Философская антропология. Жизненный и духовный мир человека / под ред. С.А. Лебедева. М.: Академический проект, 2021. 391 с.

 
Код статьиS023620070019519-7-1
DOI10.31857/S023620070019519-7
Тип публикации Рецензия
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Тверской государственный университет
Аффилиация: Тверской государственный университет
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 33 Выпуск №2
Страницы185-191
Аннотация

   

Ключевые слова
Источник финансированияРецензия подготовлена при поддержке гранта РФФИ «Постклассическая западная философия истории: исторический опыт и постижение прошлого», № 20–011–00406 А
Получено06.04.2022
Дата публикации11.05.2022
Кол-во символов13122
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Центральной темой рецензируемой монографии, написанной коллективом известных российских ученых и вышедшей под редакцией С.А. Лебедева, является онтология человеческого существования, осмысление специфики жизненного мира человека и его духовно-ценностных оснований. Композиция этого труда хорошо продумана и позволяет раскрыть спектр антропологических тем, которые интенсивно обсуждаются в отечественной и зарубежной философской литературе, имеют непосредственный выход на социокультурные реалии современности.
2 Книгу открывает раздел, освещающий основополагающие подходы к проблеме человека, которые характерны для философской классики и постклассической мысли. Обращаясь к генеалогическому анализу появления постклассического образа человека, Н.Н. Ростова подмечает, что его рождение в европейской философии Нового времени происходит параллельно с утратой убеждения в наличии в основании мироздания трансцендентного ему божественного начала [Философская антропология, 2021: 115–116]. Несомненно, что констатируемое ею открытие И. Кантом «теономности» человека стало своеобразным прологом к последующим построениям Г.В.Ф. Гегеля и Л. Фейербаха, а затем и радикального ницшеанского тезиса о «смерти Бога». Разложение классического субстанциального типа рефлексивного осмысления онтологии человеческого существования сопряженно, как верно указывал М. Хайдеггер, в глобальной перспективе с эволюцией европейской метафизики [Хайдеггер, 2018: 153]. Критическая метафизика Канта, обозначив базисное противоречие между существованием личности в мире эмпирически данного и присущей ей способности свободного волеизъявления, дала старт обретению нового несубстанциального истолкования человеческого бытия, начиная с исканий представителей философии жизни Ф. Ницше и В. Дильтея. Поиск категориальных средств осмысления «невещного» характера человеческого бытия стал отличительной чертой многих направлений неклассической светской и религиозной мысли XX – начала XXI столетий.
3 Обращение к трансцендентальной рефлексии в ее различных вариантах явилось средством построения неклассической модели антропологии, и именно поэтому авторы монографии полагают необходимым рассмотреть ее использование в современных учениях о человеке. Размышляя о ресурсах построения феноменологической антропологии в философии позднего Э. Гуссерля, Ф.И. Гиренок нетривиально характеризует особенности и лимиты портретирования им человеческой субъективности в потоке времени, предполагаемый им тип эгологической рефлексии и «вписанности» личности в ткань «жизненного мира» [Философская антропология, 2021: 40]. Становясь средством экзистенциальной рефлексии, феноменологический метод, как справедливо констатирует В.Д. Губин на примере антропологии Ж.-П. Сартра, позволяет раскрыть фундаментальную «невещность» человеческого бытия, первичность существования, явленного в человеческой свободе, по отношению к сущности [Философская антропология, 2021: 56].

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 218

Оценка читателей: голосов 0

1. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / пер. с нем. Д.В. Скляднева. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2004.

2. Рикер П. Конфликт интерпретаций / пер. с фр. И.С. Вдовиной. М.: Канон-пресс-Ц, 2002.

3. Философская антропология. Жизненный и духовный мир человека / под ред. С.А. Лебедева. М.: Академический проект, 2021.

4. Хайдеггер М. О существе человеческой свободы / пер. с нем. А.П. Шурбелева. Санкт-Петербург: Владимир Даль, 2018.

5. Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения / пер. с нем. А.В. Денежкина, А.Н. Малинкина, А.Ф. Филлипова; под ред. А.В. Денежкина. М.: Гнозис, 1994. С. 129–193.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх