Ритуальная протоструктура художественного произведения

 
Код статьиS023620070014185-0-1
DOI10.31857/S023620070014185-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Институт истории, международных отношений и социально-политических наук. Луганский государственный педагогический университет
Адрес: Украина, Луганск
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 32 Выпуск №1
Страницы90-108
Аннотация

Рассматривается ритуальная протоструктура художественного произведения как текста, пробуждающего в сознании реципиента процесс духовной инициации («второго рождения»). Это «внутренняя граница» искусства, на которой оно показывает свою производность от структуры религиозного ритуала как символического акта преодоления смерти. Художественность возникает там и тогда, где и когда наше сознание проходит через точку хаоса, через разлом, «разрыв» бытия, а затем вновь собирает мир в космос, закрепляя это новое видение, преодолевшее распад, в строгой выразительной форме. Опыт «внутреннего», экзистенциального прохождения через символическую смерть можно рассматривать как аналог архаического ритуала во внутреннем мире человека. В данном аспекте предельные онтологические категории человеческого опыта — Жизнь, Смерть, Жертва и Воскресение — фиксируют базовую онтологию художественного произведения. Общекультурная онтология, определяемая диалектикой Космоса и Хаоса, лежит и в основе структуры художественной реальности — чем обеспечивается возможность воссоздания микро- и макрокосмов художественными средствами. Благодаря этому искусство в любую эпоху эффективно выполняло экзистенциальную задачу преодоления личностных кризисов. Применение такой модели понимания для анализа структур художественного произведения позволяет реконструировать «внутреннюю границу» искусства — воспроизведение в нем ритуального опыта единения человека с космической мистерией бытия. На примерах двух стихотворений показаны «механизмы» ритуальных смыслов художественного произведения. Понимание ритуальной протоструктуры произведения может быть ценной основой для использования искусства как инструмента личностного развития, как особого типа арт-практики, направленного на расширение экзистенциального пространства человека. Подобная арт-практика возможна только при ритуальном понимании произведения как своего рода «экзистенциального ускорителя», при котором чисто эстетические, эмоциональные, исторические и другие аспекты содержания произведения уходят в контекст, на второй план.

Ключевые словахудожественное произведение, структура, инициация, смысл, ритуал
Дата публикации19.03.2021
Кол-во символов38702
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 530

Оценка читателей: голосов 0

1. Батай Ж. Жертвоприношения // Комментарии. 1993. № 2. С. 40–48.

2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990.

3. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцание и умозрения. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2008.

4. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.

5. Гиршман М.М. Литературное произведение как художественная целостность: Истоки и основное содержание понятия // Донецкая филологическая школа: опыт полифонического осмысления. Донецк: Лебедь, 1997. С. 39–47.

6. Еремеев А.Ф. Границы искусства: социальная сущность художественного творчества. М.: Искусство, 1987.

7. Иванов Вяч. Эллинская религия страдающего бога // Символ. Журнал христианской культуры. 2014. № 64. С. 7–219.

8. Лихачев Д.С. Заметки об истоках искусства // Контекст-1985: Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1986. С. 15–20.

9. Набоков В. Путеводитель по Берлину; Благость // Набоков В. Собр. соч.: в 4 т. Т. 1. М.: Правда, 1990.

10. Подорога В.А. Мимесис: Материалы по аналитической антропологии литературы: в 2 т. Т. 1. Н. Гоголь, Ф. Достоевский. М.: Культурная революция: Логос, 2006.

11. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2004.

12. Пузырей А.А. Драма неисцеленного разума [Послесл.] // Зощенко М. Повесть о разуме. М.: Педагогика, 1990. С. 149–183.

13. Рогинский Я.Я. Об истоках искусства. М.: Изд-во МГУ, 1982.

14. Семенова С. Два полюса русского экзистенциального сознания: Проза Георгия Иванова и Владимира Набокова // Новый мир. 1999. № 9. С. 183–205.

15. Сучков Б. Томас Манн [Вступ. ст.] // Манн Т. Собр. соч.: в 10 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1959. С. 3–37.

16. Тасалов В.И. Хаос и порядок: социально-художественная диалектика. М.: Знание, 1990.

17. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд) // Топоров В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы: в 2 Т. Т. 1. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. С. 37.

18. Тростников В.Н. Человек и информация. М.: Наука, 1970.

19. Федоров В.В. Адекватно ли понятие целостности по отношению к поэтическому миру? // Донецкая филологическая школа: опыт полифонического осмысления. Донецк: Лебедь, 1997. С. 48–50.

20. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2010.

21. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх