Межбюджетные отношения как объект программно-целевого бюджетирования

 
Код статьиS042473880017515-5-1
DOI10.31857/S042473880017515-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник — заведующий лабораторией институциональной динамики
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: ЦЭМИ РАН
Адрес: Россия
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Нахимовский проспект, 47
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Российская Федерация
Название журналаЭкономика и математические методы
ВыпускТом 57 Номер 4
Страницы40-48
Аннотация

 

В статье показана возможность решения проблемы горизонтального бюджетного выравнивания в рамках российской модели программно-целевого бюджетирования, реализуемой посредством системы государственных программ Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных программ. Для этого предлагается решить две взаимосвязанные задачи: повысить бюджетную самообеспеченность субъектов РФ и перераспределить межбюджетные трансферты в соответствии с их социально-экономическими характеристиками. Обосновывается необходимость включения в процесс управления (разработки, реализации и мониторинга) государственными и муниципальными программами мероприятий, направленных на решение первой задачи и обеспечивающих контроль соотношения бюджетных расходов на реализацию социальных и коммерческих проектов. Данные мероприятия должны быть дополнены (вторая задача) ограниченной во времени политикой перераспределения межбюджетных трансфертов, учитывающей различное социально-экономическое положение субъектов РФ. С этой целью рассчитаны тестовые показатели, позволяющие определить, в какой степени погодовая динамика фактического распределения объемов межбюджетных трансфертов между субъектами РФ для каждого из восьми федеральных округов за период 2000–2018 гг. отвечает предложенному нами в предыдущих работах критерию — отрицательному значению коэффициента порядковой корреляции Спирмена между переменными «доля безвозмездных поступлений» и «потенциал бюджетной самообеспеченности». Сделана попытка установить корреляционную зависимость между рассчитанными значениями этих показателей и социально-экономическими характеристиками федеральных округов. Сделан вывод о том, что для корректной оценки влияния программно-целевого управления на региональное развитие необходимо учитывать параметры программ всех уровней бюджетной системы РФ в разрезе отдельной территории — субъекта РФ или их группы.

 

Ключевые словабезвозмездные поступления, бюджетная самообеспеченность, бюджетное выравнивание, государственная программа, консолидированный бюджет, корреляционный анализ, коэффициенты ранговой корреляции, межбюджетные трансферты, потенциал бюджетной самообеспеченности, программно-целевое бюджетирование, субъекты Российской Федерации, федеральные округа
Получено17.11.2021
Дата публикации13.12.2021
Кол-во символов21699
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 470

Оценка читателей: голосов 0

1. Агафонов В.А. (1990). Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука.

2. Арцишевский Л.Н. (2014). Государственные программы в национальной экономической стратегии: российская практика в свете зарубежного опыта. Сборник научных трудов ФБНУ «ИМЭИ» «Проблемы стратегического управления». М.: ФБНУ «ИМЭИ». С. 7–53.

3. Брагинский О.Б., Татевосян Г.М., Седова С.В., Магомедов Р.Ш. (2017). Государственные программы отраслевого и территориального развития: проблемы методологии и практики управления. Препринт # WP/2017/325. М.: ЦЭМИ РАН.

4. Бухвальд Е.М. (2012). Политика регионального развития и реформирование российской модели бюджетного федерализма // Мир перемен. № 4. С. 67–83.

5. Гребенников В.Г., Магомедов Р.Ш. (2019). Бюджетная самообеспеченность как проблема государственного программирования регионального развития // Экономика и математические методы. Т. 55. № 4. С. 68–77. DOI: 10.31857/S042473880006774-0

6. Ерзнкян Б., Магомедов Р. (2018). Блеск и нищета программирования в экономической политике развития регионов // Проблемы теории и практики управления. № 3. С. 134–141.

7. Кузнецова О.В. (2015). Экономическое развитие регионов: Теоретические и практические аспекты государственного регулирования. Изд. 6-е. М.: ЛЕНАНД.

8. Кузнецова О.В. (2017). Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. 3-е изд. М.: ЛЕНАНД.

9. Лексин В.Н., Швецов А.Н. (2012). Реформы и регионы: Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления. М.: ЛЕНАНД.

10. Лексин В.Н., Швецов А.Н. (2016). Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. Изд. стереотип. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ».

11. Полтерович В. М. (2020). Реформа государственной системы проектной деятельности, 2018–2019 годы // Terra Economicus. № 18 (1). С. 6–27. DOI: 10.18522/2073-6606-2020-18-1-6-27.

12. Тамбовцев В., Рождественская И. (2016). Программно-целевое планирование: вчера, сегодня… Завтра? // Вопросы экономики. № 6. С. 77–90.

13. Хотулев Е.Л., Наумов С.Н., Блохин А.А. (2019). Новые вызовы программно-целевого управления: поиск ответов и решений: научный доклад. М.: Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития России.

14. Фонотов А.Г. (1972). Цели, оценки, программы. Целевая стадия планирования и проблемы принятия социально-экономических решений. М.: ЦЭМИ АН СССР. C. 34–45.

15. Шаров В.Ф., Косов М.Е., Фрумина С.В. (2016). Повышение эффективности расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА.

16. Bagdigen M. (2001). Budgeting systems and their applicability in public sector. Available at: https://ssrn.com/abstract=1429403

17. Grebennikov V., Yerznkyan B., Magomedov R. (2020). Governmental programming of regional budgetary self-sufficiency. Montenegrin Journal of Economics, 16, 2 (June), 219–233. DOI: 10.14254/1800-5845/2020.16-2.16

18. Intergovernmental fiscal transfers: Principles and practice (2006). R. Boadway, A. Shah (Eds.). Washington: The World Bank. DOI: 10.1596/978-0-8213-6492-5

19. Milakovich M.E., Gordon G.J. (2009). Public administration in America. 4th ed. Boston: Wadsworth Cengage Learning.

20. OECD (2013). Investing together: Working effectively across levels of government. Paris: OECD Publishing. DOI: 10.1787/9789264197022-en. Available at: https://read.oecd-ilibrary.org/governance/investing-together_9789264197022-en#page1

21. Premchand A. (1989). Government budgeting and expenditure controls. Theory and practice. 3rd Printing. Washington: International Monetary Fund.

22. Robinson M, Last D. (2009). A basic model of performance-based budgeting. Available at: https://www.imf.org/external/pubs/ft/tnm/2009/tnm0901.pdf

23. Schick A. (2007). The federal budget: Politics, policy, process. Washington, D.C.: Brookings Institution Press.

24. The Hoover commission report on organization of the executive branch of the government (1949). Available at: https://hdl.handle.net/2027/mdp.39015043507113

25. Zoidov K.K., Jankauskas K.S., Zoidov Z.K. (2018). Modeling of the system of financial-budgetary relations of the countries of the post-soviet space in the conditions of instability. Regional problems of economic transformation, 12, 423–438.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх