Модель изменения индивидуальных мнений в группе под влиянием межличностных контактов и внешних факторов

 
Код статьиS042473880014053-7-1
DOI10.31857/S042473880014053-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: главный научный сотрудник
Аффилиация: ЦЭМИ РАН
Адрес: Москва, РФ
Должность: научный сотрудник, лаб."Математическая социология"
Аффилиация: ЦЭМИ РАН
Адрес: Москва РФ
Название журналаЭкономика и математические методы
ВыпускТом 57 Номер 1
Страницы92-104
Аннотация

В работе предложена техника компьютерного моделирования процессов формирования мнений и субъективных ценностей людей под влиянием межличностных информационных контактов и различных внешних факторов. Основой модели межличностных контактов является матрица, коэффициенты которой выражают влияние мнений одних индивидов на позиции других. Указаны свойства этих матриц, обеспечивающие устойчивость стационарных состояний систем оценок и облегчающие прогнозирование. На основе выведенных формул выполнены прогнозные расчеты по условным данным, показавшие эффективность предложенных процедур. На модельном уровне рассмотрены возможности учета влияния различных внешних факторов на мнения и оценки. Такими факторами могут быть материальные условия жизни, природные условия, СМИ, политические события и т.п. Подчеркивается, что отдельные внешние факторы могут отражать управляющие воздействия со стороны неких социальных сил, имеющих собственные цели. Предложена конкретная модель влияния на электоральное поведение, имеющая целью изменить пропорции голосов между несколькими кандидатами. В работе проанализировано влияние случайных факторов на процесс формирования мнений. Приведены формулы оценок дисперсий и математических ожиданий для возможных прогнозов, а также выполнены соответствующие расчеты для описанной модели. Отмечается, что практическое использование описанных методов требует наличия данных официальной статистики и проведения серьезных социологических опросов.

Ключевые словасубъективные оценки, коэффициенты взаимовлияний, разностные уравнения, стационарные состояния, внешние воздействия, случайные факторы, электоральное поведение, управление общественным мнением
Получено25.03.2021
Дата публикации29.03.2021
Кол-во символов31189
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 3, всего просмотров: 743

Оценка читателей: голосов 0

1. Гаврилец Ю.Н., Тараканова И.В. (2018). Компьютерный анализ качественных особенно-стей формирования социально-идеологической структуры социума // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 11. № 1. С. 116–131.

2. Гаврилец Ю.Н., Тараканова И.В. (2019). Оптимизация информационного влияния при ог-раниченных ресурсах // Вестник ЦЭМИ. Вып. 2.

3. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. (2010). Социальные сети: модели инфор-мационного влияния управления и противоборства. М.: Физматлит.

4. Ланкастер К. (1972). Математическая экономика. М.: Советское радио.

5. Луман Н. (2005). Реальность медиа. М.: Праксис.

6. Михайлов А.П., Петров А.П., Маревцева Н.А., Третьякова И.В. (2014). Развитие модели распространения информации в социуме. В сб.: «Математическое моделирование». Т. 26. № 3. С. 65–74.

7. Прончева О.Г. (2016). Влияние степени поляризации общества на исход информационного противоборства. Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша. № 75. С. 29.

8. Фантаццини Д., Шаклеина М.В., Юрас Н.А. (2018). Big Data в определении социального самочувствия населения России // Прикладная эконометрика. Т. 50. С. 43–66.

9. Calabuig V., Olcina G., Panebianco F. (2017). The dynamics of personal norms and the determi-nants of cultural homogeneity. Rationality and Society, 29 (3), 322–354.

10. Gavrilets Y., Kudrov A., Tarakanova I. (2020). Optimization of the media messages structure for recruiting supporters. In: 50th International Scientific Conference on Economic and Social Development, 257–263.

11. Kimbroug E.O., Vostroknutov A. (2016). Norms make preferences social. Journal of the Euro-pean Economic Association, 14, 608–638.

12. Roos P., Gelfand M., Nau D., Lun J. (2015). Societal threat and cultural variation in the strength of social norms: An evolutionary basis. Organizational Behavior and Human Decision, Processes, 129, 14–23.

13. Tankard M.E., Paluck E.L. (2016). Norm perception as a vehicle for social change. Social Issues and Policy Review, 10, 181–211.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх