Неизвестные параболы

 
Код статьиS023620070017442-3-1
DOI10.31857/S023620070017442-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры английской литературы
Аффилиация: Университет Уэйна
Адрес: Соединенные Штаты Америки, Detroit
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 32 Выпуск №5
Страницы122-135
Аннотация

В эссе описывается то сильнейшее впечатление, которое я испытал от первого знакомства с Валерием Подорогой, обусловленное не только интересом Подороги к мимесису, но и его собственной способностью к миметической открытости. Эссе начинается с автобиографических деталей, с воспоминания о лекции Подороги «Евнух души» по Андрею Платонову на конференции в Университете Дюка в 1990 году. Я обращаюсь к описанию Подорогой «неизвестных парабол», которые характеризуют определенный опыт чтения Платонова. Согласно этому представлению, чтение выталкивает нас по параболе из самих себя и затем возвращает назад в соответствии с траекторией, порождаемой формой самого текста. То, что я услышал в тот день от Подороги обратило мое внимание на общий для нас интерес к аффективной составляющей чтения, но оно также описывало и мой собственный опыт слушания Подороги: я был буквально изъят из себя и возвращен по «неизвестной параболе» к себе другому, переведен на иную траекторию, ту, что счастливо вывела меня на орбиту его сектора в Институте философии в Москве. Во второй половине эссе я перехожу к рассмотрению прочтения Подорогой Варлаама Шаламова, к которому Подорога обращается в своей известной книге «Время после. Освенцим и ГУЛАГ: мыслить абсолютное зло». Для Шаламова то, что Подорога называет «катастрофическое пространство», порождает специфическое, по-своему удивительное, желание быть подобным деревьям. Жизнь и смерть деревьев становятся исходными пунктами, способом существования, который переносит Шаламова в иной мир альтернативный лагерному. Описывая постфактум желание быть подобным деревьям, Шаламов предлагает читателю образ для схватывания странного, непостижимого, катастрофического пространства лагеря. В этой хронической зачарованности Шаламова существованием деревом проступает давняя, связанная с деревьями контртрадиция, которая озабочена бытием или становлением деревом. Такое отношение с деревьями не нуждается в категоризации или господстве. Напротив, оно является анимизмом, образным миметическим пониманием посредством подобий, и тем, что само по себе — даже при явной своей невозможности — порождает неизвестные параболы для автора и для нас.

Ключевые словаВалерий Подорога, Андрей Платонов, Варлаам Шаламов, деревья, Колыма
Дата публикации23.11.2021
Кол-во символов30933
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 2, всего просмотров: 357

Оценка читателей: голосов 0

1. Adorno Th. Aesthetic Theory: trans. Robert Hullot-Kentor. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1997.

2. Adorno Th. Minima Moralia: Reflections on a Damaged Life: trans. E. F. N. Jephcott. London: New Left Books, 1974; reprint: London; New York: Verso, 2005.

3. Aronson O. V. Forms of Thought within the Limits of the Body (On the Analytical Metaphysics of Valery Podoroga). Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54. N 4. P. 257–266.

4. Buck-Morss S. Dreamworld and Catastrophe: The Passing of Mass Utopia in East and West. Cambridge: MIT Press, 2000.

5. Deleuze G., Guattari F. A Thousand Plateaus: trans. Brian Massumi. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1987.

6. Flatley J. Affective Mapping: Melancholia and the Politics of Modernism. Cambridge: Harvard University Press, 2008.

7. Flatley J. Moscow and Melancholia. Social Text. Spring 2001. P.75–102.

8. Podoroga V. Anthropograms: A Self-Critical Approach: Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54. N 4. P. 267–358.

9. Podoroga V. The Eunuch of the Soul: Positions of Reading and the World of Platonov: trans. by Gene Kuperman. The South Atlantic Quarterly. Spring 1991. V. 90. N 2. P. 357–447.

10. Shalamov V. Kolyma Stories:/ trans. Donald Rayfield. New York: New York Review Books, 2018.

11. Shalamov V. Sketches of the Criminal World: trans. Donald Rayfield. New York: New York Review Books, 2020.

12. Подорога В. Время после. Освенцим и ГУЛАГ: мыслить абсолютное зло. М.: РИПОЛ «Классик», 2017.

13. Флэтли Дж. Москва и меланхолия // Логос: философско-литературный журнал. 2000. № 5–6. С. 11–28.

14. Шаламов В. Собр. соч.: в 6 т. + т. 7, доп. Т. 3. М.: Книжный Клуб Книговек, 2013.

15. Шаламов В. Воскрешение лиственницы // Шаламов В. Собр. соч.: в 6 т. + т. 7, доп. Т. 2. М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. С. 277–280.

16. Шаламов В. Стланик // Шаламов В. Собр. соч.: в 6 т. + т. 7, доп. Т.1. М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. С. 179–180.

17. Шаламов В. Сухим пайком // Шаламов В. Собр. соч.: в 6 т. + т. 7, доп. Т. 1. М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. С. 74–87.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх