Ценностно-смысловые основания мистического опыта

 
Код статьиS023620070022798-4-1
DOI10.31857/S023620070022798-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский университет дружбы народов
Адрес: Российская Федерация, 117198 Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 33 Выпуск №5
Страницы178-191
Аннотация

С позиций теории деятельности анализируются ценностно-смысловые основания мистического опыта. Показано, что такие основания в конечном счете определяются потребностно-мотивационной сферой сознания, которая, с одной стороны, несет активность, энергетику субъекта, а с другой — придает смысл деятельности субъекта, выполняет регулирующую функцию. Эта двойственность отражается в двух группах ценностно-смысловых установок, которые пронизывают духовный мир субъекта, определяют основания форм сознания, в том числе мистического опыта. В первой группе реальностью выражена зависимость субъекта от внешних элементов (природных и социальных) его жизненного мира, во второй — волевое стремление субъекта превратить такие элементы во внутренние условия своего существования, «обрести» их, гармонизировать свои отношения с миром, преодолеть зависимость от него. Мистический опыт реализует потребность в снятии отчуждения человека от мира, в немедленной, «здесь и сейчас», гармонизации его отношений с природной и социальной средой, придании базовых смыслов существованию собственного Я. Такая персонализированная потребность порождается сложным взаимодействием социально-культурных, личностно-психологических, психиатрических, экологических, гендерных факторов, воздействием нейростимуляторов и т.д. Мистический опыт выполняет функцию мотивации деятельности по «присвоению» потусторонней реальности. Мотивационная основа объясняет такие его существенные черты, как обобщенная наглядная образность, невозможность ее однозначных интерпретаций, волевая интенциональность, импровизационность, творческий, обновленческий потенциал (в границах чувственно-эмоционального переживания мира субъектом) и др. Основные из них присущи и фольклорному творчеству, что позволяет рассматривать мистический опыт как «превращенную» форму фольклорного творчества, которое принципиально ограничено обыденным сознанием с его догматизмом, претензиями на самоочевидность в областях, где требуется развитое научно-теоретическое мышление. В истории культуры ценностно-смысловые основания мистического опыта формируются в эпоху трансформации первобытной мифологии в фольклор, в ходе жанровой дифференциации последнего на границах с религиозным сознанием.

Ключевые словамистика, знание, смыслы, ценности, опыт, эмоции, экстаз, мотивация, фольклор, потребности
Получено08.11.2022
Дата публикации09.11.2022
Кол-во символов25687
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 214

Оценка читателей: голосов 0

1. Аникеев П. Мистицизм в эпоху Александра I. М.: Типо-литогр. И. Ефимова, 1912.

2. Андерхилл Э. Мистицизм: Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человека / пер. с англ. Д. Веденова, В. Грачова, М. Добровольского, В. Локая, А. Мищенко. Киев: София, 2000.

3. Гурджиев Г.И. Взгляды из реального мира: Записи бесед и лекций Гурджиева. М.: Энигма, 2012.

4. Гроф С. Области человеческого бессознательного: Oпыт исследований с помощью ЛСД / пер. с англ. А. Пушко. М.: МТМ, 1994.

5. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / пер. с англ. В.Г. Малахиевой-Мирович, М.В. Шик. М.: Наука, 1993.

6. Кайуа Р. Миф и человек: Человек и сакральное / пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2003.

7. Кастанеда К. Учение Дона Хуана: Путь знания индейцев яки. Отдельная реальность / пер. с исп. М. Добровольского, А. Сидерского // Кастанеда К. Сочинения: в 5 т. Т. 1, кн. 1–2. М.: София, 2021.

8. Леви-Строс К. Неприрученная мысль // Леви-Строс К. Первобытное мышление / пер. с фр., вступ. ст. и примеч. А.Б. Островского. М.: Республика, 1994. С. 111–336.

9. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

10. Малиновский Б. Балома: духи мертвых на Тробрианских островах // Малиновский Б. Магия, наука и религия / пер. с англ. А.П. Хомик под ред. О.Ю. Артемовой. М.: Рефл-Бук, 1998а. С. 145–254.

11. Малиновский Б. Магия, наука и религия // Малиновский Б. Магия, наука и религия / пер. с англ. А.П. Хомик под ред. О.Ю. Артемовой. М.: Рефл-Бук, 1998б. С. 19–91.

12. Минин П.М. Мистицизм и его природа. Киев: Пролог, 2003.

13. Найдыш В.М. Генезис мышления в свете неклассических эпистемологий // Человек. 2019. Т. 30, № 1. С. 12–28.

14. Найдыш В.М., Найдыш О.В. Цивилизация и рациональность: Очерки по философии мифологии. М.: Русайнс, 2020.

15. Приходько Е.В. Двойное сокровище: Искусство прорицания Древней Греции: мантика в терминах. М.: Прогресс-Традиция, 1999.

16. Рерих Е., Рерих Н. Агни Йога. Париж: б.и., 1929.

17. Смит Х. Имеют ли психоделики религиоз¬ное значение? // Пути за пределы «эго» — трансперсональная перспектива / пер. с англ. М. Папуша, Е. Поле, К. Андреевой. М.: Открытый мир, 2006.

18. Соловьев Вл.С. Кризис западной философии // Соловьев Вл.С. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988.

19. Стобер М. Компаративные исследования мистицизма / пер. с англ. Т. Малевич // Философия религии: аналитические исследования. 2017. Т. 1, № 1. С. 46–87.

20. Страссман Р. ДМТ — молекула духа: Революцион¬ное медицинское исследование околосмертного и мистического опыта / пер. с англ. В.П. Девяткиной. СПб.: Весь, 2011.

21. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: Учеб.-метод. коллектор «Психология», 2004.

22. Хаксли О. Двери восприятия. Рай и Ад / пер. с англ. М. Немцова. М.: АСТ, 2016.

23. Blavatsky H.P. The Secret Doctrine, the Synthesis of Science, Religion and Philosophy. Vol. 1–2. 1888, prep. by J.P. Van Mater. London: The Theosophical Publ. Company; New York: The Manager of the Theosophist, 1895.

24. Bucke R.M. Cosmic Consciousness: A Study in the Evolution of the Human Mind. 1901. New Hyde Park, New York: University Books, 1961.

25. Heindel M. The Rosicrucian Cosmo-Conception or Mystic Christianity. London, 1909 (First publ.).

26. Haugwitz C.H.K. von. Hirten-brief. Leipzig, 1785.

27. Katz S.T. Language, Epistemology, and Mysticism. Mysticism and Philosophical Analysis, ed. by S.T. Katz. New York: Oxford University Press, 1978. P. 22–74.

28. Kirchweger A.J. Aurea Catena Homeri. Frankfurt; Leipzig, 1723.

29. Pasqually M. de. Traité de la reintegration des etres. Paris, 1899.

30. Penner H.H. The Mystical Illusion. Mysticism and Religious Traditions, ed. by S.T. Katz. New York: Oxford University Press, 1983. P. 89–116.

31. Pordage J. Gottiche und wahre Metaphysica oder Wunderbare. Bd. 1–3. Frankfurt; Leipzig, 1715.

32. Saint-Martin L.-C. de. Des erreurs er de la vérité. Edimbourg, 1775.

33. Stace W.T. Mysticism and Philosophy. London: Macmillan & Co Ltd., 1961.

34. Steiner R. Die Philosophie, Kosmologie und Religion in der Anthroposophie. Zehn Vorträge, gehalten in Dornach vom 6 bis 15 September 1922. Dornach, Schweiz: Rudolf Steiner Verlag, 1980.

35. Swedenborg E. The Interaction of Soul and Body: De Commercio animale et corporis. 1769, revised by J. Chadwick. London: The Swedenborg Society, 2005.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх