицом этого — как показали годы гражданской войны и современная ситуация в Аракане — бедственного консенсуса возникают два вопроса: какой институциональный механизм ведет к этнической и/или религиозной конфронтации и как понимать считающийся непреодолимым характер этой этнизирующей динамики, на которую неминуемо наталкиваются все попытки конструирования объединяющего государства-нации, определяемого “чувством коллективного членства”. В статье рассматривается сочетание трех структурных составляющих этнического детерминизма: мультикультуралистская направленность конституции; эссенциалистский характер переписей населения, на которых основывается закон о гражданстве; настойчивое стремление бирманского государства бороться с “чужаками” и его неспособность выбраться из ловушки идентичностей.

Ключевые словаБирма, инаковость, целостность, этническое государство, национальное государство, этническая идентичность, трансэтническое пространство, этнонимы, топонимы, конституция, гражданство
Получено23.03.2019
Дата публикации26.03.2019
Кол-во символов47313
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Введение. Национализм и национальное чувство
2 Современный геополитический контекст. Акты насилия, совершенные в послед- ние годы в отношении мусульман Бирмы (Мьянмы), невозможно рассматривать вне более широкого геополитического контекста, одновременно цивилизационного и экономического. Однако при всей важности внешних факторов этой гуманитарной драмы необходимо принять во внимание некоторые особенности самой Мьянмы, с самого обретения независимости существующей как этническое в своей основе государство, а также свойственные современности гибридные ландшафты и космополитическое мировоззрение в отношении непохожести1.
3 Прежде всего напомним, что границы между Таиландом и Малайзией, с одной стороны, и между Бирмой и Бангладеш, с другой, суть границы между буддизмом и исламом. Первая на протяжении десятилетий является местом регулярных конфликтов, однако пока еще местного значения. Напротив, вторая, где в XV в. гегемонистские устремления двух соседних королевств Ава и Пегу, а в XVII в. Империи Великих Моголов (Leider 1998, 2016) привели к формированию Аракана — космополитичного перекрестка, стала с 2012 г. ареной беспрецедентной волны насилия по отношению к мусульманам. Несмотря на кажущуюся очевидность, этот конфликт выходит далеко за рамки религиозного противостояния, к которому его пытается свести зарождающийся буддийский национализм.
4 Напомним также, что вслед за созданием коридоров развития Ассоциации государств Юго-Восточной Азии в Бирме было организовано несколько особых экономических зон, в числе которых район Кьяукпью в Бенгальском заливе. Строительство Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) нефтепровода и Индией — глубоководного морского порта Ситуэ в рамках проекта Каладанского мультимодального транзита способствовало резкому повышению экономической привлекательности араканского побережья, за которым последовала конфискация земель для военных целей и под застройку (Forino et al. 2017). Эксплуатация подземных и морских недр также ударила по местному населению, в данном случае мусульманскому, но в таком положении могла оказаться и любая другая община — что, кстати, демонстрируют конфликты, связанные с эксплуатацией медных шахт Летпадаунг китайской компанией Wanbao Mining, с финансируемым Пекином строительством гидроэлектростанций, в числе которых Мьятсоунская ГЭС, а также с выращиванием тикового дерева или добычей драгоценных камней. Эти проекты подогревают столкновения между Армией Мьянмы, Армией независимости Качина и Армией национального освобождения таангов в штате Качин и на севере штата Шан, а также создают угрозу насильственного перемещения сельского населения соответствующих регионов. В означенном глобальном контексте геополитические интересы создают плодотворную почву для гуманитарных катастроф, подобных той, жертвами которой стали мусульмане-рохинджа. И все же недавние события наводят на мысль, что буквально разлитая в воздухе исламофобия2 неотделима от политических структур, предопределивших строительство “этнического государства”. В нашем понимании исключающая природа этнического государства, каковым является современная Мьянма, противоречит концепту государства-нации, объединяющий характер которого отмечен отделением (официальным или нет) государства от его этнических или религиозных составляющих.

всего просмотров: 1420

Оценка читателей: голосов 0

1. Abhakorn R. The Fabrication of Ethnicity and Colonial Polity East of the Salween // Proceedings of the Myanmar Two Millenia Conference. Yangon: Universities Historical Research Centre, 1999. P. 186–200.

2. Aung San Suu Kyi. Freedom from Fear and Other Writings. L.: Penguin Books, 2010.

3. Aung Thwin M. Myth and History in the Historiographies of Early Burma // Paradigms, Primary Sources, and Prejudices. Ohio: University Centre for International Studies, 1998.

4. Barraud C., Iteanu A., Moya I. (eds.) Puissance et impuissance de la valeur. L’anthropologie comparative de Louis Dumont. Paris: CNRS Editions, 2017.

5. Beck U. La vérité des autres. Une vision cosmopolitique de l’altérité // Cosmopolitiques. 2004. No. 8. P. 157–184.

6. Bennison J.J. Census of India, 1931. Vol. XI, Burma. Rangoon: Government Printing and Stationary, 1933. P. 198–204.

7. Brac de la Perrière B. A Generation of Monks in the Democratic Transition // Metamorphosis: Studies in Social and Political Change in Myanmar / Eds. R. Egreteau, F. Robinne. Singapore: NUS Press, 2016. P. 320–345.

8. Brac de la Perrière B. About Buddhist Burma: Thatana, or “Religion” as Social Space // The Appropriation of Religion in Southeast Asia and Beyond / Ed. M. Picard. Cham: Palgrave Macmillan, 2017. P. 39–66.

9. Callahan M.P. Making Enemies: War and State Building in Burma. Singapore: NUS Press, 2004.

10. Crosthwaite Sir Ch. The Pacification of Burma. L.: Frank Cas & Co, 1912.

11. Crouch, M. Islam and the State in Myanmar: Muslim-Buddhist Relations and the Politics of Belongings. New Delhi: Oxford University Press, 2016.

12. De Mersan A. Comment les musulmans d’Arakan sont-ils devenus étrangers à l’Arakan (Birmanie/Myanmar)? // Moussons. 2016a. No. 28. P. 123–146.

13. De Mersan A. The 2010 Election and the Making of a Parliamentary Representative // Metamorphosis: Studies in Social and Political Change in Myanmar / Eds. R. Egreteau, F. Robinne. Singapore: NUS Press, 2016b. P. 43–68.

14. Demorgon J. Critique de l’interculturel. L’horizon de la sociolgie. Paris: Economica Anthropos, 2005.

15. Dumont L. Homo hierarchicus. Le système des castes et ses. Paris: Gallimard, 1966.

16. Egreteau R. Burmese Indians in Contemporary Burma: Heritage, Influence, and Perceptions since 1988 // Asian Ethnicity. 2011. No. 12 (1). P. 33–54.

17. Ferguson J.M. Who’s Counting? Ethnicity, Belonging, and the National Census in Burma/Myanmar // Bijdragen Tot De Taal-, Land- en Volkenkunde. 2015. No. 171. P. 1–28.

18. Fistié P. La Birmanie ou la quête de l’unité. Le problème de la cohésion nationale dans la Birmanie contemporaine et sa perspective historique. Paris: PEFEO, 1985.

19. Foxeus N. Contemporary Burmese Buddhism // The Oxford Handbook of Contemporary Buddhism / Ed. M. Jerryson. Oxford: Oxford University Press, 2016. P. 212–235.

20. Frydenlund I. The Birth of Buddhist Policies of Religious Freedom in Myanmar // Journal of Religious and Political Practice. 2017. No. 4 (1). P. 107–121.

21. Gellner E. Nations et nationalisme. Paris: Payot, 1989 [1983].

22. Gravers M. Introduction: Ethnicity against State – State against Ethnic Diversity? // Exploring Ethnic Diversity in Burma / Ed. M. Gravers. Copenhagen: NIAS Press, 2007. P. 1–33.

23. Grierson G.A. Linguistic Survey of India. Vol. III (II): Specimens of the Bodo, Naga, and the Kachin Groups. Calcutta: Office of the Superintendent of Government Printing, India, 1927. P. 499–528.

24. Hegel G.W.F. Principes de la philosophie du droit, édition critique établie par J.F. Kervégan. Paris: Presses Universitaires de France, 2013 [1820].

25. Hobsbawm E. Nations et nationalisme depuis 1780. Programme, mythe, réalité. Paris: Gallimard, 1992 [1990].

26. Houtman G. Mental Culture in Burmese Crisis Politics: Aung San Suu Kyi and the National League for Democracy. Tokyo: Institute for the Study of Languages and Cultures of Asia and Africa, 1999.

27. Keeler W. The Traffic in Hierarchy: Masculinity and Its Others in Buddhist Burma. Honolulu: University of Hawaii Press, 2017.

28. Kirichenko A. From Thathanadaw to Theravada Buddhism: Constructions of Religion and Religious Identity in Nineteenth- and Early Twentieth-Century in Mynamar // Casting Faiths: Imperialism and the Transformation of Religion in East and Southeast Asia / Ed. Th. Dubois. L.: Palgrave Macmillan, 2009. P. 23–45.

29. Leach E. Political Systems of Highland Burma: A Study of Kachin Social Structure. L.: Athlone Press, 1954.

30. Leider J. These Buddhist Kings with Muslim Names... A Discussion of Muslim Influence in the Mrauk-U Period // Études birmanes en hommage à Denise Bernot / Eds. P. Pichard, F. Robinne. Paris: EFEO, 1998. P. 189–215.

31. Leider J. Competing Identities and the Hybridized History of the Rohingyas // Metamorphosis: Studies in Social and Political Change in Myanmar // Eds. R. Egreteau, F. Robinne. Singapore: NUS Press, 2016. P. 151–178.

32. Lieberman V.B. Ethnic Politics in Eighteenth-Century Burma // Modern Asian Studies. 1978. No. 12. P. 455–483.

33. Lieberman V.B. Burmese Administrative Cycles: Anarchy and Conquest, c. 1580–1760. Princeton: Princeton University Press, 1984.

34. Luce G.H. Note on the Peoples of Burma in the 12th and 13th Century A.D. // Journal of the Burma Research Society. 1959. No. 42. P. 52–74.

35. Matisoff J.A. “Linguistic Diversity and Language Contact”// Highlanders of Thailand / Éds. J. McKinnon, W. Bhruksasri. Singapore: Oxford University Press, 1987. P. 56–86.

36. Michalon M. Tourism(s) and the Way to Democracy in Myanmar // Asian Journal of Tourism Research. 2017. No. 2–1. P. 150–176.

37. Otto T., Bubanndt N. (eds.) Experiments in Holism: Theory and Practice in Contemporary Anthropology. Malden: Wiley-Blackwell, 2010.

38. Robinne F. Transethnic Social Space of Clans and Lineages: A Discussion of Leach’s Concept of Common Ritual Language // Social Dynamics in the Highlands of Southeast Asia: Reconsidering Political Systems of Highland Burma by E.R. Leach / Eds. F. Robinne, M. Sadan. Leiden: Brill, 2007a. P. 283–297.

39. Robinne F. Prêtres et chamanes. Métamoprphoses des Kachin de Birmanie. Paris: L’Harmattan, 2007b.

40. Robinne F. Catégories ethniques versus réseaux transethniques. Critique du concept d’ethnicité appliqué au paysage birman // Birmanie contemporaine (Contemporary Burma) / Ed. G. Defert. Paris; Bangkok: Les Indes savants; Irasec, 2008. P. 123–142.

41. Robinne F. Making Ethnonyms in a Clan Social Organisation // Inter-Ethnic Dynamics in Asia. Considering the Other through Ethnonyms, Territories and Ritual / Eds. C. Culas, F. Robinne. L.: Routledge, 2009. P. 57–78.

42. Robinne F. To Be Burmese is Not (Only) Being Buddhist // Metamorphosis: Studies in Social and Political Change in Myanmar / Eds. R. Egreteau, F. Robinne. Singapore: NUS Press, 2016. P. 346–367.

43. Robinne F. Guerre civile en Birmanie: la transition démocratique dans l’impasse identitaire // Diplomatie. Affaires stratégiques et relations internationales. 2017. No. 42. P. 94–96.

44. Robinne F., Sadan M. Postscript: Reconsidering Ethnicity through Foucault’s Concept of “Space of Dispersion” // Social Dynamics in the Highlands of Southeast Asia: Reconsidering Political Systems of Highland Burma by E.R. Leach / Eds. F. Robinne, M. Sadan. Leiden: Brill, 2007. P. 299–308.

45. Rumsey A. Lingual and Cultural Wholes and Fields // Experiments in Holism: Theory and Practice in Contemporary Anthropology / Eds. T. Otto, N. Bubanndt. Malden: Wiley-Blackwell, 2010. P. 127–149.

46. Sahlins M. The Whole is a Part: Intercultural Politics of Order and Change // Experiments in Holism: Theory and Practice in Contemporary Anthropology / Eds. T. Otto, N. Bubanndt. Malden:Wiley-Blackwell, 2010. P. 102–126.

47. Sakhong L. In Search of Chin Identity: A Study of Religion, Politics, and Ethnic Identity in Burma. Copenhagen: Nordic Institute of Asian Studies, 2003.

48. Smith M. Burma: Insurgency and the Politics of Ethnicity. L.: Zed Books, 1999 [1991].

49. South A. Ethnic Politics in Burma: States of Conflict. L.: Routledge, 2008.

50. South A., Lall M.-C. Citizenship in Myanmar: Ways of Being in and from Burma. Singapore: Chiang Mai University Press; ISEAS Yuso Ishak Institute, 2018.

51. Tambiah S.J. The Galactic Polity in Southeast Asia // Tambiah S.J. Culture, thought, and Social Action: An Anthropological Perspective. Cambridge: Harvard University Press, 1973. P. 3–31.

52. Tchoudinov A. Pourquoi l’ennemi? // Annales historiques de la Révolution française. 2012. No. 369. P. 3–4.

53. Than Tun. History of Buddhism in Burma, A.D. 1000–1300 // Journal of the Burma Research Society. 1978. Vol. 61. Pt. 1–2.

54. Than Tun. The Royal Orders of Burma, A.D. 1598–1648. Kyoto: CSEAS, 1983.

55. Turner A. Saving Buddhism: The Impermanence of Religion in Colonial Burma. Honolulu: University of Hawai’i Press, 2014.

56. Wade F. Myanmar’s Enemy Within: Buddhist Violence and the Making of a Muslim “Other”. L.: Zed Books, 2017.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Advisory Commission 2017 – Towards a Peaceful, Fair and Prosperous Future for the People of Rakhine. Final Report of the Advisory Commission on Rakhine Sate. August 2017. http://www.rakhinecommission.org/app/uploads/2017/08/FinalReport_Eng.pdf

Deciphering… 2013 – Deciphering Myanmar’s Peace Process. A Reference Guide. Chiang Mai: Wanida Press, 2013.

Forino et al. 2017 – Forino G., Meding J. von, Johnson R. The Oil Economics and Land-Grab Politics behind Myanmar’s Rohingya Refugee Crisis // Quartz India. 12.09.2017. https://qz.com/india/1074906/rohingya-the-oil-economics-and-land-grab-politics-behind-myanmars-refugee-crisis

Indigenous Peoples’ Rights 2016 – Indigenous Peoples’ Rights and Business in Myanmar. February 2016. Briefing Paper.

Pyitaungsu 1982 – Pyitaungsu Socialist Thatmada Myanmar Naing-ngnan daw/Myanmar Naing-ngan tha Upaday. 1982.

Pyitaungsu 2014 – Pyitaungsu Thatmada Myanmar Naing-ngnan daw asawya luwinhmu kyap yay hnin tu ing-a wun kyi thana amein kyawngya sa ahmat 1376 (2014.11.18).

The Constitution 1947 – The 1947 Constitution and the nationalities, 2 vols. Yangon: Universities Historical Research Centre; Innwa Publishing House, 1999.

The Constitution 1958 – The Constitution of the Union of Burma (As amended by the Act 62 of 1951), 1958. Yangon, Constituent Assembly of Burma.

The Constitution 1974 – The Constitution of the Socialist Republic of the Union of Burma. Published by the Ministry of Information / Translation of the Constitution into English being done by the Burma Socialist Programme Party. Rangoon: Printing and Publishing Corporation, 1974.

The Constitution 2008 – Pyidaungzu Thammada Myanma Naing-ngan daw. 2008.

Transnational Institute 2010 – Unlevel Playing Field: Burma’s Election Landscape. Transnational Institute. Burma Policy Briefing 3. October 2010.

Transnational Institute 2014 – Ethnicity without Meaning, Data without Context. Transnational Institute. Burma Policy Briefing 13. February 2014.

Walton 2018 – Walton M. Misunderstanding Myanmar’s Ma Ba Tha // Asia Time. 01.08.2018. http://www.atimes.com/article/misunderstanding-myanmars-ma-ba-tha

Система Orphus

Загрузка...
Вверх