Смерть и посмертное существование в социальных стратегиях: зачем люди создают правила общения с мертвыми

 
Код статьиS086954150004176-3-1
DOI10.31857/S086954150004176-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№1
Страницы5-10
Аннотация

  Современные исследования концепций смерти и умирания в разных культурах и разных социальных средах демонстрируют нарастание разнонаправленных тенденций их развития в постиндустриальную эпоху. С одной стороны, под влиянием глобализации усиливаются процессы унификации и технологизации похоронно-погребальной обрядности, внедряются новые “экологические” способы захоронения умерших и традиции их почитания, зачастую значительно отличающиеся от принятых ранее. С другой стороны, продолжают поддерживаться многие традиционные верования о посмертном существовании и погребальные ритуалы. Более того, в ряде случаев можно говорить о своеобразном “возврате к архаике”, когда под видом инноваций в повседневность современных социумов возвращаются давно забытые практики и представления о сущности смерти. Потребностью понять закономерности происходящих процессов, их специфику в разных культурных средах и социальных группах продиктовано предпринятое нами исследование постмортального, разные аспекты проявления которого в современном мире отражены в статьях М.Л. Бутовской, Д.А. Дроновой, А.А. Закурдаева, И.А. Морозова, Л.А. Ткачук, Е.Г. Чесноковой, вошедших в специальную тему номера.

Ключевые слова танатология, постмортальность, смерть в социальных стратегиях, кросс-культурные исследования
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 18-18-00082]
Получено21.03.2019
Дата публикации26.03.2019
Кол-во символов13001
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Есть ли жизнь после смерти? При всей парадоксальности этого вопроса он вовсе не лишен смысла. Даже порой не осознавая этого, мы прилагаем немало усилий, чтобы обеспечить свое посмертное существование. Многие наши жизненные поступки — от распределения наследства до создания семейных фотоальбомов — направлены на то, чтобы закрепить свой статус в последующей жизни наших близких. Данная подборка статей представляет собой исследование практик и верований, связанных с посмертным существованием в типологически разных культурных средах. Какова наша роль в семейной памяти или, если речь идет о выдающихся личностях, в жизни последующих поколений? Какова вообще роль постмортальности в жизни сообществ разного типа, и какое влияние оказывает комплекс представлений о сущности этого явления на поведение людей? Как эти представления используются в социальных и политических технологиях? Эти и другие вопросы оказываются в фокусе внимания данного блока статей. Усилия авторов сосредоточены на анализе сходств и различий ментальных и поведенческих стереотипов, обусловленных универсальными и специфическими формами коммуникации с умершими в разных культурах. Ритуальные и бытовые практики отражают представления об ином мире и о влиянии умерших на жизнь и судьбу их родственников и близких, что вызывает необходимость концептуализировать осмысление современных форм похоронно-поминальной обрядности, которые во многом оказываются возвратом к давно забытым верованиям. Массовое внедрение новых технологий на рынке ритуальных услуг приводит не только к трансформации традиционных способов погребения, но и к переосмыслению существующих практик коммуникации с умершими и появлению новых традиций по увековечиванию памяти. Существенное воздействие на эти процессы оказывают экологические и религиозные движения, которые ведут борьбу с такой “похоронной архаикой”, как открытые (“воздушные”) погребения, поминовения на кладбище на Пасху или “похоронный ислам”.
2 Проблематике смерти и похорон посвящена обширная археологическая, историческая, психологическая и социологическая литература. Различные способы коммуникации с умершими рассматривались при анализе магических ритуалов Д.Д. Фрэзером, Э.Б. Тайлором, М. Элиаде (в мировом масштабе), В. Маннхардтом (в Европе), Б. Малиновским (в Океании). В XX в. этой теме уделяли внимание многие известные исследователи традиционных культур, в т.ч. в рамках изучения особенностей “первобытного мышления” (Л. Леви-Брюль, К. Леви-Строс). Подобные работы существуют и по отдельным народам мира. Однако в большинстве случаев авторы не рассматривают специально способы общения с умершими, включая эту информацию в общее описание похоронно-поминальных обрядов и ритуально-обрядовых практик. Важное место занимают историко-культурные исследования похоронно-поминальных обрядов в контексте отдельных эпох (Я. Буркхардт, Й. Хёйзинга, Ф. Арьес), а также работы по философской антропологии, посвященные проблематике смерти в культуре, — по танатологии (Янкелевич 1999). Представления об умирании (предуготовлении к смерти) и посмертном существовании в разных культурах определяют способы коммуникации с умершими, ритуальные практики и поведенческие стереотипы (ср.: Смирнов 1997; Седакова 2004; Suzuki 2014). Отдельного рассмотрения заслуживает изучение практик взаимодействия с умершими в контексте анализа больших и малых социальных групп, например исследования социальной специфики отношения к смерти (Bradbury 1997).

всего просмотров: 2022

Оценка читателей: голосов 0

1. Мохов С. Рождение и смерть похоронной индустрии. От средневековых погостов до цифрового бессмертия. М.: Common Place, 2018.

2. Седакова О.А. Поэтика обряда: погребальная обрядность восточных и южных славян. М.: Индрик, 2004.

3. Смирнов Ю.А. Лабиринт. Морфология преднамеренного погребения. Исследование, тексты, словарь. М.: Восточная литература, 1997.

4. Янкелевич В. Смерть. М.: Изд-во Литературного института, 1999.

5. Auzelle R. Dernières demeures: conception, composition, réalisation du cimetière contemporain. Paris: R. Auzelle; Mazarine, 1965.

6. Bradbury M. Representations of Death: A Social Psychological Perspective. N.Y.: Routledge, 1999.

7. Fischer N. Neue Bestattungskultur: Tod, Trauer und Friedhof im Wandel. Kindle Direct Publishing, 2013.

8. Fischer N. Gedächtnislandschaften in Geschichte und Gegenwart: Kulturwissenschaftliche Studien. Wiesbaden: Springer, 2016.

9. Fischer N., Herzog M. (Hrsg.) Nekropolis: Der Friedhof als Ort der Toten und der Lebenden. Stuttgart: Kohlhammer W., 2005.

10. Graeber D. Possibilities: Essays on Hierarchy, Rebellion, and Desire. Oakland: AK Press, 2007.

11. Jacobsen M.H. Postmortal Society: Multidisciplinary Perspectives on Death, Survivalism and Immortality in Contemporary Culture. L.: Routledge, 2017.

12. Rader O.B. Grab und Herrschaft: politischer Totenkult von Alexander dem Grossen bis Lenin. München: C.H. Beck Verlag, 2003.

13. Sharpley R., Stone P.R. (eds.) Darker Side of Travel: The Theory and Practice of Dark Tourism. Bristol: Channel View Publications, 2009.

14. Stone P., Hartmann R., Seaton T., Sharpley R., White L. (eds.) The Palgrave Handbook of Dark Tourism Studies. L.: Palgrave Macmillan, 2018.

15. Suzuki H. (ed.) Death and Dying in Contemporary Japan. N.Y.: Routledge, 2013.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх