Освенцим и ГУЛАГ: помнить нельзя забыть

 
Код статьиS023620070022794-0-1
DOI10.31857/S023620070022794-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИНИОН РАН
Адрес: Российская Федерация, 17418 Москва, Нахимовский пр-т, д. 51/21
Должность: Генеральный директор
Аффилиация: Институт философии РАН, ИОМ РАНХИГС
Адрес: Москва, Марксистская улица, 9, 340
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 33 Выпуск №5
Страницы115-131
Аннотация

В статье исследуется проблема памяти и забвения на примере трагических событий XX века, связанных с Освенцимом и ГУЛАГом. Выбор для анализа именно этой проблематики обусловлен ее актуальностью, поскольку в современной общественной жизни дискуссии о сталинских репрессиях и о политике нацизма не теряют своей остроты. Критический анализ и непредвзятая оценка этих событий сталкиваются сегодня с феноменом «постправды», порождающим соответствующий нарратив, в котором конкретные факты и аналитические выводы обладают меньшей убеждающей силой, чем готовые интерпретации. В статье рассматривается вопрос, насколько данная проблематика вписывается в целом в общемировую повестку, и не является ли она особенно актуальной именно для России в силу ее исторических и культурных особенностей. На основе работ современных философов, в частности, В.А. Подороги «Время после. Освенцим и ГУЛАГ: мыслить абсолютное зло», делается попытка определить главные разломы человеческой субъективности и точки расщепления индивида. Разрушительная трансформация человека, прошедшего испытание концлагерем, проявляется через психологическое состояние субъекта, рефлекторную работу организма и в результате телесных манипуляций. Однако не выживание в античеловеческих условиях, а продолжение жизни после лагерного опыта В.А. Подорога считает главной проблемой. Если выживание — это преодоление физиологическое; то жизнь после выживания — экзистенциальная борьба с пережитым прошлым, которое преследует и пытается постоянно напоминать о себе. Зло минувших дней не растворилось в прошлом, не было полностью осмыслено. Причины его происхождения не были преодолены и сохраняются в настоящем. Пока трагические ошибки прошлого не будут проработаны, общество не обретет стимул нравственного развития. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что необходимо стремиться к распознанию Абсолютного зла в различных обличьях и не допустить новых гуманитарных катастроф, восстанавливая память и историческую справедливость путем осознания и переживания вины в собственной истории, поскольку память является одной из главных основ культуры.

Ключевые словааналитическая антропология, отрицательная антропология, забвенье, память, ГУЛАГ, Освенцим, экзистенциализм, концлагерь, вина, выживание
Получено09.11.2022
Дата публикации09.11.2022
Кол-во символов27992
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 396

Оценка читателей: голосов 0

1. Агамбен Дж. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель. Москва: Европа, 2012.

2. Адорно Т. Что значит «проработка прошлого» // Неприкосновенный запас. 2005. № 2‒3 (40‒41). С. 58–65.

3. Амери Ж. По ту сторону преступления и наказания: Попытки одоленного одолеть / пер. с нем. И. Эбаноидзе. Москва: Новое издательство, 2015.

4. Ассман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / пер. с нем. Бориса Хлебникова. Москва: Новое литературное обозрение, 2014.

5. Бодлер Ш. Цветы Зла. Стихотворения в прозе. Дневники. Жан Поль Сартр. Бодлер / сост., вступит. статья и коммент. Г.К. Косикова. Москва: Высшая школа, 1993.

6. Бодрийяр Ж. Интеллект зла или пакт ясности. 2005. URL: https://oleg-maltsev.com/wp-content/uploads/2020/11/intellekt-zla-ili-pakt-yasnosti.-zhan-bodrijyar.pdf (дата обращения: 20.05.2022).

7. Бодрийяр Ж. Прозрачность Зла. Москва.: Добросвет, 2000.

8. Ивашина О. «Я лежала на горе трупов, но не сдалась». Как выжили и как живут последние свидетели Холокоста / Русская служба Би-би-си, 27.01.2020.

9. Леви П. Канувшие и спасенные. Москва: Новое издательство, 2010.

10. Лиотар Ж.-Ф. Хайдеггер и «евреи». Санкт-Петербург: Axioma, 2001.

11. Мамардашвили М.К. Опыт физической метафизики. Вильнюсские лекции по социальной философии. Июль 1981 года. 2009. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/5529/5542 (дата обращения: 20.05.2022).

12. Никулин Н.Н. Воспоминания о войне. Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008.

13. Подорога В.А. Вина и ответственность — те наши возможности, которые открывают сознательный путь к прощению и одновременно, к забвению. 2020. URL: https://www.gorby.ru/activity/conference/show_685/view_27421/ (дата обращения: 20.05.2022).

14. Подорога В.А. Время после. Москва: РИПОЛ Классик, 2019.

15. Поэты — узники ГУЛАГа / сост. Веселая З.А. Москва: Возвращение, 2011.

16. Рикёр П. Диалектика памяти и забвения // Культурология: Дайджест. 2002. № 1 (20). С. 57‒62.

17. Свендсен Л. Философия Зла. Москва: Прогресс-Традиция, 2008.

18. Тимофеева Л. Исповедь узников Освенцима: Чтобы выжить, мы ели траву и газеты. 2016. URL: https://myslo.ru/city/tula/tulyaki/ispoved-uznikov-lagerya-osventsim-chtobi-vizhit-mi-eli-travu-i-gazeti (дата обращения: 20.05.2022).

19. Филиппова Е.И. История и память в эпоху господства идентичностей (беседа с действительным членом Французской Академии историком П. Нором) // Этнографическое обозрение. 2011. № 4. С. 75–84.

20. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск: Водолей, 1998.

21. Чаадаев П.Я. Философические письма // Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: В 2 т. Москва: Наука, 1991.

22. Шаламов В.Т. Собрание сочинений: В 6 т. + т. 7, доп. Т. 1: Рассказы 30-х годов; Колымские рассказы; Левый берег; Артист лопаты / cост., вступ. ст., прим. И. Сиротинской. Москва: Книжный Клуб Книговек, 2013.

23. Obidin De Y. Карл Ясперс: «Проблема вины» в немецком самосознании после Второй Мировой войны. URL: https://razboiulpentrutrecut.wordpress.com/2016/05/10/карл-ясперс-проблема-вины-в-немецко/ (дата обращения: 20.05.2022).

24. Obidin De Y. Karl Jaspers: «Problema viny» v nemeckom samosoznanii posle Vtoroj Mirovoj vojny [The “problem of guilt” in German Self-consciousness after the Second World War]. URL: https://razboiulpentrutrecut.wordpress.com/2016/05/10/karl-yaspers-problema-viny-v-nemecko (date of access: 20.05.2022).

25. Vonnegut K. Jr. Wampeters, Foma and Grandfalloons: Opinions. New York, 1976.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх