Практики самопомощи обучающихся в периоде «становящейся взрослости» в условиях пандемии COVID-2019 и их связь с субъективным благополучием

 
Код статьиS023620070027358-0-1
DOI10.31857/S023620070027358-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, 101000 Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Адрес: Российская Федерация, 101000 Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Аффилиация: Благотворительный Фонд «Школы Мира»
Адрес: Российская Федерация, 125009 Москва, Романов пер., д. 4, стр. 2
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 34 Выпуск №4
Страницы149-169
Аннотация

Статья посвящена изучению практик самопомощи обучающихся в условиях пандемии COVID-19 и их связи с субъективным благополучием личности в период «становящейся взрослости». Высокие нагрузки этого периода жизни в сочетании с психическим напряжением, вызванным пандемией, предъявляют особые требования к стратегиям совладания. В работе проверялось предположение о том, что практики самопомощи в трудных жизненных ситуациях будут разными в зависимости от уровня субъективного благополучия обучающихся. В исследовании приняло участие 279 респондентов в возрасте от 16 до 29 лет (M=21,6, SD=3,45), из которых 78 мужчин и 201 женщина (студенты колледжа, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры). Использовались методика «Спектр психического здоровья», а также открытый вопрос об используемых практиках самопомощи. В результате исследования были выделены шесть категорий: «практики самоподдержки и опора на себя»; «социальная поддержка: «значимые» другие и люди, находящиеся в такой же ситуации»; «институциональная поддержка: педагоги и менторы»; «психологическая помощь: психотерапевты и службы»; «контекстно обусловленные и ситуативные факторы» и «отсутствие потребности в получении помощи». При этом различия между группами респондентов с высоким и низким уровнем субъективного благополучия не являются статистически значимыми по всем выделенным категориям, кроме «институциональная поддержка: педагоги и менторы», частотность которой преобладает у более благополучных респондентов. Результаты исследования могут быть использованы в тренингах и программах по повышению уровня субъективного благополучия обучающихся и разработке программ поддержки в совладании с трудностями, возникающими в ходе обучения.

Ключевые словасубъективное благополучие, стресс, трудные жизненные ситуации, практики самопомощи, «становящаяся взрослость», обучающиеся, пандемия COVID-19
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-513-05014
Получено03.09.2023
Дата публикации03.09.2023
Кол-во символов27109
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 145

Оценка читателей: голосов 0

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях:переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3–18.

2. Аракелов Г.Г., Аршинова В.В., Жданова Г.Е. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества // Психологическая наука и образование. 2008. Т. 13, № 2. С. 52–60.

3. Битюцкая Е.В. Трудная жизненная ситуация: критерии когнитивного оценивания // Психологическая наука и образование. 2007. №4. С. 87–93.

4. Григорьева М.В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения // Психологическая наука и образование. 2009. № 2. С. 41–45.

5. Клементьева М.В. «Подлинное Я» как предиктор формирующейся взрослости студентов // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 3. С. 64–74.

6. Маленова А.Ю., Маленов А.А., Федотова Е.Е. Структура субъективного благополучия и ее гендерные особенности у студенческой молодежи // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 3. С. 22–33.

7. Матюшкина Е.Я. Учебный стресс у студентов при разных формах обучения // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24, № 2. С. 47–63. DOI: 10.17759/cpp.2016240204

8. Нартова-Бочавер С.К., Бардадымов В.А., Ерофеева В.Г., Хачатурова М.Р., Хачатрян Н.Г. Трудные жизненные ситуации обучающейся молодежи // Вопросы образования. 2023 (в печати).

9. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного бла¬гополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 117–142.

10. Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Особенности взаимосвязи осознанной саморегуляции, субъективного благополучия и академической успеваемости у младших школьников // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12, №. 3. С. 164–175.

11. Хачатурова М.Р. Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследований // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. №3. С. 160–169.

12. Arnett J.J. Emerging adulthood: What is it, and what is it good for? Child Development Perspectives. 2007. Vol. 1, № 2. P. 68–73.

13. Arnett J.J. Presidential address: The emergence of emerging adulthood: A personal history. Emerging Adulthood. 2014. Vol. 2, N 3. P. 155–162. DOI: 10.1177/2167696814541096

14. Beiter R., Nash R., McCrady M., Rhoades D., Linscomb M., Clarahan M., Sammut S. The prevalence and correlates of depression, anxiety, and stress in a sample of college students. Journal of Affective Disorders. 2015. Vol. 173. P. 90–96.

15. Bhattacharya A., Mehrotra S., Bhola P. Challenges to Mental Well-being, Perceived Resources, and Felt Needs During COVID-19 Among College Youth in India. Online Journal of Health and Allied Sciences. 2022. Vol. 21, N 1(4). URL: https://www.ojhas.org/issue81/2022-1- 4.html (date of access: 10.03.2023).

16. Chy S. Emerging Adulthood: Impacts of Adult Care on Education, Work, and Well-Being. Emerging Adulthood. 2023.

17. Cutuli D. Cognitive reappraisal and expressive suppression strategies role in the emotion regulation: an overview on their modulatory effects and neural correlates. Frontiers in systems neuroscience. 2014. Sep 19; 8: 175.

18. Daly M., Robinson E. Psychological distress and adaptation to the COVID-19 crisis in the United States. Journal of Psychiatric Research. 2020. Vol. 136. P. 603–609.

19. Diener E. Subjective well-being. Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95, N 3. P. 542–575.

20. Diener E., Lucas R.E., Scollon C.N. Beyond the hedonic treadmill: revising the adaptation theory of well-being. Am Psychol. 2006. Vol. 61, N 4. P. 305–314.

21. Galanaki E., Sideridis G. Dimensions of Emerging Adulthood, Criteria for Adulthood, and Identity Development in Greek Studying Youth: A Person-Centered Approach. Emerging Adulthood. 2019. Vol. 7, N 6. P. 411–431.

22. Harms P. D., Brady L., Wood D., Silard A. Resilience and well-being. In E. Diener, S. Oishi, & L. Tay (Eds.), Handbook of well-being. Salt Lake City, UT: DEF Publishers. 2018.

23. Hsieh H.F, Shannon S.E. Three Approaches to Qualitative Content Analysis. Qualitative Health Research. 2005. Vol. 15, N 9. P. 1277–1288.

24. Hurst C.S., Baranik L.E., Daniel F. College student stressors: A review of the qualitative research. Stress and Health. 2013. Vol. 29, N 4. P. 275–285. DOI: 10.1002/smi.2465

25. Kalisch R., Baker D.G., Basten U., Boks M.P. et al. The resilience framework as a strategy to combat stress-related disorders. Nature Human Behaviour. 2017. Vol. 1, N 11. P. 784–790.

26. Kansky J., Diener E. Benefits of Well-Being: Health, Social Relationships, Work, and Resilience. Journal of Positive Psychology and Wellbeing. 2017. Vol. 1, N 2. P. 129–169.

27. Kern M.L., Waters L.E., Adler A., White M.A. A multidimensional approach to measuring well-being in students: Application of the PERMA framework. The Journal of Positive Psychology. 2015. Vol. 10, N 3. P. 262–271.

28. Keyes C.L.M. Social well-being. Social Psychology Quarterly. 1998. Vol. 61, N 2. P. 121–140.

29. Lopez-Zafra E., Ramos-Alvarez M.M., El Ghoudani K., Luque-Reca O. et al. Social Support and Emotional Intelligence as Protective Resources for Well-Being in Moroccan Adolescents. Frontiers in Psychology. 2019.

30. Marks D.F., Yardley L. (ed.). Research methods for clinical and health psychology. Sage, 2004.

31. Marroquin B., Vine V., Morgan R. Mental health during the COVID-19 pandemic: Effects of stay-at-home policies, social distancing behavior, and social resources. Psychiatry Research. 2020. Vol. 293, 113419.

32. Mayring P. Qualitative content analysis: Demarcation, varieties, developments. Forum: Qualitative Social Research. Freie Universität Berlin. 2019. Vol. 20, N 3. P. 1–26.

33. Prati G., Pietrantoni, L. Optimism, social support, and coping strategies as factors contributing to posttraumatic growth: A meta-analysis. Journal of Loss and Trauma. 2009. Vol. 14, N 5. P. 364–388.

34. Preetz R., Filser A., Brömmelhaus A., Baalmann T., Feldhaus, M. Longitudinal Changes in Life Satisfaction and Mental Health in Emerging Adulthood During the COVID-19 Pandemic. Risk and Protective Factors. Emerging Adulthood. 2021. Vol. 9, N 5. P. 602–617.

35. Priestley M., Hall A., Wilbraham S.J., Mistry V. et al. Student perceptions and proposals for promoting wellbeing through social relationships at university. Journal of Further and Higher Education. 2022. Vol. 46, N 9. P. 1243–1256.

36. Rosen J.A., Glennie E.J., Dalton B.W. et al. Noncognitive skills in the classroom: new perspectives on educational research. RTI Press, 2004.

37. Rueger S.Y., Malecki C.K., Pyun Y., et al. A Meta analytic review of the association between perceived social support and depression in childhood and adolescence. Psychological Bulletin. 2016. Vol. 142, N 10. P. 1017–1067.

38. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69, N 4. P. 719–727.

39. Salari N., Hosseinian-Far A., Jalali R., Vaisi-Raygani A. et al. Prevalence of stress, anxiety, depression among the general population during the COVID-19 pandemic: A systematic review and meta-analysis. Globalization and Health. 2020. Vol. 16, N 1. P. 57.

40. Schueller S.M., Parks A.C. The science of self-help: Translating positive psychology research into increased individual happiness. European Psychologist. 2014. Vol. 19, N 2. P. 145–155.

41. Sheldon K.M., Lyubomirsky S. Revisiting the Sustainable Happiness Model and Pie Chart: Can Happiness Be Successfully Pursued? The Journal of Positive Psychology. 2019. P. 1–10.

42. Szkody E., Stearns M., Stanhope L., McKinney C. Stress‐buffering role of social support during COVID‐19. Family Process. 2020. Advance online publication. DOI: https://doi.org/10.1111/famp.12618.

43. United Nations Children’s Fund (UNICEF). The State of the World’s Children 2021: On My Mind – Promoting, protecting and caring for children’s mental health, UNICEF, New York, October 2021. URL: https://www.unicef.org/media/114636/file/SOWC-2021-full-report-English.pdf (date of access: 10.03.2023)

44. Van den Berg Y.H. M., Burk W.J., Cillessen A.H.N., Roelofs K. Emerging Adults’ Mental Health During the COVID-19 Pandemic: A Prospective Longitudinal Study on the Importance of Social Support. Emerging Adulthood. 2021. Vol. 9, N 5. P. 618–630.

45. Vindegaard N., Benros M.E. COVID-19 pandemic and mental health consequences: Systematic review of the current evidence. Brain, Behavior, and Immunity. 2020. Vol. 89. P. 531–542.

46. Wang C., Pan R., Wan X., Tan Y., et al. A longitudinal study on the mental health of general population during the COVID-19 epidemic in China. Brain, Behavior, and Immunity. 2020. Vol. 87. P. 40–48.

47. Witt A., Ordonez A., Martin A., et al. Child and adolescent mental health service provision and research during the COVID-19 pandemic: Challenges, opportunities, and a call for submissions. Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. 2020. Vol. 14. P. 1–4.

48. Xiong J., Lipsitz O., Nasri F., Lui L.M.W., et al. Impact of COVID-19 pandemic on mental health in the general population: A systematic review. Journal of Affective Disorders. 2020. Vol. 277. P. 55–64.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх