Эффект стратегического подхода при динамическом ценообразовании на сетевые блага

 
Код статьиS042473880009218-8-1
DOI10.31857/S042473880009218-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: руководитель научного направления
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Москва, Нахимовский проспект, 47
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Нахимовский проспект, д.47
Название журналаЭкономика и математические методы
ВыпускТом 56 Номер 2
Страницы20-31
Аннотация

Статья посвящена моделированию и сопоставительному анализу вариантов динамического ценоообразования на рынках сетевых благ. Модель дуопольного рынка охватывает производство таких благ и использует логистические функции для учета их специфики. Результаты применения различных вариантов динамического ценообразования, параметры оптимумов Парето, равновесия Нэша устанавливаются на основании численных экспериментов на модели. В качестве стратегического подхода к динамическому ценообразованию рассматривается поиск дуополистами таких ценовых траекторий, которые обеспечивают максимизацию чистого приведенного дохода за длительный период времени. Показано, что ценообразование, подчиняющее динамику цен пошаговой максимизации текущих доходов, в итоге обеспечивает конкурентам худшие результаты, чем даже довольно грубый вариант стратегической оптимизации динамического ценообразования, когда на всей ценовой последовательности сохраняется одно и то же соотношение цены и текущей полезности блага. Значительно лучше специфика рынка сетевых благ: необходимость формирования критической массы покупателей учитывается при стратегическом ценообразовании, предусматривающем изменение этого соотношения по мере развития этого рынка. Отмечается, что согласованное поведение обеспечивает дуополистам более высокие чистые приведенные доходы, чем конкурентное поведение в равновесии Нэша.

Ключевые словасетевые блага, динамическое ценообразование, логистические функции, дуополия, оптимум Парето, равновесие Нэша, компьютерный эксперимент.
Получено12.04.2020
Дата публикации11.06.2020
Кол-во символов28934
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 798

Оценка читателей: голосов 0

1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Дементьев В.Е., Устюжанина Е.В. (2019). Сравнительный анализ стратегий динамического ценообразования на рынках сетевых блaг в случаях монополии и предконкурентного стратегического альянса // Экономика и математические методы. Vol. 55. № 1. C. 16-31.

3. Дементьев В.Е., Евсюков С.Г., Устюжанина Е.В. (2020). О важности стратегического подхода при ценообразовании на рынках сетевых благ // Журнал Новой экономической ассоциации (в печати).

4. Евсюков С.Г., Сигарев А.С., Устюжанина Е.В. (2016). Модель динамического ценообразования на рынке сетевых благ в условиях монополии поставщика // Финансовая аналитика: проблемы и решения. Т. 30. № 312. C. 2–18.

5. Adida E., Perakis G. (2010). Dynamic pricing and inventory control: uncertainty and competition. Operations Research, 58, 2, 289–302.

6. Aghion P., Paz Espinosa M., Jullien B. (1993). Dynamic duopoly with learning through market experimentation. Economic Theory, 3, 3, 517–539.

7. Baptista R. (1999). The diffusion of process innovations: A selective review. International Journal of the Economics of Business, 6, 1, 107–129.

8. Bass M. (1969). A new product growth for model consumer durables. Management Science, 15, 5, 215–227.

9. Besbes O., Lobel I. (2015). Intertemporal price discrimination: Structure and computation of optimal policies. Management Science, 61, 1, 92–110.

10. Bitran G.R., Caldentey R. (2003). An overview of pricing models for revenue management. Manufacturing & Service Operations Management, 5, 3, 203–229.

11. Boer A. den (2015). Dynamic pricing and learning: Historical origins, current research, and new directions. Surveys in Operations Research and Management Science, 20, 1, 1–18.

12. Brynjolfsson E., Kemerer C.F. (1996). Network externalities in microcomputer software: An econometric analysis of the spreadsheet market. Management Science, 42, 12, 1627–1647.

13. Cabral L. (2011). Dynamic Price Competition with Network Effects. Review of Economic Studies. Oxford University Press, 78, 1, 83–111.

14. Chen Y.M., Jain D.C. (1992). Dynamic monopoly pricing under a Poisson-type uncertain demand. The Journal of Business, 65 (4), 593–614.

15. Chenavaz R., Carrier L.P., Etienne L., Paraschiv C. (2011). Dynamic pricing in management science. Journal of Economics Studies and Research, Article ID 283281.

16. Clarke F., Darrough M.N., Heineke J. (1982). Optimal pricing policy in the presence of experience effects. The Journal of Business, 55, 4, 517–530.

17. Clarke G., Dolan R.J. (1984). A simulation analysis of alternative pricing strategies for dynamic environments. The Journal of Business, 57, 1, 179–200.

18. Deksnyte I., Lydeka Z. (2012) Dynamic pricing and its forming factors. International Journal of Business and Social Science, 3, 23, 213–220.

19. Economides N., Mitchell M., Skrzypacz A. (2004). Dynamic oligopoly with network effects. Available at: http://www.stern.nyu.edu/networks/Dynamic_Duopoly_with_Network_Effects.pdf

20. Elmaghraby W., Keskinocak P. (2003). Dynamic pricing in the presence of inventory considerations: Research overview, current practices, and future directions. Management Science, 49, 10, 1287–1309.

21. Goansch J., Klein R., Neugebauer M., Steinhardt C. (2013). Dynamic pricing with strategic customers. Journal of Business Economics, 83, 5, 505–549.

22. Gonsch J., Klein R., Steinhardt C. (2009). Dynamic Pricing — State-of-The-Art. Zeitschrift fur Betriebswirtschaft, Erganzungsheft 3 “Operations Research in der Betriebswirtschaft, 1–40.

23. Jing B. (2003). Market segmentation for information goods with network externalities. Information Systems Working Papers Series. Available at: https://ssrn.com/abstract=1281325

24. Kalish S. (1983). Monopolist pricing with dynamic demand and production cost. Marketing Science, 2, 2, 135–159.

25. Kamrad B., Lele S.S., Siddique A., Thomas R.J. (2005). Innovation diffusion uncertainty, advertising and pricing policies. European Journal of Operational Research, 164, 3, 829–850.

26. Katz M.L., Shapiro C. (1985). Network externalities, competition, and compatibility. American Economic Review, 75, 3, 424–440.

27. Katz M.L., Shapiro C. (1986). Technology adoption in the presence of network externalities. The Journal of Political Economy, 94, 4, 822–841.

28. Makhdoumi A., Malekian A., Ozdaglar A.E. (2017). Strategic Dynamic Pricing with Network Effects. Rotman School of Management Working Paper No. 2980109.

29. Meade N., Islam T. (2006). Modelling and forecasting the diffusion of innovation — a 25-year review. International Journal of Forecasting, 22, 3, 519–545.

30. Perakis G., Sood A. (2006). Competitive multi-period pricing for perishable products: a robust optimization approach. Mathematical Programming, 107, 1, 295–335.

31. Raman K., Chatterjee R. (1995). Optimal monopolist pricing under demand uncertainty in dynamic markets. Management Science, 41, 1, 144–162.

32. Robinson B., Lakhani C. (1975). Dynamic price models for new-product planning. Management Science, 21, 10, 1113–1122.

33. Shapiro C., Varian H.R. (2013). Information rules: a strategic guide to the network economy. Harvard Business Review Press, Brighton.

34. Tuinstra J. (2004). A price adjustment process in a model of monopolistic competition. International Game Theory Review, 6, 3, 417–442.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх