Насилие: стратегии изображения

 
Код статьиS023620070012396-2-1
DOI10.31857/S023620070012396-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 31 Выпуск №5
Страницы167-179
Аннотация

Рассматриваются различные стратегии изображения насилия, используемые в современных визуальных искусствах. Хотя насилие тематизировано и не вызывает у зрителя ни ужаса, ни осуждения, наиболее чуткие художники не могут остаться равнодушными к его роли и месту в человеческом взаимодействии. К числу таких исследований можно отнести работу канадского фотографа Дж. Уолла, созданную по мотивам Афганской войны (1992), и два кинематографических высказывания — фильм американского постановщика Г. Ван Сента «Слон» (2003) и мультимедийный проект «Дау» (2019) российского режиссера И. Хржановского. Средствами фотографии Уолл создает аллегорию, которая подводит к мысли о том, что зритель не в силах понять (воспринять, пережить) опыт войны, поскольку полностью исключен из события и может установить отношение с войной только через данный разрыв. Ван Сент возвращается к событиям в американской школе «Колумбайн», где произошло массовое убийство. Его подход отмечен максимальной депсихологизацией повествования, опустошением времени и даже содержания изображаемых событий. Фильм «Слон», по сути, предлагает зрителю такой взгляд, с которым наблюдатель не может в принципе совпасть, будь то механический объектив блуждающей камеры или механика насилия самого по себе. Наконец, в проекте «Дау», состоящем из целого ряда фильмов, предпринят беспрецедентный антропологический эксперимент: непрофессиональные актеры-добровольцы сосуществуют на съемочной площадке, в своем живом общении проявляя насилие уже как способ их собственной социализации, отсылающей к советскому и постсоветскому опыту. Записанное на этих телах, насилие заявляет о себе повсеместно, и Хржановский добивается его непреднамеренного проявления. Общим для всех трех примеров является создание таких условий зрительского восприятия, при которых насилие предстает бессмысленным актом попрания жизни, не имеющим разумных оснований.

Ключевые слованасилие, изображение, фотография, кино, социальная антропология, Дж. Уолл, Г. Ван Сент, И. Хржановский
Получено09.12.2020
Дата публикации09.12.2020
Кол-во символов23004
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 686

Оценка читателей: голосов 0

1. Владимир Сорокин: «Перформанс “Дау” удался, Постсовок вставил Совку. Но я предпочитаю кино» // The Insider. 14.02.2019. [Электронный ресурс]. URL: https://theins.ru/opinions/141187 (дата обращения: 11.06.2020).

2. Синий диван: Философско-теоретический журнал / под ред. Е.В. Петровской. [Вып. 21]. М.: Три квадрата, 2016.

3. Barone J. “DAU” Has Finally Opened in Paris. Does It Live Up to the Hype? // The New York Times. January 28, 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2019/01/28/arts/dau-opening-paris.html (дата обращения: 11.06.2020).

4. Blanchot M. L’Entretien infini. P.: Gallimard, 1969.

5. DAU / DAU CINEMA. [Официальный сайт]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dau.com/ (дата обращения: 11.06.2020).

6. Hattenstone S. All the World’s an Art School // The Guardian. January 24, 2004. [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/film/2004/jan/24/features.weekend1 (дата обращения: 11.06.2020).

7. Little W.G. Plotting Dead Time in Gus Van Sant’s Elephant // Film-Philosophy. 2013. Vol. 17, N 1. P. 115–133. [Электронный ресурс]. URL: https://www.euppublishing.com/doi/pdfplus/10.3366/film.2013.0007 (дата обращения: 11.06.2020).

8. Sontag S. Regarding the Pain of Others. N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2004.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх