Понимание в сфере социальной коммуникации как ментальная технология

 
Код статьиS023620070024827-6-1
DOI10.31857/S023620070024827-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник
Аффилиация: Институт социологии ФНИСЦ РАН
Адрес: Российская Федерация, 117218 Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 34 Выпуск №1
Страницы51-67
Аннотация

В центре внимания — ментальные технологии (приемы, способы, навыки), которые использует сознание (ум) для понимания в сфере социальной коммуникации. В соответствии с ключевыми положениями семиосоциопсихологической концепции, в русле которой проводилось исследование, успешность понимания в сфере социальной коммуникации связывается с такими технологиями, которые позволяют «видеть» в любом целостном, завершенном коммуникативном акте латентные многоуровневые структуры, вершиной которых является авторская интенция, или константный смысл. Проведенная на протяжении нескольких десятилетий серия исследований с использованием метода мотивационно-целевого анализа позволила обозначить параметры групп людей, различающихся качеством понимания константных смыслов при восприятии целостных, завершенных произведений. Обнаружена также взаимосвязь между качеством понимания интенции автора и виртуальными формами, посредством которых сознание «осваивает» воспринимаемое произведение: от широко распространенных линейных до более редких многоуровневых, объемных. Зафиксированный факт разного качества понимания в сфере социальной коммуникации позволил провести аналогию с теорией коллективного бессознательного и феноменом архетипов в трактовке Г.К. Юнга. В обществе действительно «живут» различные ментальные технологии, которые используют большие группы людей, что влияет на особенности их социализации и социальной адаптации и в целом на тенденции и вектор социально значимых процессов. Благодаря разработкам российской академической науки навыки понимания в сфере социальной коммуникации поддаются совершенствованию, проведенные эксперименты показывают положительную динамику.

Ключевые словапонимание, социальная коммуникация, смысл, семиосоциопсихология, интенция, метод мотивационно-целевого анализа, ментальные технологии, сознание, архетипы Юнга, социальная адаптация
Получено28.03.2023
Дата публикации30.03.2023
Кол-во символов29304
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 174

Оценка читателей: голосов 0

1. Абушенко В.Л. Понимание // Социология. Энциклопедия / cост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Мн.: Книжный Дом, 2003.

2. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики / пер. с фр. М.А. Шаталова, О.П. Шаталовой. М.: Советское радио, 1970.

3. Адамьянц Т.З. Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания // Общественные науки и современность. 2014. № 4. С. 121–131.

4. Адамьянц Т.З. Массовое социоментальное развитие: миф или реальная возможность? // Общественные науки и современность. 2012. № 1. С. 27–38.

5. Адамьянц Т.З. Задачи и методы социоментального развития современной молодежи // Мир психологии. 2017. №1 (89). С. 69-78.

6. Александер Дж., Смит Ф. Сильная программа в культурсоциологии // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9, № 2. С. 11–30.

7. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем. М.И. Левиной. М.: Прогресс, 1990. С. 602–643.

8. Гуссерль Э. Амстердамские доклады II // Логос. 1994. № 5. C. 7–24.

9. Дильтей В. Описательная психология / пер. с нем. СПб.: Алетейя, 1996.

10. Дридзе Т.М. Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах: в 2 кн. Кн. 1. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2000. С. 5–42.

11. Дридзе Т.М. От герменевтики к семиосоциопсихологии: от «творческого» толкования текста к пониманию коммуникативной интенции автора // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах: в 2 кн. Кн. 2. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2000. С. 115–137.

12. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984.

13. Знаков В.В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М.: Институт психологии РАН, 2007.

14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

15. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2019.

16. Луман Н. Общество как социальная система / пер. с нем. А. Антоновского. М.: Логос, 2004.

17. Пуанкаре А. Математическое творчество // Вестник опытной физики и элементарной математики (В.О.Ф.Э.М.). 1909. Вып. 483. С. 57–63.

18. Рикер П. Модель текста: осмысленное действие как текст / пер. с англ. А. Борисенковой // Социологическое обозрение. 2008. Т. 7, № 1. С. 25–43.

19. Толстой Л.Н. Педагогические статьи 1860–1863 гг. // Полное собрание сочинений. Т. 8. М.: Художественная литература, 1936.

20. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В.П. Визгина, Н.С. Автономовой. СПб.: А-cad, 1994.

21. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / пер. с нем. и англ. В.Г. Николаева, С.В. Ромашко, Н.М. Смирновой. М.: РОССПЭН, 2004.

22. Юнг К.Г. Бог и бессознательное / пер. с нем. Т. Ребеко, В. Териной. М.: Олимп, 1998.

23. Gadamer H.-G. Philosophical Hermeneutics, transl. and ed. by D.E. Linge. Berkeley: Univ. of California Press, 1976.

24. Oevermann U., Allert T., Konau E., Krambeck J. Structures of Meaning and Objective Hermeneutics. Modern German Sociology, ed. by V. Meja, D. Misgeld. New York: Columbia Univ. Press, 1987.

25. Peirce Ch. Collected Papers. Vol. 6. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard Univ. Press, 1956.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх