Феномен пандемии сквозь призму метафизического, антропологического и социального измерений

 
Код статьиS023620070010034-4-1
DOI10.31857/S023620070010034-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры философской антропологии
Аффилиация: Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета
Адрес: Российская Федерация, 199034 Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5
Должность: профессор кафедры философии
Аффилиация: Институт философии человека Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, 197046 Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Тихоокеанский институт географии Дальневосточного отделения Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, 690041 Владивосток, ул. Радио, д. 7
Название журналаЧеловек
ВыпускТом 31 Выпуск №3
Страницы7-24
Аннотация

В статье представлены различные точки зрения на понимание феномена пандемии, возникновение которой повлекло за собой как изменение привычных представлений, так и трансформацию ряда концептуальных допущений, а также актуализацию новых тематических линий в философской антропологии. Авторов объединяет убеждение в том, что пандемия мобилизует символические, экзистенциальные и биологические иммунные системы человека. Используются различные концепты, которые находили порой неожиданное выражение в базисных метафорах культуры и отсылали к пониманию жизни в биологии, психологии и культурологии. Размышление о пандемии выявило новые акценты соотношения простого и сложного, близкого и далекого, индивидуального и социального, естественного и культурного, ожидаемого и неожиданного, своего и чужого, данного и другого. В такой перспективе появилась возможность нового отношения к ряду традиционных философских рубрик, включая темы «разумности», индивидуальности» и «социальности». Авторы исходят из того, что такие понятия, как живое и неживое, человек и животное, с одной стороны,  являются позициональными, то есть обусловленными объективными, естественными законами и фактами, а с другой — нагружены символическим содержанием, которое в свою очередь оказывается достаточно разнородным и включает кроме теорий ценностные установки, традиции нормы культуры. Отсюда программу авторов можно назвать когнитивной культурологией, или антропологией. В результате аналитика биологического, социально-исторического и культурно-символического контекстов дискуссий о природе COVID-19 позволила разграничить и затем привлечь различные дискурсы. Для общественных наук наиболее актуальной представляется предложенная в статье концепция символической иммунологии, в которой аккуратно используются понятия вирусологии применительно к культурным взаимодействиям. Культуры, как и организмы, не являются замкнутыми, они взаимодействуют со средой, им необходимы инъекции другого и даже чужого, которые способствуют не разрушению, а укреплению «здоровья» культур.

Ключевые словапандемия, вирус, дикая природа, живое и неживое, человек, Я и Другой, свое и чужое, насилие, символическая иммунология, культурная вирусология
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по теме «Нелиберальные концепции толерантности: история, практика, перспективы»; проект № 19-011-00779.
Получено23.03.2020
Дата публикации30.06.2020
Кол-во символов34424
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 932

Оценка читателей: голосов 0

1. Агамбен Дж. Открытое: Человек и животное / пер. с итал. и нем. Б.М. Скуратова под ред. М. Маяцкого и Д. Новикова. М.: РГГУ, 2012.

2. Бахтин М.М. К философии поступка // Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев: Next, 1994. С. 9–68.

3. Жирар Р. Завершить Клаузевица: Беседы с Бенуа Шатроном / пер. с фр. А.И. Зыгмонта. М.: ББИ, 2019.

4. Жирар Р. Насилие и священное / пер. с фр. Г.Д. Дашевского. 2-е изд., испр. М.: Нов. лит. обозрение, 2010.

5. Кожевникова М. Гибриды и химеры человека и животного: от мифологии к биотехнологии. М.: ИФРАН, 2017.

6. Межуев В.М. Гуманизм и современная цивилизация // Человек. 2013. № 2. С. 5–13.

7. Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб.: Мiръ, 2009. С. 249–295.

8. Тимофеева О.В. История животных. М.: Нов. Лит. обозрение, 2017.

9. Улик Варандж [Йоки Ф.П.]. Imperium: Философия истории и политики / пер. с англ. Н.М. Селиверстовой. СПб.: Русский Мiр, 2017.

10. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / пер. с нем. В.В. Бибихина, А.В. Ахутина, А.П. Шурбелева. СПб.: Владимир Даль, 2013.

11. Шеффер Ж.-М. Конец человеческой исключительности / пер. с фр. С.Н. Зенкина. М.: Нов. лит. обозрение, 2010.

12. Naess A. Ecology, Сommunity and Lifestyle: Outline of an Ecosophy. Cambridge: Cambridge University Press. 1989.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх