Страх хаоса: социологическая интерпретация востребованности детективного жанра

 
Код статьиS023620070019079-3-1
DOI10.31857/S023620070019079-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Новосибирский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Новосибирск
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 33 Выпуск №1
Страницы139-158
Аннотация

В эссе предлагается социологический анализ происхождения и популярности детективного жанра. Интерпретируется его зарождение и роль в середине и конце XIX века и в современном мире. Существует множество объяснений феномена популярности детективного жанра, однако они не дают ответа на вопрос, почему жанр именно в середине XIX века стал актуальным и до сих пор не перестает быть таковым. Момент возникновения детективного жанра практически совпадает с зарождением классических социологических теорий. И социология, и новый литературный жанр — рефлексия происходивших в XIX веке перемен. В детективе отражаются актуальные социальные проблемы и новые технологии. Классический детектив содержит в себе многие черты позитивистского, функционалистского, веберовского и марксистского дискурсов. В суть детективного дискурса встроены идеи веры в научный метод и моральность порядка, критика капиталистической системы и возможность понимания социальных действий и их мотивов. Востребованность детектива сегодня ключевым образом связана со стремительными переменами, происходящими в мире, и вызванным ими футурошоком, описанным Элвином Тоффлером. Темп технологических изменений заметно опережает адаптацию человека к новой социальной реальности. Человек вынужден как-то переживать или преодолевать это тяжелое для психики состояние. Чтение или просмотр детектива не дает реальной возможности лучше приспособиться к текучей современности, но создает иллюзию возможности смягчения и преодоления шока будущего. Такая важная психотерапевтическая функция уникальна среди художественных жанров, поэтому можно прогнозировать, что детективы, несмотря на скептическое к ним отношение со стороны многих критиков и интеллектуалов, останутся востребованными и актуальными и в будущем.

Ключевые словадетектив, футурошок, толерантность к неопределенности, неопределенность, дискурс-анализ, аномия, жанр, популярность, социальное действие, функционализм, загадка
Получено14.03.2022
Дата публикации14.03.2022
Кол-во символов38492
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 414

Оценка читателей: голосов 0

1. Анджапаридзе Г.А. Жестокость канона и вечная новизна // Как сделать детектив / сост. А.Ф. Строев. М.: Радуга, 1990. С. 279–292.

2. Andzhaparidze G.A. Zhestokost` kanona i vechnaya novizna [Cruelty of the canon and eternal novelty]. Kak sdelat` detective [How to make a detective], compil. by A.F. Stroyev Moscow: Rainbow Publ., 1990. Pp. 279–292.

3. Анджапаридзе Г.А. Популярный жанр вчера и сегодня. Предисловие к книге Т. Кестхейи «Анатомия детектива». Дебрецен, 1989.

4. Andzhaparidze G. Populyarniy zhanr vchera I segodnya. Predislovie k knige T. Kestheji «Anatomiya detectiva» [Popular genre yesterday and today. Preface to T. Keszthely's Anatomy of a Detective]. Debrecen, 1989.

5. Болтански Л. Тайны и заговоры. По следам расследований / пер. с фр. А. Захаревич. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019.

6. Boltanski L. Tayny I zagovory. Po sledam rassledovaniy. [Secrets and conspiracies. On the trail of investigations], transl. from French by A. Zakharevich. Saint-Petersburg: Publisher House of the European University in St. Petersburg Publ., 2019.

7. Борисенко А.Л. Золотой век британского детектива / Только не дворецкий. М.: Астрель: Corpus, 2012. С.34–35.

8. Borisenko A.L. Zolotoy vek britanskogo detektiva [Golden Age of Detective Fiction]. Tol`ko ne dvoretskiy [Just not a butler]. Moscow: Astrel: Corpus Publ., 2012. P. 34–35.

9. Борхес Х.Л. Детектив // Как сделать детектив / сост. А.Ф. Строев. М.: Радуга, 1990. С.236–272.

10. Borges J.L. Detectiv [Detective]. Kak sdelat` detective [How to make a detective], compil. by A.F. Stroyev Moscow: Rainbow Publ., 1990. P. 236–272.

11. Вебер М. Основные социологические понятия / пер. с нем. М.И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. С.602–644.

12. Weber M. Osnovnye sotsiologicheskie ponyatiya [Basic sociological terms], transl. from Germ. by M.I. Levina. Weber M. Izbrannye proizvedeniya [Favorites], compil., ed. and afterw. by Yu.N. Davydov; forew. by P.P. Gaidenko. Moscow: Progress Publ., 1990. Pp. 602–644.

13. Вебер М. Хозяйство и общество. Очерки понимающей социологии / пер. с. нем. В.А. Брун-Цеховой и др., под общ. ред. Л.Г. Ионина. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016.

14. Weber M. Hozyaystvo I obshchestvo. Ocherki ponimayushchey sotciologii [Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology], transl. from Germ. by V.A. Brun-Tsekhova et al., ed. by L.G. Ionin. Moscow: HSE Publishing House Publ., 2016.

15. Георгинова Н.Ю. Детективный жанр: причины популярности // Научный диалог: Филология, 2013. №5 (17). С.173–186.

16. Georginova N. Detektivnyi zhanr: prichiny populyarnosti [Detective genre: popularity reasons]. Nauchnyi dialog: Philologiya, 2013. N 5 (17). Pp. 173–186.

17. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / пер. с. фр. А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1996.

18. Durkheim E. O razdelenii obshchestvennogo truda [The Division of Labour in Society], transl. from French by A.B. Gofman. Moscow: Kanon Publ., 1996.

19. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд / пер. с. фр. А.Н. Ильинского. М.: Мысль, 1994.

20. Durkheim E. Samoubiystvo. Sotsiologicheskiy etyud [Suicide. Sociological study], transl. from French by A.N. Ilyinsky. Moscow: Thought Publ., 1994.

21. Кестхейи Т. Анатомия детектива. Дебрецен, 1989.

22. Keszthelyi T. Anatomiya detective [Anatomy of detective]. Debrecen, 1989.

23. Конт О. Дух позитивной философии. Слово о положительном мышлении / пер. с. фр. А.И. Шапиро. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

24. Comte A. Duh pozitivnoy philosophii. Slovo o polozhitel`nom myshlenii [Spirit of positivistic philosophy], transl. from French by A.I, Shapiro. Rostov-on-Don: Phoenix Publ., 2003.

25. Макдермид В. Анатомия преступления: Что могут рассказать насекомые, отпечатки пальцев и ДНК/ пер. с англ. Г. Ястребова. М.: Альпина Нон-фикшн, 2016.

26. Mcdermid V. Anatomiya prestupleniya: Chto mogut rassskazat` nasekomye, otpechatki paltsev i DNK [The anatomy of crime: What insects, fingerprints and DNA could tell us], transl. from English by G. Yastrebov. Moscow: Alpina non-fiction Publ., 2016.

27. Малиновский Б. Научная теория культуры. 2-е изд. испр. М.: ОГИ (Объединенное Гуманитарное Издательство), 2005.

28. Malinowski B. Nauchnaya teoriya kul`tury [Scientific theory of culture]. Second revised edition. Moscow: OGI (Ob`edinennoe gumanitarnoe izdatel`stvo) Publ., 2005.

29. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии, 1848. [Электронный ресурс] URL:

30. https://www.marxists.org/russkij/marx/1848/manifesto.htm (дата обращения: 11.11.2019).

31. Marx K., Engels F. Manifest Kommunisticheskoy partii, 1848 [The Communist Manifesto]. [Electronic resource] URL: https://www.marxists.org/russkij/marx/1848/manifesto.htm (date of access: 11.11.2019)

32. Мид М. Культура и мир детства / пер. с. англ. А.Ю. Асеева, cост. и предисл. И.С. Кона. М.: Наука, 1988.

33. Mead M. Kultura i mir detstva [Culture and the world of childhood], transl. from English by A.Yu. Aseev, ed. and foreword by I.S. Kon. Moscow: Science Publ., 1988.

34. Моисеев П. Поэтика детектива. М.: Издательский центр ВШЭ, 2017.

35. Moiseev P. Poetica detective [The Poetics of Detective Fiction]. Moscow: HSE Publishing House Publ., 2017.

36. Тоффлер Э. Шок будущего / пер. с. англ. Е. Руднева и др. М.: АСТ, 2008.

37. Toffler A. Shok budutchego [The Future Shock], transl. from English by E. Rudnev et. al. Moscow: AST Publ., 2008.

38. Эйзенштейн С. Трагическое и комическое, их воплощение в сюжете // Вопросы литературы. 1968. № 1. С. 91–112

39. Eisenstein S. «Tragicheskoe I komicheskoe, ih voplotchenine v syuzhete» [Tragic and comic, their embodiment in the plot]. Voprosy literatury [Literature issues]. 1968. N 1. P. 91–112

40. Mattiuazzi P. Why are we so fascinated with murder? [Electronic resource]URL:

41. https://www.everydaypsychology.com/2011/05/why-are-we-so-fascinated-with-murder.html?fbclid=IwAR2gN9YtLIMKEqJDZemtpbcLHehJa0z1DsL05oXTHr5nVgsboUqN0DuVgNM#.Xcp0glczbIX (date of access: 11.11.2019).

42. McCarthy E. 12 reasons we love true crime, according to the experts, [Electronic resource] URL:

43. https://www.mentalfloss.com/article/559256/why-we-love-true-crime (date of access: 11.11.2019).

44. Nisbet R. The sociological tradition. Routledge. New York, 1993.

45. Sutton H. The perfect crimes: why thrillers are leaving other books for dead. [Electronic resource] URL:

46. https://www.theguardian.com/books/2018/apr/14/perfect-crime-fiction-bestsellers- whodunnits-thrillers-leave-rivals-for-dead?fbclid=IwAR0NCJ8pTtbRop9Bp4rMPp4YG2haMJmAEoZnqqqIAtHuGsyBe2q2-UZjKpg (date of access: 11.11.2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх