О формах и содержании нравственного назидания в школьных учебниках и детских книгах для чтения (XVI – начало XIХ века). Часть II

 
Код статьиS023620070010935-5-1
DOI10.31857/S023620070010935-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 31 Выпуск №4
Страницы147-164
Аннотация

Данная статья представляет собой вторую часть исследования о роли учебной литературы и адресованных детям книг для чтения в процессах изменения нравственного сознания и поведения ранненововременного общества. Анализ нравственного назидания в данной книжной продукции на протяжении XVI – начала XIX века выявил постепенный отказ от преобладания нравственно-негативного (то есть черт характера, которые надо было искоренить и поступков, которых надлежало избегать), что получило свое выражение в численном доминировании примеров достойного подражания поведения. На смену апелляции к страху Божьему, как главному стимулу добродетельного поведения, постепенно приходит обращение к голосу совести ребенка, а также идея неотвратимости вознаграждения и наказания уже в посюсторонней жизни. Появление в учебной литературе тематических блоков «порядок» и «обязанности»; гражданских добродетелей; превозношение добродетелей самодисциплины, трудолюбия и бытового аскетизма отражало влияние философских идей эпохи Просвещения, что сближает школьные учебники с другими жанрами детской литературы (детские периодические издания конца XVIII века) и с пестрой по содержанию книжной продукцией, распространявшейся в Европе в рамках движения народного Просвещения.

Ключевые слованравственное назидание, школьный учебник, раннее Новое время, порядок, обязанности, трудолюбие, самодисциплина, гражданские добродетели
Получено29.09.2020
Дата публикации29.09.2020
Кол-во символов29165
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 522

Оценка читателей: голосов 0

1. [Барсов А.А.] Азбука церковная и гражданская, с краткими примечанiями о правописанiи. М.: тип. Императ. Московского ун-та, 1768.

2. Букварь языка славенского. Львов: Ставропигийный Институт, 1790.

3. Добряк И.В. Нравоучительная литература в России рубежа XVII–XVIII вв. СПб.: Изд-во СПбГМТУ, 2019.

4. [Екатерина II]. Россiйская азбука для обученiя юношества чтенiю, напечатанная для общественныхъ школъ по Высочайшему повеленiю. СПб.: Императорская АН, [1782].

5. Корзо М.А. О формах и содержании нравственных предписаний в католической назидательной литературе раннего Нового времени // Человек. 2018. № 6. С. 114–129.

6. Кошелева О.Е. Светские и религиозные компоненты в российской учебной литературе эпохи Просвещения // Западноевропейская и российская учебная литература XVI – начала XX вв. (конфессиональный аспект) / ред. Л.В. Мошкова, В.Г. Безрогов. М.: Издат. Центр ИЭТ, 2013. С. 191–216.

7. Кудрявцева Е.Б. Для сердца и разума: Детская литература в России XVIII в. СПб.: Нестор-История, 2010.

8. Школьные пособия раннего Нового времени: от Часослова к Orbis sensualium pictus. Коллективная монография / ред. К.А. Левинсон, Ю.Г. Куровская, В.Г. Безрогов. М.: Памятники исторической мысли, 2017.

9. [Янкович де Мириево Ф.И.] Российский букварь для обучения юношества чтению. СПб.: тип. П. Брейткопфа, 1788.

10. Das ABC cum Notis variorum. Leipzig; Dresden: J.Ch. Mieth, 1695.

11. Alderson B., de Marez Oyens F. Be Merry and Wise. Origins of Children’s Book Publishing in England, 1650–1850. New Castle: OAK Knoll Press, 2006.

12. Alzheimer-Haller H. Handbuch zur narrative Volksaufklärung. Moralische Geschichten 1780–1848. Berlin; N.Y.: Walter de Gruyter, 2004.

13. Barth S. Jungfrauenzucht: Literaturwissenschaftliche und pädagogische Studien zur Mädchenerziehungsliteratur zwischen 1200 und 1600. Stuttgart: M. & P. Verlag, 1994.

14. Burmann G.W. Kleine Lieder für kleine Mädchen, und Jünglinge. Berlin: G.I. Decker, 1777.

15. Elementarz dla szkół parafiialnych narodowych. Kraków: Szkoła Główna Koronna, 1785.

16. Elementarz dla uczenia młodzieży czytać po Rossyisku i po Polsku. Berdyczów: Karmelici Bosi, 1797.

17. Galle A. Populäre Moral der christlichen Religion. Wien: s.n., 1813.

18. Helmers H. Geschichte des deutschen Lesebuchs in Grundzügen. Stuttgart: Ernst Klett Verlag, 1970.

19. Janeway J. A Token for Children: being an Exact Account of the Conversion, Holy and Exemplary Lives, and Joyful Death of several Young Children. Worcester: James R. Hutchius, 1785.

20. King P. The Ideology of Order. A Comparative Analysis of Jean Bodin und Thomas Hobbes. London: Frank Cass Publ., 1999.

21. Kleinknecht K.D. Gute Exempel für die zarte Jugend, das ist: Eine gantz neue Sammlung auserlesener Exempel frommer Kinder. Augsburg: Ph.L. Klaffschenckel, 1743.

22. Kuhn A. Tugend und Arbeit. Zur Sozialisation durch Kinder- und Jugendliteratur im 18. Jahrhundert. Berlin: Basis, 1975.

23. Lehrbuch der Christlichen Religion zum Gebrauche in Kirchen und Schulen. München: J. Lentner, 1807.

24. Martens W. Die Botschaft der Tugend. Die Aufklärung im Spiegel der Deutschen moralischen Wochenschriften. Stuttgart: J.B. Metzler, 1968.

25. Moore C.N. “Gottseliges Bezeugen und frommer Lebenswandel”. Das Exempelbuch als pietistische Kinderlektüre // Das Kind in Pietismus und Aufklärung / Hrsg. von J.N. Neumann, U. Sträter. Halle: Verlag der Franckeschen Stiftungen; Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 2000.

26. Moore C.N. The Maiden’s Mirror. Reading Material for German Girls in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1987.

27. The New England Primer 1777. URL: https://www.sacred-texts.com/chr/nep/1777/ (дата обращения 18.04.2020).

28. Popławski A. Nauka moralna dla szkół narodowych. Kraków: Szkoła Główna Koronna, 1790.

29. Prokopowicz A.M. Sposob nowy nayłatwieyszy pisania y czytania razem dla panienek z przypisami dla nauczycielek. Kraków: Anna Dziedziczka, 1790.

30. von Rochow F.E. Der Kinderfreund. Ein Lesebuch zum Gebrauch in Landschulen. Teil. 2. Frankfurt: bei Eichenbergischen Erben, 1779.

31. von Rochow F.E. Der Kinderfreund. Ein Lesebuch zum Gebrauch in Landschulen. Teil 1–2. Nürnberg: E.Ch. Grattenauer, 1791.

32. Schnabel-Schüle H. Kirchenzucht als Verbrechensprävention // Zeitschrift für historische Forschung. 1994. Beiheft 16. S. 49–64.

33. Sittenlehre für Volksschulen; oder Lesebuch für unstudierte Leute über die Pflichten gegen Gott, und den Nächsten. Stadtamhof: Daisenbergeschen Buchhandlung, 1808.

34. [Stawski St.] Książeczka do sylabizowania i czytania. Wrocław: Drukarnia miejska, 1790.

35. Uphaus-Wehmeier A. Zum Nutzen und Vergnügen – Jugendzeitschriften des 18. Jahrhunderts. Ein Beitrag zur Kommunikationsgeschichte. München; N.Y.; L.; P.: K.G. Saur, 1984.

36. Weiße Ch.F. Neues A, B, C, Buch, nebst einigen kleinen Uebungen und Unterhaltungen. Leipzig: Siegfried Lebrecht Crusius, 1773.

37. Wolff G.W. Declamir-Buch für die Jugend bestehend in einer Sammlung von Gedichten und Fabeln für Kinder von 8 bis 12 Jahren. Quedlinburg; Leipzig: Verlag der Enst’schen Buchhandlung, 1835.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх