В.И. Ламанский: цивилизации и война языков

 
Код статьиS023620070024834-4-1
DOI10.31857/S023620070024834-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, 199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7–9
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 34 Выпуск №1
Страницы130-148
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы языка и войны в цивилизационной концепции слависта академика В.И. Ламанского (1833– 1914). На основе архивных документов прослеживается отношение Ламанского к Крымской войне и Русско-турецкой войне 1877–1879 годов. Приводятся его оценки военно-политических событий. Отмечается, что политико-географическое учение Ламанского, сформулированное в трактате «Три мира Азийско-Европейского материка» (1892) и в более ранних работах, было развитием славянофильских идей и включало положения, впоследствии развитые евразийцами. Указывается, что он давал не только географическое, но и лингвистическое определение цивилизациям, в частности, полагал, что цивилизационные миры скрепляются общим языком (всемирно-историческим языком). Согласно концепции Ламанского, сформулировавшему учение о языковой гегемонии, на смену противостоянию, в том числе военному, народов и государств, приходит конкуренция всемирно-исторических языков. В Европе, полагал он, между собой ведут борьбу три романских (французский, итальянский и испанский) и два германских (английский и немецкий) языка. Из них только испанский и английский языки, благодаря обширным колониям Великобритании и бывшим колониям Испании, смогут сохранить всемирно-историческое значение. Со временем, предполагал он, даже бывшие колонии Испании в Южной Америке могут перейти под власть англосаксов, а центр западного мира сместиться в Новый Свет. В Среднем мире или греко-славянском мире у русского языка нет конкурентов, поэтому он должен статья общим литературным, научным и дипломатическим языком, объединяющим народы Среднего мира в цивилизационное единство. Язык выступает главной геополитической силой, посредством которой сначала формируется культурное, а в перспективе и политическое единство. Исходя из философско-исторического анализа противоречий между романо-германским и греко-славянским мирами, Ламанский приходил к выводу о неизбежности грядущей мировой войны.

Ключевые словацивилизация, политическая география, язык, Ламанский, греко-славянский мир, Европа, война
Получено28.03.2023
Дата публикации30.03.2023
Кол-во символов32150
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 224

Оценка читателей: голосов 0

1. Безлепкин Н. От словологии к философии языка: эволюция лингвофилософских учений в России // Философский полилог: журнал Международного центра изучения русской философии. 2020. № 1. С. 139–156.

2. Волан Г. де Очерки прошлого // Голос минувшего. 1914. № 4. С. 122–153.

3. Грот К.Я. Владимир Иванович Ламанский. Пг.: Тип. Т-ва А.С. Суворина, 1915.

4. Ламанский В.И. Кирилло-Мефодиевская идея // Известия С.-Петербургского славянского благотворительного общества. 1885. № 4. С. 208–212.

5. Ламанский В.И. Лекции по славянским наречиям, читанные профессором С.-Петербургского университета В.И. Ламанским за 1880–1881 акад. год [СПб.:]. Литография Гробовой. Б. г.

6. Ламанский В.И. Три мира Азийско-Европейского материка. СПб.: Типо-хромолитография А. Траншеля, 1892.

7. Лаптева Л. П. История славяноведения в России в XIX в. М.: Индрик, 2005.

8. Лаптева Л. П. Владимир Иванович Ламанский (1833–1914) и его ученики // Славяноведение. 2014. № 6. С. 82–96.

9. Князев Г. Предисловие // Ламанский В.И. Три мира Азийско-Европейского материка. Пг.: Тип. А.С. Суворина — «Новое время», 1916. С. III–XX.

10. Куприянов В.А. Россия и Европа в раннем и позднем славянофильстве (А.С. Хомяков И В.И. Ламанский) // Соловьевские исследования. 2018. № 2 (58). С. 21-33.

11. Медоваров М.В., Снежницкая С.И. Раскол среди поздних славянофилов и роль В.И. Ламанского в нем (1887–1897 гг.) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2019. № 5. С. 38–47.

12. Первые 15 лет существования С.-Петербургского славянского благотворительного общества (бывший Петербургский отдел славянского благотворительного комитета в Москве) по протоколам общих собраний его членов, состоявшимся в 1868–1883 гг. СПб.: типография А.М. Котомина и Ко, 1883.

13. Робинсон М.А. Судьбы академической элиты: отечественное славяноведение (1917 – начало 1930-х годов). М.: Индрик, 2004.

14. Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН (РО ИРЛИ РАН). Ф. 3. Оп. 4. Ед. хр. 323.

15. РО ИРЛИ РАН. Ф. 45. Оп. 3. Ед. хр. 467.

16. РО ИРЛИ РАН. Ф. 166. Оп. 3. № 615.

17. РО ИРЛИ РАН. Ф. 340. Оп. 2. № 33.

18. Sankt-Peterburgskij filial arxiva RAN [St. Petersburg Branch of Archive of Russian Academy of Sciences] (SPbF ARAN). F. 35. Op. 1. Ed. xr. 1.

19. SPbFA RAN. F. 35. Op. 1. Ed. xr. 44.

20. SPbF ARAN. F. 35. Op. 1. Ed. xr. 1309.

21. SPbF ARAN. F. 35. Op. 3. Ed. xr. 2.

22. SPbF ARAN. F. 35. Op. 3. Ed. xr. 3.

23. Саприкина О. В. Академик В.И. Ламанский (1833–1914): научное наследие и общественная деятельность. Автореф. дис. … к. ист. н. М., 2004.

24. Семенов-Тян-Шанский В.П. Владимир Иванович Лиманский как антропогеограф и политикогеограф // Живая старина. 1915. Вып. I–II. С. 9–20.

25. Тяпин И.Н. Проблема исторического возраста России в концепции О. Шпенглера в контексте влияния Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева // Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии. 2019. № 2. С. 37–45.

26. Шиповалова Л.В. Идея соборности А.С. Хомякова: трансформация смысла в разных контекстах // Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии. 2019. №1. C. 53–66.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх