Аушвиц: разрушение понятия зла

 
Код статьиS023620070021629-8-1
DOI10.31857/S023620070021629-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, 109240 Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 33 Выпуск №4
Страницы77-93
Аннотация

Попытки философского осмысления Аушвица, неизбежно становящиеся актами морального мышления, сталкиваются с невозможностью опереться на понятие зла и переходят в его критику, вплоть до отторжения. Понятие радикального зла у Х. Арендт, принципиально отличающееся по содержанию от кантовского, фиксирует превращение людей в излишних, что в идее банальности зла определено как бессубъектность. И радикальность, и банальность выводят идею зла за пределы моральной философии. Особенность мышления об Аушвице заключается еще и в том, что оно не позволяет себе использовать те «инструменты измерения», которые разрушены или дискредитированы им. Таким дискредитированным средством является сама дихотомия добра и зла, лежащая в основе всякой, в особенности нацистской, морали: именно в последней идея зла и апелляция к ней присутствуют в наибольшей степени, в отличие от мировосприятия жертв и свидетелей. Специальной критике подвергается взгляд на Аушвиц и его оценка как зла со стороны ученого-этика, для которого зло выступает как знание: автор обращается к критике идеи знания добра и зла Спинозой и Бонхёффером. Оставшаяся возможность сохранить понятие зла в логике тех, кто мыслит Аушвиц как свой поступок, отвергается на основе вывода о том, что Аушвицу как предельной данности убийства может противостоять только данность поступка не-убийства, не опосредованного моральными идеями и нормами, в первую очередь — идеей борьбы со злом.

Ключевые словаМораль, философия, зло, Аушвиц, радикальное зло, нацистская мораль, знание добра и зла, поступок, не-убийство
Получено28.09.2022
Дата публикации28.09.2022
Кол-во символов34232
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 295

Оценка читателей: голосов 0

1. Агамбен Дж. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель. М.: Европа, 2012.

2. Амери Ж. По ту сторону преступления и наказания. Попытки одоленного одолеть. М.: Новое издательство, 1977.

3. Арендт А. Истоки тоталитаризма / под ред. М. С. Ковалевой, Д. М. Носова. М.: ЦентрКом, 1996.

4. Арендт Х. Скрытая традиция. М.: Текст, 2008а.

5. Арендт Х. Эйхман в Иерусалиме. История обыденных злодеяний. Иерусалим-Москва: ДДАТ/Знание, 2008в.

6. Арендт Х., Ясперс К. Письма, 1926–1969 / пер. с нем. И. Ивакиной. М.: Издательство Института Гайдара, 2021.

7. Бонхёффер Д. Этика / пер. с нем. М.: Издательство ББИ, 2013.

8. Градовский З. В сердцевине ада: Записки, найденные в пепле возле печей Освенцима. М.: Гамма-Пресс, 2011.

9. Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты и Письма. М.: Наука, 1980.

10. Леви П. Канувшие и спасенные. М.: Новое издательство, 2010.

11. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия / Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. М.: АСТ, 2000. С. 621–809.

12. Bernstein R. J. Reflections on Radical Evil: Arendt and Kant. Soundings: An Interdisciplinary Journal. 2002. Vol. 85. P. 17–30.

13. Cohen J. Interrupting Auschwitz: Art, Religion, Philosophy. New York–London: Philosophy continuum, 2005.

14. Geddes J. G. Banal Evil and Useless Knowledge: Hannah Arendt and Charlotte Delbo on Evil after the Holocaust. The Double Binds of Ethics after the Holocaust. New York: Palgrave Macmillan, 2009. P. 119–132.

15. Haas P. J. Morality after Auschwitz: The Radical Challenge of the Nazi Ethic. Philadelphia: Fortress Press, 1988.

16. Harvey W.Z. Two Jewish Approaches to Evil in History. Wrestling with God Jewish Theological Responses during and after the Holocaust. Steven T. Katz, Sh. Biderman, G. Greenberg (Eds). Oxford Univ. Press, 2007. P. 326–331.

17. Ricoeur P. The Symbolism of Evil. Boston: Beacon Press, 1986.

18. Russell N. The Nazi’s Pursuit for “Humane” Method of Killing. Understanding Willing Participants. 2019. Vol. 2. Cham: Palgrave Macmillan. P. 241–276.

19. Tec N. When Light Pierced the Darkness: Christian Rescue of Jews in Nazi-Occupied Poland. New York: Oxford Univ. Press, 1986.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх