«Лекарства» на смерть близкого человека: утешение в религиозной литературе раннего нового времени

 
Код статьиS023620070021632-2-1
DOI10.31857/S023620070021632-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, 109240 Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 33 Выпуск №4
Страницы129-147
Аннотация

Известные в европейской культуре сочинения с мотивами утешения по случаю смерти близкого человека необычайно разнообразны в жанровом отношении (рассуждения о смерти, письма и послания-соболезнования, диалоги-самоутешения, трактаты-консолатории, учебники по подготовке к достойной смерти, материи для составления погребальных проповедей, др.). Уже в Античности складывается основной набор «аргументов-утешений», которые воспроизводятся впоследствии на протяжении Средневековья и воспринимаются авторами раннего Нового времени (смерть как необходимость и благо, освобождающее человека от пороков и страданий; бессмертие души, др.); на протяжении всех эпох сохраняется также традиция излагать утешения в форме исцеляющих душу «лекарств». Христианские авторы переосмысляют античные «лекарства» в свете христианского вероучения; также главной задачей consolatio становится не достижение контроля над эмоциями, но укрепление христианина в вере. Раннее Новое с новой интенсивностью обращается к философскому наследию древности и личным примерам мыслителей и исторических деятелей прошлого, которые наряду с библейским царем Давидом и страдающим Иовом преподносятся как образцы достойного подражания отношения к страданию и смерти. Католические сочинения с мотивами consolatio по случаю смерти оказывают влияние на восточнохристианскую традицию, в которой в XVII веке появляются первые опыты консолаториев (проповеди-образцы на погребение в богослужебных книгах, авторские сочинения Симеона Полоцкого), воспроизводящие циркулировавшие в европейской культуре «лекарства»-утешения. Подобное сходство отдельных мыслей и аргументов античных и христианских авторов не всегда свидетельствует о заимствовании или прямой преемственности, но есть лишь следствие общего экзистенциального опыта людей разных эпох.

Ключевые словасмерть, Античность, христианство, религиозная литература, раннее Новое время
Получено28.09.2022
Дата публикации28.09.2022
Кол-во символов29620
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 201

Оценка читателей: голосов 0

1. Аввакум. Письмо боярыне Ф.П. Морозовой и княгине Е.П. Урусовой // Русская Историческая Библиотека. Т. 39. Л.: Изд-во АН СССР, 1927. Кол. 923–928.

2. Василий Великий. Творения: в 2 т. Т. 2. М.: Сибирская Благозвонница, 2009.

3. Девятайкина Н.И. Два лика одного трактата: диалоги ренессансного гуманиста Петрарки и эпиграфы к ним реформационного автора // Люди и тексты. Исторический альманах. 2011. № 1. С. 235–253.

4. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие св. Апостола Иоанна Богослова // Иоанн Златоуст. Творения. Т. 8. Кн. 1. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная Академия, 1902.

5. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея: в 2 кн. Кн. 1. М.: Сибирская Благозвонница, 2010.

6. Керасиди Н.Х. Жанр утешения в древнегреческой литературе // Проблемы исторической поэтики. 1990. Вып. 1. С. 128–136.

7. Корзо М.А. Сюжет «consolatio mortis» у Симеона Полоцкого: несколько штрихов к источникам вдохновения богослова // Славяноведение. 2021. № 2. С. 93–101.

8. Лукиан Самосатский. Жизнеописание Демонакта // Лукиан Самосатский. Соч.: в 2 т. / ред. А.И. Зайцев. Т. 2. СПб.: Алетейя, 2001. С. 411–420.

9. Платон. Апология Сократа // Платон. Собр. соч.: в 4 т. / общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; пер. с древнегреч. М.С. Соловьева. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 70–96.

10. Платон. Федон // Платон. Собр. соч.: в 4 т. / общ. ред. А.Ф. Лосева и др.; пер. с древнегреч. С.П. Маркиша. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 7–80.

11. Плутарх. О подавлении гнева // Плутарх. Моралии: Соч. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С. 611–630.

12. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / изд. подгот. С.А. Ошеров. М.: Наука, 1977.

13. Сенека Луций Анней. О краткости жизни / пер. В. Дурова // Сенека Луций Анней. О милосердии. СПб.: Азбука-Аттикус, 2021. С. 167–198.

14. Симеон Полоцкий. Вертоград многоцветный / подг. текста и комм. А. Хипписли, Л.И. Сазонова. Т. II. Köln; Weimar; Wien: Böhlau Verlag, 1999.

15. Симеон Полоцкий. Обед душевный. М.: Верхняя тип., 1681.

16. Тацит Публий Корнелий. Анналы // Тацит Публий Корнелий. Соч.: в 2 т. / ред. А.С. Бобович, Я.М. Боровский, М.Е. Сергеенко. Т. 1. Л.: Наука, 1969. С. 7–326.

17. Тит Ливий. История Рима от основания города / ред. М.Л. Гаспаров, Г.С. Кнабе, В.М. Смирин. Т. 1. М.: Наука, 1989.

18. Требник, сиречъ Молитовникъ. Вильна: тип. братства, 1621.

19. Фрагменты ранних стоиков. Т. III. Ч. 1. Хрисипп из Сол. Этические фрагменты / пер. А.А. Столярова. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2007.

20. Цицерон Марк Туллий. Тускуланские беседы / пер. с лат. М. Гаспарова. М.: РИПОЛ классик, 2017.

21. Чистякова М. Предварительный сводный каталог церковнославянских проложных текстов. Т. 2. Вильнюс: Ин-т Литовского языка, 2016.

22. Argell B. Consolation of Literature as Rhetorical Tradition: Issues and Examples. LIR. Journal. 2015. N 4. P. 10–35.

23. Augustinus Aurelius. De cura pro mortuis gerenda. Patrologiae Cursus Completus. Series Latina, J.-P. Migne (ed.). T. 40. Paris: J.-P. Migne, 1841. Col. 591–610.

24. Boys-Stones G. The “Consolatio ad Apollonium”: Therapy for the Dead. Greek and Roman Consolations: Eight Studies of a Tradition and its Afterlife, H. Baltussen (ed.). Swansla: Classical Press of Wales, 2013. P. 123–138.

25. Carrdus A. “Thränen=Tüchlein für christliche Eltern”: Consolation Books for bereaved Parents in Sixteenth- and Seventeenth-Century Germany. German Life and Letters. New Series. 1996. Vol. 49, N 1. P. 1–17.

26. Consolatio. The Classical Tradition, A. Grafton, G.W. Most, S. Settis (eds.). Cambridge (Mass.): Harvard UP, 2010. P. 234–236.

27. Ennodius Ticinensis. Epistola 1. Armenio Consolatoriam. Patrologiae Cursus Completus. Series Latina, J.-P. Migne (ed.). T. 63. Paris: J.-P. Migne, 1847. Col. 35–37.

28. Evaristus M. The Consolations of Death in Ancient Greek Literature. Washington: National Capital Press, 1917.

29. Grözinger A. Consolatio. Historisches Wörterbuch der Rhetorik, von G. Ueding (ed.). Bd. 2. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1994. Sp. 367–373.

30. van Hemert A. Paracleseon sive consolationum afflictarum mentium libri III. Antwerpen: I. Bellerus, 1560.

31. Hieronymus Stridonensis. Ad Paulam super obitu Blaesillae filiae. Patrologiae Cursus Completus. Series Latina, J.-P. Migne (ed.). T. 22. Paris: J.-P. Migne, 1859. Col. 465–473.

32. Hieronymus Stridonensis. Ad Tyrasium super morte filiae suae consolatoria. Patrologiae Cursus Completus. Series Latina, J.-P. Migne (ed.). T. 30. Paris: J.-P. Migne, 1846. Col. 278–282.

33. Holkoth R. In Librum Sapientiae Regis Salomonis Praelectiones CCXIII. Basel: [S. Henricpetri], 1586.

34. Isidorus Hispalensis. Sententiae. Patrologiae cursus completes. Series Latina, J.-P. Migne (ed.). T. 83. Paris: J.-P. Migne, 1850. Col. 537–738.

35. Kassel R. Untersuchungen zur griechischen und römischen Konsolationsliteratur. München: C.H. Beck’sche Verlagsbuchhandlung, 1958.

36. Korzo M.A. Holcot anonimowy, czyli dziedzictwo Roberta Holcota OP (ok. 1290–1349) w XVII-wiecznym piśmiennictwie prawosławnym. Dwa przykłady. Przegląd Tomistyczny. 2020. Vol. XXVI. S. 245–259.

37. Leppin V. Preparing for Death. From the Late Medieval ars moriendi to the Lutheran Funeral Sermon. Preparing for Death, Remembering the Dead, T. Rasmussen, J. Øygarden Flæten (eds.), Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2015. P. 9–23.

38. Linton A. Poetry and Parental Bereavement in Early Modern Lutheran Germany. Oxford: Oxford UP, 2008.

39. de Loarte G. Der geistliche Hertzentröster. München: A. Berg, 1604.

40. Małunowiczówna L. Konsolacyjny list grecki. Eos. Commentarii Societatis Philologae Polonorum. 1964. Vol. 54. N 2. P. 245–264.

41. Małunowiczówna L. Pokłosie konsolacyjnej literatury łacińskiej. Roczniki Humanistyczne. 1966. Vol. XIV. N 3. S. 97–107.

42. Małunowiczówna L. Stare i nowe w greckiej konsolacji chrześcijańskiej. Roczniki Humanistyczne. 1971. Vol. XIX. N 3. S. 73–84.

43. McClure G.W. Sorrow and Consolation in Italian Humanism. Princeton (New Jersey): Princeton UP, 2016.

44. Mitchell J.F. Consolatory Letters in Basil and Gregory Nazianzen. Hermes. 1968. Vol. 96. P. 299–318.

45. Moore C.N. Praeparatio ad Mortem. Das Buch bei Vorbereitung und Begleitung des Sterbens im protestantischen Deutschland des 16. und 17. Jahrhunderts. Pietismus und Neuzeit. 1993. Bd. 19. S. 9–18.

46. Moos P. von. Consolatio. Studien zur Mittellateinischen Trostliteratur über den Tod und zum Problem der christlichen Trauer. Bd. I. München: Wilhelm Fink Verlag, 1971.

47. Moos P. von. Die Trostschrift des Vinzenz von Beauvais für Ludwig IX. (Vorstudie zur Motiv- und Gattungsgeschichte der consolatio). Mittellateinisches Jahrbuch. 1967. N 6. S. 173–218.

48. Oratio funebris: Die katholische Leichenpredigt der frühen Neuzeit, B. Boge, R.G. Bogner (eds.). Amsterdam, 1999.

49. Reinis A. Reforming the Art of Dying. The ars moriendi in the German Reformation (1519–1528). Aldershot: Ashgate, 2007.

50. Schaeben U. Trauer im humanistischen Dialog. Das Trostgespräch des Giannozzo Manetti und seine Quellen. München; Leipzig: K.G. Saur, 2002.

51. Scourfield J.H.D. Towards a Genre of Consolation. Greek and Roman Consolations: Eight Studies of a Tradition and its Afterlife, H. Baltussen (ed.). Swansla: Classical Press of Wales, 2013. P. 1–36.

52. Stobaeus J. Sententiae ex Thesauris Graecorum delectae. Lyon: P. Frellon, 1609.

53. Ulenberg K. Trost Buch für die Kranken und Sterbenden. Köln: G. Calenius, A. Quentel, 1590.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх