Толстовские мотивы в постреволюционной этике С.Л. Франка

 
Код статьиS023620070000729-8-1
DOI10.31857/S023620070000729-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: СПбГУ
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек
ВыпускВыпуск №5
Страницы126-139
Аннотация

Этическая доктрина С.Л. Франка, изложенная в работах “Крушение кумиров” и “Смысл жизни”, по всем основным пунктам совпадает с поздними религиозно-этическими взглядами Л.Н. Толстого. Негативные оценки толстовства в работах Франка являются следствием распространенного в эмиграции убеждения, что великий русский писатель ответствен за большевистскую революцию. На деле же его учение можно признать подлинно христианским, очищенным от исторических искажений. Единственное существенное различие между учением Толстого и учением Франка как оно представлено в его работах 1920–1930-х годов, по мнению автора, заключается в следующем. В противоположность Толстому, который прекрасно понимал, что его религиозная доктрина отрицает церковь как земной институт, претендующий на “управление” нашим отношением к Богу, Франк делаетвид, будто его понимание религии непосредственно согласуется с церковной организацией и ведет к ней. Это нужно признать абсолютной иллюзией, которую невозможно оправдать. Всякий последовательный мыслитель, пытающийся усмотреть глубокую истину христианства за его искаженными и ложными историческими формами, неизбежно приходит к учению, которое безусловно несовместимо с исторической церковью, поскольку оно задает непосредственное единство человека с Богом и делает ненужной посредническую роль церкви. В своих ранних работах Франк прекрасно осознавал этот факт, но когда в эмиграции он ясно выразил христианскую истину и пришел в согласие не только с Толстым, но со мно жеством великих мыслителей в истории, он проявил слабость и поддался давлению эмигрантской среды, которая причастность православной церкви считала обязательным условием общего признания.

Ключевые словаС.Л. Франк, Л.Н. Толстой, христианское учение, “Крушение кумиров”, “Смысл жизни”, большевистская революция.
Дата публикации29.10.2018
Кол-во символов1695
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Здесь будет статья

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2052

Оценка читателей: голосов 0

1. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л. Толстого // Л.Н. Толстой: pro et contra. СПб.: Изд-во РХГА, 2000. С. 243–263.

2. Евлампиев И.И. О философских основаниях религиозных воззрений Ф. Достоевского и Л. Толстого // Достоевский и мировая культура. Вып. 35. СПб.: Серебряный век, 2017. С. 289–312.

3. Толстой Л.Н. Дневники и записные книжки 1904–1906 // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М.; Л.: Худ. лит., 1928–1958. Т. 55. С. 3–291.

4. Толстой Л.Н. О жизни // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М.;Л.: Худ. лит., 1928–1958. Т. 26. С. 313–442.

5. Толстой Л.Н. Путь жизни // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М.; Л.: Худ. лит., 1928–1958. Т. 45. С. 13–497.

6. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 13–146.

7. Франк С.Л. Крушение кумиров // Франк С.Л. Соч. М.: Правда, 1990. С. 113–180.

8. Франк С.Л. Нравственное учение Л.Н. Толстого (К 80-летнему юбилею Толстого 28 августа 1908 г.) // Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. С. 432–440.

9. Франк С.Л. Памяти Льва Толстого // Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. С. 445–455

10. Франк С.Л. Религия и культура (по поводу новой книги Д.С. Мережковского) // Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. С. 529–535.

11. Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. С. 147–215.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх