Ученый на российском киноэкране: двойственность культурного образа

 
Код статьиS0028994-3-1
DOI10.18254/S0028994-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Казанский (Приволжский) федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Казань
Название журналаЭпистема
Выпуск
Аннотация

По мысли автора, эпоха Модерна заложила двойственность подачи и прочтения образа ученого. Это связано с особенностями воплощения субъективности и особенностями отношений со временем в Модерне. Его культурные образы представлены смысловым пересечением вечности и «злобы дня», они стремятся стать «классикой», но при этом должны уйти в «прошлое», чтобы освободить место «будущему». Образ ученого – не исключение. В его основу заложен негласный конфликт между устремленным к познавательной свободе человеческим духом и тотальным детерминизмом социальной системы. Наибольшего накала этот конфликт достигает в эпоху позднего Модерна, что нашло отражение в произведениях массовой культуры. На примере российского кинематографа автор выявляет художественные способы отражения двойственности образов ученых, определявших развитие науки советского и постсоветского времени. Представлены такие фильмы, как «Весна» (1947), «Девять дней одного года» (1962), «Иду на грозу» (1966), «Еще раз про любовь» (1968), «Отступник» (1987), «Собачье сердце» (1988), Нюхач» (2013), «Семейный альбом» (2015), Консультант» (2016), «Синичка» (2018).

Ключевые словакультура Модерна, ученый, двойственность образа, российские кинофильмы, советская наука, конфликт личности и системы, современные сериалы
Получено28.09.2023
Дата публикации30.11.2023
Кол-во символов13774
Цитировать   Скачать pdf
1

Институционализация науки и научной деятельности

2 Есть сведения о том, что термин «ученый» вошел в оборот в 1840 году, его автором считается английский философ Уильям Уэвэлл. Он помогал Фарадею создавать новые научные термины, что нашло отражение в его работе «Философия индуктивных наук», в которой он писал: «…нам крайне нужно подобрать название для описания занимающегося наукой вообще. Я склонен называть его Учёным» [цит. по: Stanford Encyclopedia of Philosophy]. Отчасти именно так и было зафиксировано, как нам видится, принятие социумом научной деятельности в качестве профессии.
3 К концу XYIII столетия наука, мораль и искусство отделились друг от друга институционально, превратившись в соответствующие воплощения субъективности, которая находит выражение в структуре самоотнесенности познающего субъекта, обращающегося к себе как к объекту [Хабермас 2003, 15]. Отсюда, думается, и берет начало образ ученого в культуре Модерна как мудрого, отрешенного от мирской суеты служителя истины. То есть ни само общество, ни другие сферы жизни ему для работы на своем поприще, для научной самореализации по большому счету не нужны. Устремленное к новым и новым горизонтам научное познание в этом смысле не социально. Однако общественные интересы во все времена требуют конкретных «привязок». Берущая начало в Просвещении семиотика образа ученого начинает воплощать негласный конфликт между устремленным к свободе человеческим духом и тотальным детерминизмом социальной системы.
4 Проекция такого образа в прошлое и будущее также видится нам заслугой эпохи Модерна. Размышляя над особыми отношениями культуры Модерна со временем, Хабермас с отсылкой к Бодлеру и Беньямину указывает на такую характеристику этого периода истории как актуальность: как таковая она может констатировать себя только лишь как точка пересечения времени и вечности. Модерн, руководствуясь эстетическим идеалом подражания классическим образцам, проявляет себя как то, что однажды станет классическим [Там же].
5 Итак, образ ученого в культуре представлен смысловым пересечением вечности и «злобы дня», классикой и конкретными условиями социализации науки. «Условия» определяются тем, какого рода противоречия, сопровождающие научную деятельность, становятся в тот или иной период определяющими. Муки ученого вызываются не только терниями на пути к истине. «Муки» – это и неизбежная необходимость отлучать себя в угоду социальной матрице от духовной свободы. Такая двойственность существования порождает и двойственность культурного образа: современный служитель логоса может предстать как «избранный» и может быть внешне благополучен, но при этом он, как правило, глубоко несчастен [Беляева 2012].
6 Наибольшего накала противоречия такого рода достигают, с нашей точки зрения, в эпоху уходящего Модерна – в ХХ веке. Именно в этот период происходит развенчание иллюзий, связанных с надеждами на торжество всепобеждающего разума. С мировыми войнами открылась бездна, в которую может увлечь планету борьба интересов. Осознана глобальность последствий. Поднят вопрос о моральной ответственности ученого. Перед тем, как общественное сознание, встревоженное ужасающими перспективами, получит постмодернистскую таблетку равнодушия и нигилизма, массовая культура – альтер эго модерна – принимается отрабатывать противоречия эпохи, запечатлевая их в потребительских медиапродуктах разного уровня. Кино-образы ученых – одна из творческих линий в этой профессиональной работе.

всего просмотров: 61

Оценка читателей: голосов 0

1. Stanford Encyclopedia of Philosophy // URL: https://plato.stanford.edu/entries/whewell/ (Дата обращения: 8.05.2023).

2. Беляева Н.Ю. (отв. ред.) Аналитические сообщества в публичной политике: глобальный феномен и российские практики. М.: РАПН, РОССПЭН, 2012. 253 с.

3. Бурдина Т.Н. Эстетический анализ романа «Иду на грозу» Даниила Гранина для занятий со старшеклассниками (методическое пособие). Кострома: ООО «Костромской печатный дом», 2019. – 80 с.

4. Культурология: «За кадром «Девяти дней одного года»: Почему атомщики боялись премьеры, а Баталова не утверждали на роль» // URL: https://kulturologia.ru/blogs/011120/48022/ (Дата обращения: 8.05.2023).

5. Николс Т. Смерть экспертизы. Как интернет убивает научные знания М.: Бомбора, 2019

6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М.: Neoclassic, 2016. 256 с.

7. Тимофеевский А.А. Книжка-подушка. СПб.: Мастерская «Сеанс», 2017. 448 с.

8. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Пер. с нем. М.: «Весь мир», 2003. 416 с.

9. Яблоков Е. Беспокойное «Собачье сердце», или Горькие плоды лёгкого чтения. «Октябрь» — 2010, № 3. С. 166-177

Система Orphus

Загрузка...
Вверх